КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Воспитательное значение деятельности защитника на суде
Если воспитание и перевоспитание — одна из основных задач по осуществлению правосудия, то естественно, что и защита, способствующая осуществлению целей правосудия, также призвана перевоспитывать лица, совершившие правонарушения, воспитывать всех граждан в духе уважения к законам. Перечень в законе смягчающих вину обстоятельств отражает стремление законодателя к максимальной индивидуализации наказания. С учетом этих особенностей защитнику необходимо просить суд о наиболее целесообразной мере наказания. Именно такой подход будет иметь воспитательное значение для обвиняемого, ибо он будет способствовать в каждом конкретном случае возникновению здоровой психологической обстановки, повышению эффективности воспитательного воздействия. Воспитательная сторона защитительной деятельности призвана способствовать ликвидации у лиц, привлеченных к уголовной ответственности, отрицательных привычек, психологических качеств, установок и выработки на этой базе тех необходимых свойств личности, которые будут своего рода гарантией того, что человек не совершит нового преступления. Бездейственность защитительной деятельности особенно возрастает в условиях открытого судебного разбирательства дела с участием присяжных заседателей. Она определяется умелым сочетанием активного участия защитника в судебном следствии и яркой, аргументированной защитительной речи. Главное заключается в том, чтобы увлечь слушателей, заставить их глубоко задуматься над причинами преступления. Первейшее условие завоевания доверия присяжных заседателей — умение защитника произносить живую, свободную, экспромтную речь. В качестве примера, иллюстрирующего стиль такой защитительной речи, можно привести отрывок из выступления С.А. Андреевского по делу Кронштадтского банка: Еще недавно один публицист (М.Н. Катков) дерзнул назвать суд присяжных «улицей». Но вопреки намерениям автора я вижу в этом слове не унижение или поругание суда присяжных, а такую характеристику его, в которой метко соединены едва ли не самые дорогие черты этого суда. И правда: пусть вы — улица! Мы этому рады. На улице свежий воздух; мы бываем там все, без различия, именитые и ничтожные; там мы все равны, потому что на глазах народа чувствуем свою безопасность; перед улицей никто не позволит себе бесстыдства;...на улице по могут заболевшему, подадут милостыню нищему, остановят обидчика, задержат бегущего вора! Когда у вас в доме беда — грабеж, убийство, пожар — куда вы бежите за помощью? На улицу. Потому что там всегда найдутся люди, готовые служить началам общечеловеческой справедливости. Вносите к нам, в наши суды эти начала... Приходите судить с улицы, потому что сам законодатель пожелал брать своих судей именно оттуда, а не из кабинетов и салонов[42]. Живая, свободная речь более эффективно воздействует на слушателей, потому что обеспечивает не только доказательность, но и внушающее воздействие, вызывая более сильную активацию эмоций аудитории. Именно этим отличается речь подлинного оратора от сообщения докладчика. Антиподом искусной, живой, свободной, экспромтной судебной речи является характерная для обычного судопроизводства «казенная» судебная речь, при произнесении которой оратор, уподобляясь докладчику, зачитывает заранее приготовленную речь «по бумажке» или механически воспроизводит ее «по памяти». Известный немецкий ученый-юрист К.Ю.А. Миттермайер в пособии для адвокатов предостерегал от того, чтобы «излагать свои речи слово в слово по бумаге... заучивать их наизусть и потом уже произносить словесно...», поскольку подобные приемы сделают изложение речи адвоката совершенно безжизненным, и всякий заметит, что он не обладает истинным красноречием; вследствие этого необходимо уменьшится впечатление, производимое его речью[43]. Поскольку воспитательная воздейственность речи защитника определяется и его убежденностью в правильности занимаемой позиции, ее соответствием нормам нравственной культуры, все материалы и доказательства, собранные по делу, должны им тщательно быть проанализированы и аргументированно поданы суду. Приводя в качестве примера выдающихся российских адвокатов дореволюционной поры (В.Д. Спасовича, Ф.Н. Плевако, Д.В. Стасова, Н.П. Карабчевского, П.А. Александрова, С.А. Андреевского, В.И. Танеева, А.И. Урусова и др.), следует отметить, что они занимались делом защиты не за высокие гонорары, а исходя из личных убеждений. Они воспринимали защиту как свой гражданский долг. Власти не решались преследовать адвокатов за их профессиональную деятельность, даже если были недовольны их позицией и обличительными речами, ибо на стороне адвокатов в большинстве случаев стояло общественное мнение России. Русский философ И.А. Ильин говорил: «Человек должен иметь нравственное право на те слова, которые он произносит» [44]. Это в значительной мере относится и к современному адвокатскому сообществу. Вопросы и задания для подготовки к семинарским занятиям 1. Назовите основные этапы усиления педагогического содержания в судопроизводстве. 2. С какими науками взаимосвязана педагогика судопроизводства? 3. В чем сходство и различие педагогических свойств, качеств сотрудников органов правосудия (следователя, прокурора, адвоката, судьи)? 4. Назовите основные направления педагогической деятельности органов следствия, прокуратуры в стадии досудебного производства. 5. Каковы основные принципы и методы педагогической работы на предварительном следствии? 6. Каковы особенности правового просвещения граждан на предварительном следствии? 7. Какие формы и методы разъяснения должностными лицами прав участникам уголовного процесса вы знаете? 8. Раскройте педагогический смысл оказания профессиональной юридической помощи подозреваемому, обвиняемому на предварительном следствии. 9. В чем специфика обучающего и воспитывающего поведения председательствующего судьи? 10. Дайте характеристику воспитательного влияния поведения обвинителя и защитника на суде.
[1] Российское законодательство Х-ХХ веков. В 9 т. / Под общ. ред. О.И. Чистякова. — м., 1991. - Т. 8. [2] Российское законодательство Х-ХХ веков: В 9 т. С. 198. [3] Кони А.Ф. Нравственные начала в уголовном процессе // Избр. произведения: В 2 т. - М., 1959. -Т. 1. - С. 123. [4] Серов Д.Т. Книга чести. - М„ 2000. - С. 123. [5] Томсинов В.А. Адвокат-поэт как явление русской адвакатуры второй половины XIX в. // Законодательство. — 1998. — № 4. — С. 77. [6] Цит. по: Громов И.Д. Златоусты судебного слова. — М., 1999. — С. 111. [7] Там же. С. 134. [8] Дулов А.В. Судебная психология. — Минск, 1975. — С. 33. [9] Мельник В.В. Искусство доказывания в состязательном уголовном процессе. М., 2000. - С. 47. [10] Кони А.Ф, Собр. соч. - Т. 3. - М, 1967. - С. 7. [11] Гросс Г. О судебном следователе // Юридическая психология: Хрестоматия / Сост. В.В. Романов, Е.В. Романова. — М., 2000. — С. 268. [12] Кони А.Ф. Нравственные начала в уголовном процессе // Собр. соч. — М., 1967. — Т. 5. -С. 112. [13] Кокорев Л.Д., Котов Д.П. Этика уголовного процесса: Учеб. пособие. — Воронеж, 1993. - С. 46. [14] Dolce vita — сладкая жизнь (ит.). [15] Кони А.Ф. Нравственные начала в уголовном процессе. С. 55. [16] Кони А.В. Указ. соч. С. 72. [17] Юридическая профессия: работа юриста в XXI веке. Каким должен быть юрист в третьем тысячелетии? // Адвокатские вести. — 2001. — № 4. — С. 11. [18] Дулов А.В. Судебная психология. С. 67—72. [19] Дулов А.В. Указ. соч. С. 403. [20] Ушинский К.Д. Собр. соч. - М.; Л., 1950. - Т. 8. - С. 57. [21] Чуфаровский Ю.В. Психология в оперативно-розыскной деятельности. — М., 1996. -С, 114. [22] Еникеев М.И. Основы общей и юридической психологии: Учебник для вузов. — М., 1996. - С. 464. [23] Васильев В.Л. Юридическая психология. — СПб., 1998. — С. 325. [24] Р Ильин И.А. Сочинения: В 2 т. — М., 1993. — Т 1 — С 279—284 301- МЧ [25] Там же. С. 432-433. [26] См.: Ильин И.А. Указ. соч. С. 332. [27] Там же. С. 348-349. [28] Там же. С. 432. [29] См.: Ведомости народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. — 1990. - № 50. - Ст. 1080. [30] Москаяькова Т.Н. Этика уголовно-процессуального доказывания (стадия предварительного расследования). — М, 1986. — С. 28—34. [31] См.: Кобликов А.С. Юридическая этика. — М., 2000. — С. 43. [32] Бекария Ч. О преступлениях и наказаниях. — М., 1939. — С. 224. [33] Владимиров Л.Е. Учение об уголовном процессе. — СПб., 1910. — С. 333. [34] Монополия на убийство // Новая газета. — 10—16 декабря 2001. — С. 12. [35] Монополия на убийство // Новая газета. — 10—16 декабря 2001. — С. 12. [36] См.: Шаров Л. Пятое колесо в телеге // Смена. — 2002. — № 3. — С. 243—244. [37] Кони А.Ф. Избранные произведения. — М., 1956. — С. 19, 20, 24, 25, 27, 38. [38] Кокорев Л.Д., Котов Д.П. Этика уголовного процесса. — Воронеж, 1993. — С. 26. [39] Кони А.Ф. Указ. соч. С. 19, 20, 24, 25, 27, 38. [40] Кони А.Ф. выступая против «запугивания присяжных последствиями оправдательного приговора, приводил красочные случаи из практики тех лет. Один провинциальный прокурор по делу о шайке конокрадов, возражая против защиты, добивавшейся оправдания, говорил: "Что ж! Оправдайте! Воля ваша! Только вот что я вам скажу: смотрю я в окошко и вижу на дворе ваших лошадей и брички, телеги и нетычанки, в которых вы собирались... уехать домой. Что ж! Оправдайте: — пешком уйдете!.."». [41] Кони А.Ф. Избранные произведения. — М„ 1980. — С. 131—139.
[42] Томсинов В.А. Адвокат-поэт как явление русской адвокатуры второй половины XIX века // Законодательство. — 1998. — № 4. — С. 78. [43] Миттермайер К.Ю.А. Руководство к судебной защите по уголовным делам. — М., 1863. - С. 164-165. [44] Васильев Е. Созвездию первоклассных юридических бойцов посвящается // Адвокатские вести. — 2001. — № 4. — С. 22.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 347; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |