КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция 14. Психологические основы обучения, учения, научения
План: 1. Характеристика понятий 2. Различия между научением, обучением и учением. Механизмы научения. 3. Теории обучения. 1. Учебная деятельность – это процесс, в результате которого человек приобретает новые или изменяет существующие у него знания, умения и навыки, совершенствует и развивает свои способности. Такая деятельность позволяет ему приспосабливаться к окружающему миру, ориентироваться в нем, успешнее и полнее удовлетворять свои основные потребности, в том числе потребности интеллектуального роста. Обучение – предполагает совместную учебную деятельность учащегося и учителя, характеризует процесс передачи знаний, умений и навыков, а если говорить шире – жизненного опыта от учителя к учащемуся. Обучение – целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению научными знаниями, умениями и навыками, развитию творческих способностей, мировоззрения и нравственно-эстетических взглядов (Харламов И.Ф. Педагогика). Существенные признаки процесса обучения (С. П. Баранов) | · Обучение — это специально организованная познавательная деятельность (в отличие от научения). · Обучение — ускорение познания в индивидуальном развитии. · Обучение — это усвоение закономерностей, зафиксированных в опыте человечества. Обучение как процесс включает в себя две части: · преподавание, в ходе которого осуществляется передача (трансляция) системы знаний, умений, опыта деятельности; · учение как усвоение опыта через его восприятие, осмысление, преобразование и использование. Организация обучения предполагает, что педагог осуществляет следующие компоненты: · постановка целей учебной работы; · формирование потребностей учащихся в овладении изучаемым материалом; · определение содержания материала, подлежащего усвоению учащимися; · организация учебно-познавательной деятельности по овладению учащимися · придание учебной деятельности учащихся эмоционально-положительного · регулирование и контроль учебной деятельности учащихся; · оценивание результатов деятельности учащихся.
ПРИМЕР. Когда говорят об обучении, то акцентируют внимание на том, что делает учитель, на его специфических функциях в процессе научения.
Учение – также относится к учебной деятельности, но при использовании его в науке обращается внимание на то, что именно в составе учебной деятельности приходится на долю ученика.
!Речь идет о предпринимаемых учеником учебных действиях, направленных на развитие способностей, на приобретение необходимых знаний, умений навыков! Учащиеся осуществляют учебно-познавательную деятельность, которая в свою очередь состоит из соответствующих компонентов: · осознание целей и задач обучения; · развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности; · осмысление темы нового материала и основных вопросов, подлежащих усвоению; · восприятие, осмысление и запоминание учебного материала; · применение знаний на практике и последующее повторение; · проявление эмоционального отношения и волевых усилий в учебно-познавательной деятельности; · самоконтроль и внесение корректив в учебно-познавательную деятельность; · самооценка результатов своей учебно-познавательной деятельности.
Когда хотят подчеркнуть результат учения, то пользуются понятием – научение. Оно характеризует факт приобретения человеком новых психологических качеств и свойств в учебной деятельности. Понятие научение происходит от слова “научиться”. И включает в себя то, чему действительно может научиться индивид в результате обучения и учения.
Научение(краткий псих. словарь Конюхов) – процесс приобретения знаний, навыков, умений. Иногда научение понимается как результат учения, однако отличается от учения как приобретения опыта в деятельности. Способствует приобретению любого опыта и включает протекающее неосознанно уяснение материала и его закрепление. Но главное: не все, что связанно с развитием, может быть названо научением. В него не входят процессы и результаты, которые характеризуют биологическое созревание организма. Хотя процессы созревания также связаны с приобретением организмом нового. Они мало или почти не зависят от обучения и научения. 1. В то же время всякий процесс, называемый научением, не является совершенно независимым от созревания. Научение практически всегда опирается на определенный уровень биологической зрелости организма и без него не может осуществиться.
ПРИМЕР. Вряд ли можно научить ребенка говорить до того времени, когда у него созреют необходимые для этого органические структуры: голосовой аппарат, соответствующие отделы головного мозга, ответственные за речь.
2 . Научение – зависит от созревания организма по характеру течения процесса: он может быть ускорен или заторможен соответственно ускорению или замедлению созревания организма. Созревание – естественный процесс преобразования анатомических структур и физиологических процессов организма по мере его роста. Однако между этими процессами может быть и обратная связь. Обучение и учение в определенной степени влияют на созревание организма.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 3440; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |