Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Развитость сотрудников органов правосудия




Всем участникам судопроизводства — следова­телю, прокурору, судье, адвокату — необходимы духовность, гуманность, справедливость, высо­ко развитые умственные способности, интел­лект: особый склад мышления, что определяется специфичностью познаваемых объектов и условий познания, аналитические способ­ности, воля, быстрота реакций и другие качества. Аналитические способности предполагают умение видеть и понимать мелочи, обра­щать внимание на мельчайшие детали, особенно при осмотре, обы­ске, выделять те из них, которые остаются незамеченными для бо­лее поверхностного взгляда. Вместе с тем нужно и умение видеть сразу и целое, т.е. развитая синтетическая способность (умение соз­давать такие синтетические образования, как динамическую модель проблемной ситуации, картину преступления, версию, план рассле­дования); гармоническое сочетание анализа и синтеза; быстрота и четкость мышления; умение быстро переходить от размышления к действию и обратно (но не торопливость и поспешность, которые могут привести к непродуманным решениям и действиям, к серьез­ным ошибкам). Действуя подчас в чрезвычайно сложной обста­новке и испытывая к тому же часто дефицит времени, необходимо уметь быстро разбираться в сложной ситуации и находить правиль­ное решение.

Создание мысленной картины преступления во всех деталях и особенностях развития событий требует от следователя, прокурора высокого развития воображения. В расследовании преступлений нет проторенных путей; расследование — всегда творчество[18], и это спо­собствует развитию творческих способностей, умения выходить из, ка­залось бы, тупиковых ситуаций и находить нестандартные решения.

Участникам судопроизводства необходимо обладать тактом и выдержкой, навыками управления своими эмоциями, умением в нуж­ный момент собраться с мыслями и силами. Это достигается посто­янной работой над собой, жестким самоконтролем, целенаправлен­ными тренировками по специальным методикам. Судья, адвокат, прокурор постоянно находятся в центре внимания всех участников судебного процесса. На них большей частью обращены взоры всех присутствующих. Каждое их слово, жест воспринимаются как имею­щие большое значение для дела. При таком положении судьи, про­курора, адвоката особое значение приобретает развитость таких ка­честв, как выдержка, спокойствие, беспристрастность.

Судебная деятельность не может проходить вне эмоций. Нельзя, к примеру, требовать, чтобы судья был бесстрастным. Но надо иметь в виду, что эмоции судьи при восприятии тех или иных фактов всегда находятся в центре внимания всех присутствующих в зале, которые могут сделать самые различные выводы в результате внешнего прояв­ления судьей своего внутреннего эмоционального состояния. Необхо­димо, чтобы судья, будучи внутренне эмоциональным при восприятии фактов, при общении, в своем внешнем поведении оставался всегда объективным[19]. Только такое поведение судьи обеспечит и процесс по­знания истины, и воспитательное воздействие судебного процесса. Постоянное контролирование своего поведения, своих эмоций, их вы­ражения является неотъемлемой чертой деятельности судьи.

Подобные требования к деятельности судьи могут быть выпол­нены только при наличии высоких волевых качеств, которые он по­стоянно воспитывает, контролируя свое поведение, учась анализи­ровать и направлять свои эмоции и состояния.

Особенностью деятельности судьи является и необходимость вос­приятия и анализа большого объема самой разнообразной информа­ции в краткий период времени судебного заседания. Такая особенность требует от судьи умения предельно концентрировать внимание, активи­зировать свою мыслительную деятельность. Судья должен уметь бороться с утомляемостью, с рассеиванием внимания, не должен отвлекаться на посторонние раздражители в ходе рассмотрения дела, одновременно осуществлять процесс восприятия информации, ее анализа и продол­жать руководить ходом судебного процесса, деятельностью всех участ­ников процесса.

Особенность деятельности судьи заключается и в том, что он дол­жен, принимая решение, предвидеть его последствия. Надо предуга­дывать результаты своего решения для общества в целом, для кон каретного коллектива, подсудимого, его семьи, потерпевшего и т.д. Ему нужно предвидеть и то, как будет воспринято его решение присутствующими в зале. Это всецело зависит от широты и глубины мышления, развитых способностей к обобщению и анализу большого числа фактов и взаимосвязей.

Одной из существенных особенностей уголовно-процессуальной деятельности выступает наличие элементов борьбы и противодейст­вия со стороны заинтересованных в исходе дела лиц, и в первую очередь — обвиняемого. В ходе расследования часто создаются си­туации, в которых действуют лица с различными интересами. В связи с этим для следователя, прокурора, судьи, адвоката важно обладать рефлексивным мышлением, которое позволяет разгадывать, предвосхи­щать действия обвиняемого. Нужно им и развитое внимание, недос­таточность которого, как об этом свидетельствует практика, приво­дит к серьезным процессуальным ошибкам. Оно служит основой профессиональной наблюдательности и проницательности.

Важнейшим профессиональным качеством успешного следова­теля и прокурора является целеустремленность, которая проявляется в умении в нужный момент находить и сосредоточивать свои уси­лия на главной проблеме, решение которой подготовляет и облег­чает решение остальных проблем.

С целеустремленностью тесно связано такое качество, как после­довательность — способность твердо и неуклонно следовать наме­ченному плану действий, доводить начатое дело до конца. С реши­тельностью тесно связана оперативность. Необходимость ее обу­словливается прежде всего характером процесса расследования, требованием своевременного производства процессуальных дейст­вий. Она связана с этапом реализации принятого решения, его бы­строго, неуклонного и действенного осуществления.

Нередко в деятельности следователя, прокурора обстоятельства складываются таким образом, что они вынуждены работать в «экс­тремальных условиях». Здесь огромная роль принадлежит таким ка­чествам, как длительная работоспособность, психическая выносли­вость, способность к длительному сосредоточению, переключаемостъ, быстрая ориентировка в новых условиях, «помехоустойчивость» (спо­собность работать при действии посторонних раздражителей).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 221; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.