Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Государственный долг




Государственный бюджет. Бюджетный дефицит и

Главную роль в финансовой системе играет государственный бюджет. Государственный бюджет представляет собой систему отношений между государством, с одной стороны, и населением и предприятиями, с другой стороны, по поводу формирования, распределения и использования централизованного фонда денежных средств. После утверждения государственный бюджет становится законом.

В основу построения госбюджета положены следующие принципы:

· принцип единства – в стране существует лишь один бюджет, объединяющий все государственные доходы и расходы;

· принцип правдивости предполагает, что в бюджетных статьях доходов и расходов не должно быть фальсификаций;

· принцип гласности предполагает, что правительство обязано публиковать бюджет и отчитываться в его исполнении.

Государственный бюджет призван выполнять следующие функции:

1. Распределительная функция – госбюджет перераспределяет значительную часть национального дохода.

2. Контрольная функция – бюджет позволяет контролировать финансовое состояние экономики.

3. Регулирующая функция – изменяя доходы и расходы госбюджета, правительство может сгладить проявления циклических колебаний.

Государственный бюджет состоит из двух взаимосвязанных частей: доходной и расходной. Доходы бюджета формируются за счет:

· налогов (85 – 90% от всех доходов);

· государственных займов;

· различного рода пошлин и сборов;

· эмиссии бумажных денег;

· приватизации государственной собственности;

Расходная часть определяет направления использования государственных средств:

· военные расходы;

· расходы по государственному долгу;

· расходы по финансированию экономики;

· расходы на содержание государственного аппарата;

· расходы на социально-культурные мероприятия.

Государственный бюджет является сбалансированным при равенстве доходов и расходов государства. Та сумма, на которую в данном году расходы бюджета превышают его доходы, составляют бюджетный дефицит. Причинами бюджетного дефицита могут быть: спад общественного производства, эмиссия ничем не обеспеченных денег, непроизводительные расходы государства и т.д.

Различают структурный и циклический дефициты. Структурные сдвиги в бюджете происходят в результате изменений в системе налогообложения и государственных расходов. Поэтому дефицит, заложенный в структуру доходов и расходов при формировании бюджета, называется структурным. Однако при исполнении бюджета реальный дефицит оказывается, как правило, больше структурного. Основной причиной этого является характерная для рыночной экономики цикличность развития. Спад производства приводит к тому, что доходы предпринимателей и населения сокращаются. Следствием этого является уменьшение налоговых поступлений в госбюджет. В то же время расходы из бюджета увеличиваются, так как растут выплаты по безработице и другим социальным программам. Разность между реальным и структурным дефицитом составляет циклический дефицит бюджета. Важно, чтобы дефицит госбюджета не превышал 10% национального производства.

Если реальный дефицит бюджета меньше структурного, то разница между структурным и реальным дефицитом называется циклическим излишком.

Существует несколько способов погашения бюджетного дефицита:

· повышение налоговых ставок и введение специальных налогов. Данный способ используется редко, так как ведет к снижению деловой активности и сокращению производства.

· долговое финансирование. Государство выпускает ценные бумаги внутреннего и внешнего займов для покрытия бюджетного дефицита.

· денежное финансирование. Центральный банк выдает льготные кредиты правительству для покрытия бюджетного дефицита, что ведет к инфляции. Прямая эмиссия денег Центральным банком в настоящее время практически не используется.

· приватизация государственной собственности.

Можно выделить три основные концепции регулирования государственного бюджета:

1. Представители первой считают, что бюджет должен балансироваться ежегодно. Эту концепцию использует большинство стран.

2. Сторонники второй концепции полагают, что бюджет должен балансироваться в ходе экономического цикла, а не ежегодно. Правительство в период спадов производства увеличивает свои расходы, что ведет к дефициту государственного бюджета, но позволяет быстрее преодолеть кризис. Возникший дефицит постепенно уменьшается на фазе оживления и подъема. Применение данной теории привело к возрастанию государственного долга и галопирующей инфляции в развитых странах.

3. Теория функциональных финансов утверждает, что главной целью государства является обеспечение макроэкономического равновесия. Поэтому можно не обращать внимания на бюджетный дефицит, главной целью является экономический рост.

 

Бюджетный дефицит порождает государственный долг. Государственный долг – это сумма задолженности страны своим или иностранным юридическим и физическим лицам. Он состоит из общей накопленной суммы бюджетных дефицитов (за вычетом бюджетных излишков).

Различают внутренний долг и внешний. Внутренний долг – это долг государства населению и субъектам хозяйствования своей страны. Основной проблемой является обслуживание долга. Внешний долг возникает в результате прямого заимствования средств у иностранных государств, а также в связи с продажей государственных ценных бумаг иностранным лицам и государствам. Последствия внешнего долга являются более тяжелыми для страны, чем последствия внутреннего. Нация вынуждена отдавать другим странам товары и услуги, чтобы оплатить проценты и погасить долг, что снижает уровень жизни населения. Большой внешний долг снижает международный авторитет страны и может осложнить получение новых займов.

Погашение государственного долга и процентов по нему производится путем:

· рефинансирования;

· конверсии;

· консолидации.

Рефинансирование – это выпуск новых займов государственных ценных бумаг, дохода от которых направляются на погашение старых займов. Конверсия – это изменение условий займа или превращение его в долгосрочные иностранные инвестиции. Консолидация – это изменение сроков погашения займа, когда краткосрочные обязательства консолидируются в средне- и долгосрочные.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 375; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.