Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Роль прямых иностранных инвестиций в системе мирохозяйственных связей




Внешний долг и особенности международного кредитования Республики Беларусь

Сотрудничество Республики Беларусь с Международным валютным фондом (МВФ)

За период сотрудничества с Международным валютным фондом (МВФ) Республика Беларусь получила от Фонда две транши кредита по программе системных трансформаций - в августе 1993 г. и в феврале 1995 г. и одну траншу кредита "стэнд-бай" в сентябре 1995 г.

В дальнейшем Фонд прекратил выделение кредитов Беларуси из-за несоответствия рекомендациям Фонда экономической политики Правительства Республики Беларусь.

В начале 2004 г. Республикой Беларусь принято решение отказаться от кредитов МВФ и ограничиться техническим сотрудничеством.

Взаимоотношения Беларуси с МВФ в 2005 - 2006 годах осуществлялись на основе обсуждений в министерствах и Национальном банке параметров экономического развития Республики Беларусь и получении технической помощи.

В мае 2006 г. в республике работала миссия МВФ по оценке финансового сектора Республики Беларусь.

Беларусь полностью погасила свои обязательства перед МВФ по ранее полученным кредитам 1 февраля 2005 г.

 

Республика Беларусь является также полноправным членом Всемирного банка, получив этот статус в 1992 году. Подписка Республики Беларусь на акционерный капитал банка составляет 3323 акции на сумму 400,9 млн. долларов США. В 1994 году в Минске было открыто Постоянное представительство Международного банка реконструкции и развития, действующее и по настоящее время.

За прошедшие годы Всемирным Банком были одобрены 4 программы по сотрудничеству с Беларусью (1993, 1997, 1999 и 2002 гг.), а также ряд кредитных соглашений по конкретным проектам. Общая сумма финансовых средств, полученных республикой от группы Всемирного банка, составляет примерно 200 млн. долларов США.

Наиболее активно сотрудничество Республики Беларусь с Всемирным банком происходило в 1993-1994 годах: в 1993 году были подписаны кредитные соглашения о предоставлении Беларуси займа в размере 8,3 млн. долларов США для проведения преобразований в сфере государственного управления и реабилитационного займа в размере 120 млн. долларов США. В 1994 году был утвержден заем на развитие лесного хозяйства (первоначальная сумма кредита - 41,9 млн. долларов США, в 1999 г. она была скорректирована до 33,9 млн. долларов США), который официально завершился в 2002 году.

В июне 2001 г. Совет директоров Всемирного банка одобрил заем для Республики Беларусь на сумму 22,6 млн. долларов США на проект "Модернизация инфраструктуры в социальной сфере Республики Беларусь". Выполнение проекта рассчитано на 5 лет - с декабря 2001 г. по июнь 2006 г. В качестве объектов проекта выбраны учреждения систем здравоохранения и образования, на долю которых приходится около 40% энергии, потребляемой организациями бюджетной сферы. Мероприятия проекта выполняются на 353 объектах (школы, детские сады, больницы, поликлиники, дома-интернаты и другие объекты социальной сферы). Годовая экономия после реализации всех предусмотренных проектом мероприятий оценивается в 4,12 млн. долларов США в год.

Кроме кредитной поддержки Всемирным банком стране была оказана безвозмездная помощь за счет грантов, предоставленных Банком из различных специальных фондов на сумму более 15 млн. долларов США (экология, поддержка процесса приватизации, социальная защита малообеспеченных слоев населения, сохранение биоразнообразия лесов, вывод из применения озоноразрушающих веществ, развитие потенциала по обеспечению соблюдения экологического законодательства в Республике Беларусь и другие).

 

В настоящее время сотрудничество Банка с Республикой Беларусь осуществляется в следующих областях:

  • совершенствование социальной политики;
  • решение важных проблем в области окружающей среды, особенно в контексте последствий аварии на Чернобыльской АЭС;
  • повышение эффективности управления государственными ресурсами, создание благоприятной среды для развития бизнеса и содействие в формировании и усилении роли гражданского общества и общественных организаций.

В Беларуси при поддержке Всемирного банка реализуются два проекта:

  1. Проект "Модернизация инфраструктуры в социальной сфере Республики Беларусь", целью которого является проведение мероприятий по снижению потребления энергии на объектах социальной сферы (в школах и больницах). По состоянию на 1 марта 2006 г. освоено средств проекта в сумме 11,86 млн. долларов США.
  2. Чернобыльский проект, цели которого направлены на смягчение последствий аварии и стимулирование общего экономического развития пострадавших районов.

Внешний долг Республики Беларусь по состоянию на 01.01.2008 г. сложился в размере 12 719,2 мол. долл. США и увеличился по сравнению с предшествующим периодом на 87,4% (темп роста 187,4%). По состоянию на 01.01.2007 г. внешний долг страны составлял 6 785,7 млн. долларов США.

Совокупный внешний долг РБ составил на 01.012006 г. 5,3 млрд.долл. Формируется внешний долг в основном за счет коммерческих кредитов (на конец 2005 г.– 67,9% внешнего долга). На втором месте коммерческие банки РБ – 15,9%. В структура кредитов на долю краткосрочных обязательств приходится 71,7%, что означает, что внешние инвесторы и кредиторы оценивают риск сотрудничества с белорусскими субъектами как высокий, что соответствует спекулятивному рейтингу страны.

 

К основным особенностям кредитования РБ можно отнести следующее: основную массу кредитов получают субъекты хозяйствования по негарантированным кредитам; кредитование органов государственного управления по линии международных финансовых организаций практически отсутствует (за исключением кредитов по линии социальных и экологических программ); реализуется несколько кредитных линий Всемирного банка, направленных на развитие малого бизнеса (микрокредитование); наибольший удельный вес приходится на межправительственные кредитные линии, которые носят, в основном, связанный характер; постоянно происходит реструктуризация задолженности, так как значительная часть негарантированных просроченных кредитов переоформляется как внешний долг правительства для повышения инвестиционной привлекательности белорусской экономики.

 

Иностранные инвестиции – это экспорт (импорт) финансовых и материальных средств, прав на имущественную и интеллектуальную собственность для вложения их в дело на территории другого государства с целью получения прибыли.

Прямые инвестиции – любые инвестиции, осуществленные прямыми инвесторами полностью или частично владеющими организацией или имеющими не менее 10% акций и паев в уставном фонде, что дает право на участие в управлении организацией.

Цели, которые преследует страна, привлекая иностранные прямые инвестиции: получение помощи в налаживании выпуска технически сложной продукции; разовое получение новых технологий в расчете на их постоянный приток; решение проблемы обучения национальных кадров; получение финансовой выгоды по сравнению с импортном товаров и иностранными ссудами;.

Мотивы движения прямых инвестиций можно условно разделить на три группы: политические; экономические; конкурентные. Политические цели связаны с обеспечением присутствия страны-инвестора на рынке инвестируемой страны, что обеспечивает возможность влиять на экономическую политику прямо или косвенно. Прямое влияние оказывается путем лоббирования, а косвенное – через деятельность созданных фирм, которые так или иначе меняют экономический климат страны. Основным мотивом движения ПИИ является экономический.

Основные экономические цели вывоза капиталов в виде ПИИ:

1) обход тарифных (таможенных пошлин) и нетарифных протекционистских барьеров;

2) использование разницы в стоимости ресурсов в разных странах, в том числе использование разницы в стоимости рабочей силы, а, следовательно, в издержках производства;

3) повышение качества послепродажных услуг для тех товаров, где эта составляющая товара является его важным компонентом (машины и оборудование, бытовая техника) – через совместные организации этот процесс контролируется легче, чем работа национального торгового посредника, и обходится дешевле;

4) экономия на налогах и экологических программах.

Конкурентные мотивы связаны с повышением конкурентоспособности и более активным внедрением на рынок, использованием эффекта внедрения на рынок изнутри. Расширение рынков присутствия повышает имидж фирмы, укрепляет ее позиции на мировых рынках, позволяет оптимизировать конкретную стратегию за счет использования вновь возникших конкурентных преимуществ.

Состояние мировых ПИИ отслеживает Конференция по торговле и развитию ООН (ЮНКТАД).

Структура инвестиций меняется незначительно. Инвестирование носит перекрестный характер, т.е. одни и те же страны одновременно выступают и инвесторами, и заемщиками на финансовых рынках. Основными инвесторами остаются промышленно развитые страны (87,2%), они же получают наибольший приток инвестиций (64,5%). Сохраняется и такая тенденция, как концентрация потоков ПИИ. При этом для США нетто-баланс практически нулевой, страны Евросоюза являются нетто-экспортерами. Наиболее активным получателем ПИИ является Восточная Европа, где отток и приток капитала соотносятся как 1:6,5.

Происходит смена отраслевых приоритетов в динамике ПИИ. Снизилась инвестиционная привлекательность обрабатывающей промышленности и отдельных секторов рынка услуг (финансовый сектор, транспорт, складские услуги, коммуникации). Аналогичная тенденция возникла в автомобильном, металлургическом, машиностроительном и аэрокосмическом секторах. Стабильный приток инвестиций сохраняется в здравоохранении и социальной сфере. Наблюдается некоторое увеличение ПИИ в таких сферах, как горнодобывающая, нефтяная промышленность, фармацевтическая отрасль, электроника.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 850; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.