Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Воспитательное значение деятель­ности обвинителя на суде

Любое уголовное дело всегда имеет опреде­ленное общественно-политическое, морально-этическое и педагогическое значение. Задача прокурора при поддержании обвинения состо­ит не только в изобличении подсудимого, но и в нахождении эффективных средств воспитания и обучения всех при­сутствующих в духе высокой морали.

Успех перевоспитания подсудимого во многом зависит от своевре­менного выявления и устранения причин, условий, способствующих совершению преступлений. Поэтому прокурору необходимо подверг­нуть глубокому анализу и дать надлежащую оценку тем фактам, ко­торые привели обвиняемого к преступлению. С этой целью он об­ращает внимание на: а) обстоятельства, вызвавшие формирование у лица антиобщественной установки (условия нравственного форми­рования личности); б) обстоятельства, побудившие лицо к соверше­нию данного преступления (та конкретная жизненная ситуация, ко­торая вызвала решимость действовать определенным образом); в) об­стоятельства, способствовавшие достижению преступного резуль­тата и сокрытию следов преступления; г) лица, ответственные за те недостатки и упущения, которые привели к совершению преступ­ления; д) меры, которые необходимо принять для устранения при­чин и условий, вызвавших совершение преступления.

Суд, как известно, обязан назначить справедливое наказание. Слишком мягкое наказание чревато возможностью порождения чув­ства безответственности и, наоборот, слишком суровое наказание мо­жет вызвать озлобление либо состояние отчаяния и обреченности, что осложняет воспитательный процесс. Все это вызывает необходимость того, чтобы прокурор, тщательным образом взвесив обстоятельства де­ла, высказал в своей речи соображения относительно вида, срока и ус­ловий отбывания того наказания, которое, по его мнению, суд должен определить в отношении подсудимого. Иная позиция может вызвать сомнения в правильности и объективности доводов прокурора. Не способствуют нравственным нормам попытки воздействовать на судей ссылками на возможное влияние вынесенного ими мягкого приговора на состояние преступности[40].

Качество обвинительной речи, ее обоснованность и убедитель­ность зависит от степени подготовленности прокурора к участию в судебном заседании и его активности в процессе судебного следствия и прениях. При этом, если в судебном следствии прокурор оказывает воспитательное влияние самим восприятием определенных фактов, познанием событий, деятельности лиц в этих событиях, то в судеб­ных прениях — более углубленным разъяснением сущности и зна­чения тех фактов, которые были восприняты на судебном следст­вии, анализом правовых норм.

Лучшим украшением обвинительной речи является ее содержа­ние. Но нельзя забывать и о форме речи. Ей необходимо придать яс­ность, точность, выразительность, лаконичность, грамотность, ком­позиционную стройность. Каждая очередная речь для прокурора долж­на быть не обыденным явлением, а событием в его жизни. Только при таком отношении речь прокурора дойдет до сердца слушателей, сможет воздействовать на их сознание, убедить и мобилизовать об­щественное мнение на борьбу с преступностью. Будучи эмоцио­нальной, обвинительная речь должна быть еще и рациональной, основанной на собранных и исследованных в судебном заседании доказательствах.

Обвиняя подсудимого в преступлении, писал А.Ф. Кони, проку­рору необходимо выступать со спокойным достоинством исполняе­мого грустного долга, его речь должна быть проникнута печатью трезвой, зрелой мысли. Если наказание преступника не имеет целью унизить человеческое достоинство (на это прямо указано в ст. 9 УПК), то тем более недопустимо унижение подсудимого, который еще не признан преступником, а возможно, и не будет им признан.

Особенность обвинительной речи заключается и в ее разговор­ном характере. Именно этим достигается эффект непосредственно­го влияния на аудиторию. Со стилем речи тесно связана техника ее исполнения. Поскольку любая речь рассчитана на ее слуховое вос­приятие, в ней важны и правильный тон, темп, интонация, дикция оратора. Не только слова, но и поза прокурора, его жесты и мимика должны быть строго согласованы с тем процессуальным положением, которое он занимает в суде, со всей обстановкой судебной аудитории.

Говоря о соблюдении правил ораторского искусства, необходимо помнить советы выдающегося русского юриста А.Ф. Кони:

Говорить следует громко, ясно, отчетливо, немонотонно, по возмож­ности выразительно и просто. В тоне должна быть уверенность, сила... Речь не должна произноситься одним махом: она должна быть речью, живым словом. Жесты оживляют речь, но пользоваться ими следует ос­торожно... Слишком частые, однообразные, суетливые, резкие движения рук неприятны, приедаются, надоедают и раздражают... Лучшие речи просты, ясны, понятливы и полны глубокого смысла[41].

Завершить свою речь прокурор может кратким указанием на ито­ги судебного процесса, на те уроки, которые из него должны быть извлечены, либо подчеркиванием значения приговора и ожидаемо­го от него результата в деле дальнейшего укрепления законности.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Обучающее и воспитывающее влияние поведения председательствующего судьи | Воспитательное значение деятельности защитника на суде
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 312; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.