КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Методологические принципы сравнительно-педагогического исследования
Знание из области любой науки будет однозначно неполным, если не охватить вниманием аналогичные научно-прикладные проблемы и явления, имеющие место за рубежом. Особую ценность в этом отношении имеют сравнительно-научные исследования, являющиеся необходимым элементом развития науки, в том числе и педагогики. Проводя сравнительное исследование, мы можем выйти из рамок своей педагогической традиции, посмотреть со стороны на наши педагогические концепции и категории, что необходимо и полезно для лучшего понимания и совершенствования собственных путей и способов решения отечественных научно-практических проблем. Современная наука о педагогических аспектах правоприменительной деятельности за рубежом, педагогике профессионального образования юристов различных специальностей накопила огромную массу педагогических сведений как теоретико-методологического, так и прикладного характера, не получивших своего обобщенного сравнительного научного анализа и систематизации из-за разнородности и противоречивости многих педагогических идей, положений, концепций, категорий, терминов, процедур, методик, технологий. Сравнительная педагогика пользуется не только методами исследования самой педагогики, но, будучи наукой междисциплинарной и интегральной, использует весь арсенал смежных с ней наук. Специфическое значение для сравнительной педагогики имеют несколько методов: • описательный — требует точности, объективности, группировки, систематизации и интернационализации фактов; накопления необходимой и достаточной информации для анализа, предусматривает определение единичного и типичного в системе образования. Динамика этого метода выражается в последовательном возрастании удельного веса исследовательского начала; • исторический — предусматривает анализ генезиса и особенностей развития педагогических проблем, способствует более глубокому пониманию современного состояния изучения педагогических явлений; • социологический — предполагает оценку соответствия организации образования потребностям развития данного общества; • статистический — характеризует анализ и интерпретацию количественных показателей образования. Сложность использования метода состоит в том, что параметры национальной статистики образования плохо поддаются международным сравнениям; • сравнения — основной, с помощью которого выявляются черты сходства и различия систем правоохранительной деятельности, образования, работы с кадрами и др., фиксируются общие и специфические проявления педагогических закономерностей. В современной отечественной сравнительно-юридической педагогике научные принципы и методы изучения, оценки и использования зарубежного педагогического опыта деятельности правоохранительных органов разработаны профессором А.М. Столяренко[1]. Им определен и комплекс возможных разных подходов в педагогическом изучении и использовании зарубежного опыта: • ознакомительно-информационный — заключается только в воспроизведении картины того, что происходит за рубежом, например в переводе и публикации зарубежных источников информации о педагогическом опыте либо в описании того, что наблюдали отдельные работники системы МВД, выезжавшие за границу; • аналитико-информационный — выражается в предоставлении практикам материалов, отражающих первый результат педагогиче ского осмысления опыта с четким выделением всех элементов педагогической системы; • сравнительно-аналитический — зарубежный опыт не только описывается, но и сопоставляется с нашим, выделяются сходства и отличия, а на основе сравнений делаются оценки и выводы; • научно-прикладной — связан с научным обоснованием процесса, процедур, методов практического осмысления зарубежного опыта, извлечения идей, их трансформации в варианты (версии) прикладных решений по реализации опыта; • внедренческий — выражает практические пути реализации опыта, экспериментальную проверку эффективности его внедрения, выбор наилучших вариантов. Сформулированы и апробированы в исследованиях методологические принципы сравнительно-юридической педагогики: • объективности — означает беспристрастность, отказ от всяких предубеждений, штампов, крайностей в оценках и проявлениях симпатий и антипатий, идеологических ярлыков, опору на факты и их научное объяснение. Особо следует подчеркнуть, что следование методологическому принципу объективности оказывается делом нелегким. Вспомним, что еще в недалеком прошлом советская педагогика смотрела на зарубежное образование с позиций классовой и идеологической борьбы. В настоящее время, наоборот, нередко излишне или незаслуженно захваливают иностранные педагогические достижения и стремятся слепо следовать западным образцам. Главное — не новизна, не внешняя красивость педагогических решений, а точное определение того, к чему они приводят, их итог, результат; • комплексности — предусматривает необходимость понимания закономерных зависимостей педагогических систем любой страны от свойственных ей социальных, экономических, национально-этнических, культурных и т.п. факторов; • педагогической системности — подразумевает, что любой факт опыта не может быть понят вне педагогической системы, в которую он включен; • конкретно-исторического подхода — учитывает исторические особенности развития стран и образования в них (опыт одной страны может быть неприменим в другой, которая уже ушла в своем развитии вперед или, наоборот, отстала); • противоречивости педагогического опыта — указывает на то, что в любом опыте есть интернациональное и национальное, типичное и единичное, положительное и негативное. Тезис «взять все самое лучшее отовсюду» весьма популярен во многих сферах человеческой деятельности. В то же время задача «взять лучшее», при всей ее привлекательности и легкости в мысленном экспериментировании, в реальной жизни чрезвычайно сложна. В процессах заимствования следует проявлять большую осмотрительность, предполагая возможные варианты конечного результата. Рассмотренные специальные принципы сравнительно-юридической педагогики свидетельствуют о том, что использование зарубежного педагогического опыта — «трудное искусство». Надо научиться использовать зарубежный опыт, но не менее важно научиться и не злоупотреблять им. Недопустимо недооценивать зарубежный опыт, но плохо и просто копировать его, пытаясь за рубежом найти легкие решения сложных и своеобразных российских проблем. Сколько бы мы ни использовали мировой опыт, наше общество и жизнь никогда не станут «американскими» или «японскими». Поэтому нужно бережное отношение к отечественному опыту и внимательное, вдумчивое — к зарубежному.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 360; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |