Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

III этап: Сбор информации

Выборочное наблюдение- это вид несплошного наблюдения, при котором отбор подлежащих обследованию единиц наблюдения осуществляется случайно из генеральной совокупности, после чего результаты распространяются на всю исходную совокупность. Сформированная таким образом совокупность называется выборочной или выборкой.

Для того, чтобы можно было распространить результаты, полученные на части единиц наблюдения, на всю совокупность (объект наблюдения), выборка должна быть репрезентативной.

Репрезентативность - это представительность выборочной совокупности по отношению ко всей (генеральной) совокупности, при этом репрезентативность должна быть количественной и качественной. Под количественной репрезентативность понимают достаточное число единиц наблюдения в выборке для проявления закона больших чисел. Под качественной репрезентативностью понимают соответствие признаков у единиц наблюдения генеральной и выборочной совоку пностей.

Репрезентативность выборки зависит от её численности и от способов формирования выборочной совокупности, т.е. способов отбора единиц наблюдения (способов рандомизации). Главное требование, предъявляемой к отбору - это его случайность (рандомизированный отбор). При этом каждой единице наблюдения обеспечивается одинаковая вероятность попадания в выборку благодаря случайности отбора. Случайность отбора достигается путем выбора и применения адекватного метода рандомизации, что является очень важным моментом в исследовании, от которого будет зависеть полноценность получаемых данных и,в конечном итоге, успех всего исследования. Более подробно этот вопрос рассматривается в теме «Выброчное исследование и оценка его результатов».

Существует много различных классификаций видов научных исследований. В зависимости от времени регистрации различают следующие виды исследований:

· Единовременные (в виде пролонгированного исследования или моментного среза)

· Текущее

· Ретроспективное

· Проспективное

В зависимости от целей исследования выделяют:

• Дескриптивное (для описания и прогнозирования тенденций)

• Оптимизационное (для решения проблемы и принятия управленческих решений)

В зависимости от методического подхода к исследованию со стороны исполнителя различают:

• Пассивные исследования (без активного вмешательства исследователя в изучаемую совокупность или окружающую ее среду)

• Активные исследования

• Поисковые эксперименты (создание специальных условий для совокупности или устранение действия факторов внешней среды)

• Управляемые эксперименты (внесение коррекции в методику исследования в зависимости от получаемых результатов)

Важное место при решении организационных вопросов исследования принадлежит так называемому пробному, предварительному (пилотажному) исследованию. Это небольшое по численности исследование позволяет решить следующие основные задачи:

■ отработать программу исследования;

■ проверить различные варианты сбора данных;

■ оценить вариабельность (разнообразие) признаков;

■ оценить затраты (время, деньги, штаты), необходимые для проведения исследования.

Проведение исследования и получение желаемых результатов во многом зависит от правильности составления организационного плана. Организационный план - это документ, в котором представлены вопросы организации и проведения исследования с указанием конкретных сроков. В организационном плане должны найти своё отражение такие вопросы, как обеспечение информационными материалами (регистрационными документами), финансовыми и техническими средствами, кадрами. Необходимо также уточнить время и место проведения исследования.

Все вышеизложенное составляет содержание организационного этапа исследования.

 

На этом этапе основное внимание должно быть уделено соблюдению правил регистрации, охвату всех включенных в исследование единиц наблюдения, достоверности собранных данных. Нельзя нарушать порядок отбора единиц наблюдения, пропускать, исключать отдельные случаи, подменять отдельные единицы наблюдения другими.

Выбор способа сбора данных определяется целью и задачами исследования и зависит от программы наблюдения, численности обследуемых единиц, уровня подготовки как организаторов исследования, так и изучаемых лиц. В настоящее время наибольшее распространение получили следующие способы сбора данных:

• отчетный, с помощью системы учетно-отчетной документации;

• экспедиционный, при обследовании деятельности отдельных учреждений, служб здравоохранения и т.п.;

• саморегистрация, которая предполагает самостоятельное заполнения обследуемым регистрационного документа;

• анкетный, когда сведения получают при помощи специальных вопросников, анкет, рассылаемых или публикуемых в печати;

• корреспондентский, предполагающий динамическое наблюдение за определенной группой лиц.

В процессе сбора данных необходимо периодически отслеживать качество собранных материалов, контролировать соблюдение принятых на организационном этапе правил и принципов. Все это позволяет правильно собрать доброкачественный статистический материал.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
II этап: Организация исследования | VI этап: Внедрение результатов исследования в практику
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 671; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.