Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экономический механизм управления природоохранной деятельностью

Окружающей среды

Тема 16. Экономический механизм природопользования и охраны

1.Экономический механизм управления природоохранной деятельностью.

2. Экономический механизм охраны естественной окружающей среды.

3. Виды и содержание платежей за использование природных ресурсов.

 

В начале последнего десятилетия XX века мировая политическая и экономическая жизнь ознаменовалась тотальным наступлением классического принципа рыночных отношений. Необходимость стратегического подхода к природоохранной деятельности определилась в конце 60-х гг. в связи с осознанием угрозы экологического кризиса. В 70-х гг. в качестве стратегического направления природоохранной деятельности было выбрано создание и совершенствование методов и средств защиты окружающей среды в конце производственного цикла, используемых на “конце трубы” (end-of-pipe). Однако возможности этого направления достаточно быстро были исчерпаны. Следующим стратегическим направлением охраны окружающей среды, определенным Международной конференцией по проблемам охраны окружающей среды в Женеве в 1978 г., явилось техническое перевооружение производства на основе ресурсосберегающих и малоотходных технологий, достаточно высокозатратных способов защиты окружающей среды. Поиск малозатратных и эффективных способов сохранения окружающей среды привел к развитию экологического менеджмента. В 1992 г. в Великобритании был введен национальный стандарт British Standard for Environmental management systems (BS 7750) – первый европейский стандарт по экологическому менеджменту, который вскоре стал использоваться и в других странах Европы. На его основе было разработано Руководство (Правила) Европейского Союза по экологическому менеджменту и экологическому аудиту 1836/93 Ecomanagement and audit scheme (EMAS), принятое Советом ЕС в 1993 г.

Системы экологического управления, отвечающие требованиям EMAS и имеющие в своей основе постоянное совершенствование деятельности по охране окружающей среды, представляют собой часть государственного регулирования процессов охраны окружающей среды. Эти системы содержат конкретные требования к используемым технологиям. Непременным требованием к этим системам является широкое информирование общественности и всех заинтересованных сторон о деятельности предприятия, производимой им продукции, используемых материалах, ресурсах и т.д., а также публикация экологических целей и задач предприятия.

В 1993 г. Был создан Технический комитет “Экологическое управление” (ISO/TC 207), который приступил к разработке международных стандартов по экологическому менеджменту – стандартов ISO серии 14000. Следование стандартам серии 14000 предполагает обеспечение уменьшения неблагоприятного воздействия на окружающую среду на организационном, национальном и международном уровнях.

Стандарты ISO 14000 обеспечивают создание системы определения предприятиями (хозяйствующими субъектами) того, как они влияют на окружающую среду и как выполняются требования национального законодательства. В настоящее время экологически ориентированные системы управления признаны в качестве основных методов, обеспечивающих эффективное и устойчивое экономическое развитие.

Основой системы управления окружающей средой является “спираль постоянного улучшения”, направленная на непрерывное последовательное совершенствование системы управления с целью снижения негативного воздействия на окружающую среду. Созданные в соответствии со стандартом ISO 14001 системы экологического управления могут быть сертифицированы (зарегистрированы) на соответствие этим стандартам. Сертификация – свидетельство “третьей стороны” о соответствии международным стандартам – является одним из непременных условий доступа продукции на международный рынок, сертификация является одним из основных рыночных инструментов, регулирующих деятельность предприятий.

Сегодня общество имеет реальную возможность переломить имеющиеся отрицательные тенденции и начать радикальное углубление рыночных реформ с учетом экологического фактора. Это предусматривает реализацию политики целенаправленного содействия развития эффективных отечественных производств, активной поддержки создания в Украине современной конкурентоспособной эколого-безопасной экономики.

В системе управления экологической безопасностью окружающей природной среды все больше внимания отводится ее регионализации. К функциям регионального уровня управления относятся следующие вопросы:

== регулирование и организация контроля за использованием природных ресурсов местного значения;

== определение нормативов загрязнения окружающей природной среды (установление нормативов предельно допустимых стоков, предельно допустимых выбросов и размещение и захоронение отходов);

== внедрение эффективного экономического механизма природопользования;

== проведение мониторинга и учета объектов природопользования и загрязнения окружающей природной среды;

== осуществление государственного контроля за соблюдением природоохранного законодательства;

== разработка программ внедрения природоохранных мероприятий, определение и реализация инвестиционной политики;

== информирование населения и заинтересованных субъектов по экономическим вопросам.

Национальная экологическая политика реализуется через соответствующие Министерства и государственные комитеты. Координацию деятельности всех органов в сфере природопользования осуществляют органы экологической безопасности Минэкоресурсов Украины. Последнее также осуществляет комплексный, государственный контроль за использованием природных ресурсов и соблюдением норм экологической безопасности. Контроль за соблюдением санитарных норм окружающей среды выполняет Министерство здравоохранения.

Определенную роль играют в охране окружающей среды общественные природоохранные объединения. Они самостоятельно разрабатывают и пропагандируют собственные природоохранные программы, создают фонды охраны природы, осуществляют вместе с государственными органами управления в области охраны окружающей среды проверки выполнения предприятиями и организациями природоохранных планов и мероприятий, соблюдение требований экологического законодательства.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Экономический механизм охраны естественной окружающей среды
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 554; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.