КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Элементарные преобразования
Будем делать над системами линейных уравнений элементарные преобразования трёх типов. Будем говорить, что СЛУ S¢ получается из системы S элементарным преобразованием I-го типа (SS¢), если i- е уравнение системы S¢ получается прибавлением к i- му уравнению системы S j -го уравнения системы S, умноженного на коэффициент с Î Р (j¹ i). А все остальные уравнения системы S¢ совпадают с соответствующими уравнениями системы S. Элементарному преобразованию I-го типа системы линейных уравнений соответствует ЭП-I соответствующей расширенной матрицы, у которой при ЭП-I к i -й строке прибавляется j -я строка с коэффициентом с. Таким образом, все строки расширенной матрицы для СЛУ S¢, кроме i- й, совпадают с соответствующими строками расширенной матрицы для СЛУ S, а i- я строка имеет вид (ai1+caj1, ai2+caj2,…, ain+cajn,| bi+cbj). При элементарном преобразовании II-го типа в системе S меняются местами i -е и j -е уравнения, а в соответствующей расширенной матрице меняются местами i -я и j -я строки. При элементарном преобразовании III-го типа в системе S i -е уравнение умножается на коэффициент сÎ Р, с ¹ 0, а в соответствующей расширенной матрице i -я строка умножается на с. Упражнения. 1. Доказать, что если S S¢, то S¢ S, причем обратное ЭП - того же типа. 2. Доказать, что если S S¢, то S Þ S¢ и, следовательно, S Û S¢. На множестве СЛУ с п неизвестными введем отношение «. Пусть по определению S «S¢, если система S¢ может быть получена из S с помощью цепочки ЭП: S … S¢. Упражнения. 3. Доказать, что отношение « является отношением эквивалентности. 4. Доказать, что если S «S¢, то S Û S¢, и, следовательно, отношение эквивалентности « содержится в отношении эквивалентности Û. Теорема. Любую матрицу размером m´n A = c помощью ЭП можно привести к ступенчатому виду: = , где число ненулевых строк равно r, r³ 0, и все элементы ¹ 0, i = 1,…,r. Доказательство индукцией по m. При m = 1 утверждение очевидно и ничего доказывать не надо. Пусть для m – 1 утверждение верно. Докажем его для m. Пусть в 1-м столбце все элементы нулевые, во 2-м столбце все элементы нулевые и т.д. Пусть 1-й столбец, где встретится элемент, неравный нулю, имеет номер k1, k1³ 1. Строку, где находится этот ненулевой элемент, поменяем местами с 1-й строкой. Элемент, который окажется на месте с номером (1, k1), обозначим , элемент, который окажется на месте с номером (1, j), обозначим , а элемент на произвольном (i, j)- м месте (i ³ 2) будем обозначать . Теперь с помощью ЭП-I сделаем нули под ненулевым элементом . Для этого от каждой строки с номером j, j ³ 2, отнимем 1-ю строку с коэффициентом .
После этого получим матрицу вида . Для подматрицы с m-1 строками можно считать, что утверждение верно по предположению индукции. Отсюда и следует доказательство теоремы. Число r ненулевых строк матрицы (число ступенек) называется рангом матрицы A и обозначается rgA. Корректность определения ранга (независимость от способа приведения A к ступенчатому виду) будет доказана позже.
Лекция 6.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 339; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |