Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности системного подхода

Читайте также:
  1. III. Особенности художественного текста
  2. VII. Этические особенности общения с пережившими утрату.
  3. Акты официального толкования норм права: понятие, особенности, виды
  4. Бизнес-процессы как основа процессного подхода к управлению и цели управления.
  5. Ближняя и дальняя зоны. Особенности формирования и распространения колебаний.
  6. Ботанические и биологические особенности
  7. В 6. Особенности малой выборки.
  8. В психологии, в том числе педагогической, к настоящему моменту сложились два методологических подхода к изучению человека: естественнонаучный и гуманитарный (психотехни­ческий).
  9. В чем ее отличительные особенности?
  10. Валютная система и особенности ее функционирования
  11. Введение. Особенности формирования шариата.
  12. Взаимосвязь и отличительные особенности управленческого и финансового учета

Концепция системного метода

Лекция 15

Системный метод – при котором предметы и явления рассматриваются как части и элементы определенного целостного образования. Эти части или элементы, взаимодействуя друг с другом, определяют новые, целостные свойства системы, которые отсутствуют у отдельных ее элементов.

Главное, что определяет систему – это взаимосвязь и взаимодействие частей в рамках целого. Каждую часть можно также рассматривать как определенную целостность, состоящую из частей, и исследовать как систему.

 

Простые совокупности предметов и явлений, которые системами не являются, называются агрегатами. Куча камней, например, не является системой. Физическое тело, состоящее из большого числа взаимодействующих молекул, химическое соединение, а тем более живой организм, популяцию, всякий будет интуитивно считать системой.

Отличия системы и простой совокупности предметов:

  1. Свойства простых совокупностей аддитивны (длина целого объекта складывается из длин его частей), свойства систем не аддитивны;
  2. Различие между системами и агрегатами имеет не абсолютный, а относительный характер. Кучу камней можно рассматривать как некоторую систему, элементы которой взаимодействуют по закону всемирного тяготения. Но отличительный признак систем – наличие у них новых системных свойств, возникающих вследствие взаимодействия составляющих их частей или элементов.

Строение системы определяется теми компонентами, которые в нее входят: 1) подсистемы – наибольшие части системы, которые обладают определенной автономностью. Обычно подсистемы выделяются в особым образом организованные системы, которые называются иерархическими; 2) элементы – наименьшие единицы, хотя в принципе любую часть можно рассматривать в качестве элемента (пример – организм, состоящий из нервной, дыхательной, пищеварительной систем и т.д., которые в свою очередь состоят из органов, те – из клеток).

Структура системы – совокупность тех специфических взаимосвязей и взаимодействий, благодаря которым возникают новые целостные свойства, присущие только системе. Так, от конкретного характера взаимодействия между компонентами различаем типы систем: электромагнитные, атомные, ядерные, химические, биологические и социальные.

Классификация систем:

Можно разделить на материальные и идеальные. К материальным относится большинство систем неорганического, органического и социального характера.

По форме движения, которую они представляют, различают гравитационные, физические, химические, биологические, геологические, экологические и социальные системы. Среди материальных систем выделяют также искусственные, специально созданные обществом.



Идеальные системы представляют собой отражение материальных, объективно существующих в природе и обществе систем. В некотором смысле они зависят от субъекта, познающего эти материальные системы.

Типичным примером концептуальной системы является научная теория, которая выражает с помощью своих понятий, обобщений и законов объективные, реальные связи и отношения, существующие в конкретных природных и социальных системах. Обычно выделяется несколько положений – аксиом, с помощью которых определяются другие понятия. В классической механике – такими основными суждениями являются три основных закона механики, в теории относительности – принцип постоянства скорости света и относительности.

Важная функция научной теории – она помогает систематизировать накопленные факты, укладывать их в целостную последовательность.

Системы можно также делить на статические и динамические. Деление такое в известной мере условно, так как все в мире находится в постоянном изменении и движении.

Среди динамических систем обычно выделяют детерминистские и стохастические (вероятностные) системы. К первым можно отнести исследуемые в механике и астрономии. Стохастические имеют дело с массовыми или повторяющимися случайными событиями и явлениями. Предсказания в них имеют не достоверный, а лишь вероятностный характер.

По характеру взаимодействия с окружающей средой различают системы открытые и закрытые (изолированные), иногда выделяют частично открытые системы. Представление о закрытой системе – в основном условно, так как оно возникло как определенная абстракция.

Системный метод как особый способ исследования многие относят ко времени второй мировой войны, когда ученые столкнулись с проблемами комплексного характера, которые требуют учета взаимосвязи и взаимодействия многих факторов в рамках целого (планирование и проведение военных операций).

Понятия теории и модели в системном методе применимы для исследования предметов и явлений самого различного содержания. В этих целях приходится абстрагироваться от конкретного содержания отдельных частных систем и выявить то общее, существенное, что присуще всем системам определенного рода. Наиболее общим приемом для реализации этой цели служит математическое моделирование.

С помощью математической модели отображаются наиболее существенные количественные и структурные связи между элементами некоторых родственных систем. Затем модель рассчитывается на компьютере и результаты вычислений сравниваются с данными наблюдений и экспериментов.

Роль системного метода заключается в том, что с его помощью достигается наиболее полное выражение единства научного знания. Это единство проявляется во взаимосвязи различных научных дисциплин, которая выражается в возникновении новых дисциплин на «стыке» старых (физ. химия, хим. физика, биофизика, биохимия, биогеохимия и др.), в появлении междисциплинарных направлений исследования (кибернетика, синергетика, экологические программы и т.п.). Свойства и закономерности реальных систем в природе находят свое отображение прежде всего в научных теориях отдельных дисциплин. Эти теории в свою очередь связываются друг с другом в рамках соответствующих дисциплин, последние как раз и составляют естествознание как учение о природе в целом.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
| Особенности системного подхода

Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 100; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ip: 54.198.165.74
Генерация страницы за: 0.005 сек.