КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Экономический механизм охраны естественной окружающей среды
Охрана окружающей природной среды на современном этапе развития общества становится главным фактором, от которого зависит здоровье человека и его благо-состояние, укрепление нации как государства, ее могущество. В наше время защита окружающей среды выдвигается на первый план. Уменьшение влияния вредных факторов на состояние окружающей среды может обеспечить надежный экономический механизм охраны окружающей среды. Государство должно создать такие условия деятельности предприятий, при которых они были бы вынуждены заниматься природоохранной деятельностью: материальная заинтересованность в реализации мероприятий в этой области. Основные направления борьбы за сохранение и оздоровление окружающей природной среды Украины сформулированы в Законе Украины «Об охране окружающей природной среды» от 25 июня 1991 p. Механизм реализации закона имеет две стороны: статическую и динамическую. Статическая - фиксируется в нормах Закона. Динамическая - отражает движение этих норм в жизнь. Особенности построения механизма реализации данного Закона в том, что он сочетает в себе экономические методы хозяйствования с административно-правовыми мерами обеспечения качества окружающей природной среды. Такое сочетание соответствует международным стандартам. В состав экономического механизма охраны окружающей природной среды Закон включает две категории факторов - позитивные и негативные. У них общая цель - обеспечить высокий экономический интерес природопользователя к экологии. Но достигается эта цель разными способами. Одни из них имеют дело с позитивными факторами воздействия (финансирование, кредитование, льготы при внедрении экологически чистых технологий, при начислении налогов), которые создают прямые экономические стимулы в охране окружающей природной среды. Другие, негативные факторы, наоборот, влияют на экономический интерес через изъятие части денежного дохода в качестве платы за пользование ресурсами, налога за экологически вредную продукцию или продукцию, выпускаемую с применением экологически опасных технологий. Под экономическим механизмом природоохраны, следует считать «совокупность предусмотренных законодательством экономических мер обеспечения охраны окружающей среды и рационального природопользования». Таким образом, в отличие от правового механизма, экономический механизм реализует нормы экологического права посредством материальной заинтересованности природопользователя в их соблюдении. Для этого Закон «Об охране окружающей природной среды» предусматривает ряд правовых институтов, таких как: а) планирование и финансирование природоохранных мероприятий; б) установление лимитов использования природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещения отходов; в) установление нормативов платы и размеров платежей за использование природных ресурсов и за загрязнение окружающей природной среды; г) предоставление природопользователям налоговых, кредитных и иных льгот при внедрении ими малоотходных и ресурсосберегающих технологий и нетрадиционных видов энергии. Наряду с названными мерами охраны окружающей среды, в разделе «об экономическом механизме» Закона, предусмотрено: 1) ведение кадастров природных ресурсов, 2) заключение договоров, 3) предоставление лицензий, 4) экологическое страхование; 5) возмещение в установленном порядке вреда, причиненного окружающей природной среде и здоровью человека. При характеристике роли экономических мер в обеспечении природопользования и охраны окружающей природной среды нужно отметить, что экономические и административные методы управления природоохранительной деятельностью не являются альтернативными. Наоборот, они дополняют друг друга. Одним из действенных элементов экономического механизма охраны окружающей природной среды является лимитирование природопользования. Продолжительное время природопользования в стране было бесплатным. Предприятия использовали землю, воду, другие природные ресурсы, загрязняя окружающую природную среду, и за это не платили, т.е. использовали бесплатно. С целью более эффективного использования природных ресурсов и возмещения государству части расходов на охрану и восстановление природных ресурсов окружающей среды во второй половине 50-х гг. постепенно вводится плата за отдельные виды ресурсов, которые изымаются из природы. А уже в начале 90-х годов вводится плата за природопользование. Плата вводится практически за все природные ресурсы, за загрязнение окружающей природной среды, размещение в нем отходов производства и за другие виды влияний. При этом плата за сверхлимитное использование и загрязнение в несколько раз превышает плату за использование и загрязнение в пределах установленных лимитов (нормативов). Одним из методов экономического управления является финансирование, т.е. выделение средств на четко определенные природоохранные мероприятия. Для этого используют разные источники финансирования: бюджетные средства, собственные средства предприятий, банковские кредиты и разные экологические фонды. В период перехода к рыночным отношениям наблюдается тенденция снижения капитальных вложений в природоохранную сферу. Другими словами, по оценкам специалистов, на финансирование экологических программ, выполнение международных обязательств, содержание особо охраняемых природных территорий, природоохранных органов, обновление материальной и технико-технологической базы средств нет. Продолжает действовать остаточный принцип финансирования природоохранной деятельности. Для сравнения – в США при 15 % бюджета, расходуемых на военные нужды, на решение экологических проблем отпускается 3 %. В России в 1997 г. на охрану окружающей среды предполагалось израсходовать 0,4 % при 20-23 % на оборону. Некоторые политики высказывают мнение о том, что затраты на охрану природы не окупаются и потому предприятия в них не заинтересованы. Мировая же практика, наоборот, свидетельствует о высокой эффективности вложений в природоохранные проекты, дающие экономике эффект за предотвращенный ущерб, в 10-15 раз превышающий эти вложения. До недавнего времени казалось естественным положение, что природные ресурсы, поскольку в них не включены затраты человеческого труда, ничего не стоят. Они предусматривают собой бесплатный дар природы и могут изыматься из окружающей среды в любом количестве. Реальные масштабы изъятия природных ресурсов ограничиваются лишь имеющимися на сегодняшний день техническими возможностями. Однако по мере их расширения и при отсутствии каких-либо иных ограничений изъятие природных ресурсов обрело угрожающие масштабы, а самое главное – расточительный характер. Результат вполне закономерен: нет особого резона беречь то, что легкодоступно. Идея платности природных ресурсов возникла как попытка стимулирования субъектов экологических правоотношений к более бережному использованию природных ресурсов. В основе своей идея очень проста: за каждый квадратный метр земельной площади, за каждый кубометр воды, извлеченной из водоемов, за каждый кубометр заготовленной древесины и т.д. гражданин или юридическое лицо платит определенную сумму. Принцип платности природных ресурсов закреплен во многих странах Европы и Америки. Основные положения платности: Плата за природопользование взимается только с юридических лиц, так или иначе использующих природную среду. Плата за пользование природными ресурсами регулируется отраслевым природоресурсным законодательством и включает в себя: 1) платежи за право пользования природными ресурсами в пределах установленных лимитов, 2) платежи за сверхлимитное и нерациональное использование природных ресурсов. 3) целевые платежи на воспроизводство и охрану природных ресурсов. Нормативы платежей за пользование природными ресурсами разрабатываются органами государственного управления соответствующим видом ресурса и утверждаются территориальными органами власти в пределах их компетенции. Плата за право пользования природными ресурсами поступает в бюджет и расходуется на целевые платежи, предназначенные для воспроизводства и охраны природных ресурсов и др., на финансирование комплексных территориальных экологических программ и программ восстановления и охраны отдельных видов ресурсов. Однако полной компенсации в действительности не бывает. Этот же принцип, по мнению ученых, может лечь в основу регулирования нагрузок в городах. Например, за право размещения нового предприятия в густонаселенном районе можно предусмотреть повышенную плату. Повышенная плата должна предусматриваться и в том случае, если предполагается размещение объекта в районе, представляющем определенную экологическую ценность. Одной из наиболее важных задач в системе управления природными ресурсами. является регулирование землепользования. Земля – ценнейший ресурс, который выступает в качестве основного средства производства в сфере сельского хозяйства. Между тем во всем мире наблюдаются явления деградации почвенного слоя. Плодородные земли на нашей планете превращаются в пустыню очень быстро: истощаются почвы, наступают пески, иссушаются водные источники Создание целевых экологических фондов является одним из экономических методов управления в природопользовании. Этот фонд создается в счет платежей предприятий за природопользование, предоставление материальной помощи субъектами хозяйствования и соответствующих средств из других источников. Кроме этого, предприятия могут делать взносы в фонды экологического страхования. К поощрительным мероприятиям относят: налоговые льготы (освобождение от налогообложения экологических фондов и природоохранного имущества; применение поощрительных цен и надбавок на экологически чистую продукцию; применение льготного кредитования предприятий, эффективно осуществляющих охрану окружающей природной среды (напр., снижение процента за кредит или беспроцентное кредитование); штрафы за экологическое нарушение установленных нормативов.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 324; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |