Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Фискальная политика государства. Фискальная политика – это политика, направленная на регулирование и предотвращение нежелательных изменений совокупного спроса




Фискальная политика – это политика, направленная на регулирование и предотвращение нежелательных изменений совокупного спроса, посредством планируемых изменений государственных расходов и налогов.

К целям фискальной политики относят стимулирование экономического роста, стабилизацию экономики, обеспечение полной занятости.

Воздействие государственных расходов на совокупный спрос можно проанализировать графически. На оси абсцисс отложим величину ВВП, на оси ординат – совокупные расходы.

Государственные расходы оказывают непосредственное влияние на объем производства и занятость. На рис. 13 показано, что увеличение государственных расходов на величину ∆G привело экономику в новую точку равновесия E2 и обеспечило рост общественного производства до значения Y2. Государственные расходы, так же как и инвестиции, приводят в действие мультипликационный эффект. Следовательно, можно записать, что

∆Y = kg ∆G

где ∆Y - прирост общественного производства;

∆G - прирост государственных расходов;

kg - мультипликатор государственных расходов.

 
 

 

 


Рис. 13

Мультипликатор государственных расходов рассчитывается по формуле: kg = 1/ (1 – MPC), где MPC - предельная склонность к потреблению.

Другой составляющей фискальной политики являются налоги.

Изменение налогов также приводит к мультипликационному эффекту, причем при увеличении налогов размер общественного производства сокращается. Однако налоговый мультипликатор оказывает гораздо меньшее воздействие на совокупный спрос, чем мультипликатор государственных расходов. В фискальной политике существует понятие так называемого мультипликатора сбалансированного бюджета, которое показывает, что если госрасходы и налоги увеличиваются на определенную величину, то равновесный уровень национального продукта тоже увеличится на ту же самую величину.

Мы можем записать, что ∆Y = kT∆T, где ∆Т – изменение налогов; kT – налоговый мультипликатор. Налоговый мультипликатор рассчитывается по формуле: kT = - MPC(1 – MPC).

Различают две формы фискальной политики: дискреционную и недискреционную (автоматическую). Дискреционная фискальная политика – это сознательное манипулирование государством своими доходами и расходами. Правительство принимает соответствующие законы об изменении налоговых ставок, введении налоговых льгот и новых налогов, о направлении использования бюджетных средств и т.д. На фазе спада правительство проводит стимулирующую фискальную политику: снижает налоговые ставки, увеличивает свои расходы. Данные меры увеличивают совокупный спрос и способствуют более быстрому выходу из кризиса. На фазе подъема правительство осуществляет сдерживающую фискальную политику: увеличивает налоговые ставки и уменьшает свои расходы, стремясь не допустить перегрева экономики.

Фискальная политика может быть и недискреционной (автоматической). Речь идет о встроенных стабилизаторах, которые работают в режиме саморегулирования и независимы от принимаемых правительством решений. Они реагируют на изменение ситуации в экономике. Встроенные стабилизаторы уменьшают колебания цикла, играют роль амортизаторов и таким образом способствуют более «плавному» развитию экономики.

К их числу относят:

1. Прогрессивную систему налогообложения. Как только доходы начнут падать, уменьшаются и размеры налоговых отчислений, что приводит к торможению негативных явлений. При росте доходов, который обычно наблюдается в периоды оживления и подъема, происходит рост налоговой ставки и размеров налоговых отчислений. Это является сдерживающим фактором для предпринимателей и не дает экономике перегреться.

2. Систему пособий по безработице и социальные выплаты. В таком же автоматическом режиме функционирует система индексации доходов, пособий по безработице и других выплат.

Выработка оптимальной фискальной политики государства – задача довольно сложная.

Во-первых, существует временной лаг между принятием фискальной политики и ее первыми результатами. Он составляет, по разным оценкам, от нескольких месяцев до нескольких лет. Поэтому программы, принятые правительством на одной фазе цикла (например, во время спада) могут начать действовать на противоположной фазе и приведут лишь к углублению циклических колебаний.

Во-вторых, эффективность фискальной политики снижается из-за противоречий между политическими и экономическими интересами. Стремление к политической ренте заставляет принимать неадекватные экономические решения.

В-третьих, при проведении фискальной политики наблюдается эффект вытеснения. Государство, стремясь получить необходимые средства, выступает конкурентом частным инвесторам на рынке ценных бумаг. Увеличение спроса на временно свободные денежные средства населения приводит к росту процентной ставки и, следовательно, к сокращению частных инвестиций. Ожидаемого роста общественного производства может вследствие этого и не произойти.

 

Вопросы к семинарскому занятию:

1. В чем состоит сущность налогов, и каковы их функции? Какие бывают налоговые ставки и виды налогов?

2. Что собой представляет кривая Лаффера?

3. Что такое государственный бюджет? Каковы его доходная и расходная части?

4. Что такое бюджетный дефицит? Какие существуют концепции регулирования государственного бюджета?

5. Что представляет собой фискальная политика государства?

6. В чем отличие дискреционной фискальной политики от недискреционной?

В чем состоят основные проблемы фискальной политики государства?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 448; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.