Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Второй вопрос. Современная психофизика: основные понятия теории обнаружения сигнала[501]. Общее представление о психофизическом операторе. 32 страница




[339] НОВОРОЖДЕННОСТЬ (англ. newborn) – возрастной период, в который происходит приспособление к жизни вне утробы матери (ок. 4–6 нед. после рождения), 1-й этап младенческого возраста. К моменту рождения ни один из органов не заканчивает своего развития (см. Неонатальный, Натальный, Пренатальное развитие), но, несмотря на незрелость, ребенок располагает определенными возможностями для восприятия внешнего мира. У него достаточно развиты обоняние, тактильная, болевая, температурная, вестибулярная и кинестезическая чувствительность. При отсутствии в первые дни после рождения слухового и зрительного сосредоточения новорожденный обнаруживает способность слышать и различать звуки по высоте, тембру и громкости, видеть и различать зрительные стимулы по форме, величине, конфигурации, проявляя при этом избирательную чувствительность к воздействиям, исходящим от взрослого человека.

В период Н. в поведении большую роль играют безусловные рефлексы – сосательный, оборонительный, ориентировочный. Кроме того, ребенок обнаруживает постепенно угасающие рудиментарные рефлексы (Моро, ладонный, переступания, ползания, Бабинского и др.). Быстрота и скорость образования условных рефлексов зависят от условий жизни: при первом прикладывании к груди через 20–30 мин после рождения условный рефлекс (на прикосновение, положение тела) вырабатывается после 2–3 подкреплений в течение суток, а через 16–20 ч после рождения – лишь на 10–12-й день после многократных повторений. К концу Н. дети начинают держать голову, а 25 % – самостоятельно переворачиваться.

В период Н. происходит подготовка ребенка к общению со взрослыми. При правильном воспитании со 2–3-й нед. возникает слуховое и зрительное сосредоточение, легче всего вызываемые обращением взрослого человека, но проявляющиеся и при воздействиях предметов. В конце 1-го – нач. 2-го мес. появляется первая «соц.» улыбка в ответ на обращение взрослого, которая знаменует конец периода Н. (см. Комплекс оживления).

Благополучное течение Н. зависит от степени развития плода к моменту рождения, наличия или отсутствия воздействия вредоносных факторов во время беременности, родов, от условий воспитания. Главное условие воспитания на этапе Н. – создание атмосферы любви и заботы, для чего необходимо быстро реагировать на все признаки дискомфорта ребенка, часто брать его на руки, ласково разговаривать, устанавливать контакт взглядов. См. также Неонатальная поведенческая оценочная шкала Бразелтона, Шкала Апгар. (С. Ю. Мещерякова)

[340] ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (англ. mental retardation) – особый тип дефицитарной аномалии психического развития ребенка. З. п. р. имеет различное происхождение: в одних случаях она связана с особенностями, а точнее – дефектами конституции ребенка, вследствие чего по своему физическому и психическому развитию он начинает соответствовать более раннему возрасту («гармонический инфантилизм»); в др. случаях З. п. р. возникает в результате различных соматических заболеваний (физически ослабленные дети) или органического поражения ц. н. с. (дети с минимальной мозговой дисфункцией).

У детей с З. п. р. отмечается значительное снижение работоспособности вследствие возникающих у них явлений цереброастении, психомоторной расторможенности, аффективной возбудимости. У них затруднено усвоение навыков чтения, письма, счета; страдают непосредственная память и внимание; имеются легкие нарушения речевых функций. Указанные затруднения компенсируются при специальных педагогических воздействиях на детей с З. п. р.

В отличие от олигофрении, при которой наблюдается устойчивое общее недоразвитие психики, у детей с З. п. р. обычно имеется парциальное (частичное) недоразвитие высших психических функций, носящее временный характер и преодолеваемое в детском или подростковом возрасте.

Дети с З. п. р. также характеризуются рядом личностных особенностей: недоразвитием эмоциональной сферы, длительным сохранением игровых интересов и т. д. См. Дети с отклонениями в психическом развитии, Умственная отсталость. (В. И. Лубовский)

[341] НЕВЕРБАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ (англ. nonverbal communication) – все неречевые соматические сигналы и сообщения, поступающие от одного индивида к другому в процессе их коммуникации. У людей существуют два типа «каналов» передачи невербальной информации: паралингвистический (как правило, этот канал является слуховым, он обеспечивает восприятие интонации, пауз, изменений громкости, темпа и тембра речевых звуков) и экстралингвистический (визуальный, тактильный, обонятельный и др.). Экстралингвистические сигналы – это те, которые индивид вольно или невольно передает другим, когда краснеет или бледнеет, улыбается, кривится, поднимает брови, пожимает плечами, кивает или качает головой, скрещивает руки, подмигивает. П. Экман и У. Фризен (Ekman, Friesen, 1969) выделили 5 классов сообщений в рамках Н. к.: 1) эмоциональная экспрессия (affect displays) – включенные в эмоциональные состояния относительно автоматические, непроизвольные и стереотипные реакции, среди которых наиболее определенные относятся к мимике, они являются одинаковыми во всех человеческих культурах (см. Выразительные движения); 2) адапторы (adaptors) – это манипулятивные движения с к.-л. частями своего тела (self-manipulative movements) вроде покусывания и облизывания губ, надувания щек, поглаживания волос, носа и др. частей тела, которые способствуют телесному и психическому комфорту; 3) эмблемы (emblems) – выученные, культуроспецифические жесты, а также символические движения глаз, которые передают сообщения, подобные коротким фразам (специальные системы эмблем образуют эквивалент устной речи и могут рассматриваться как альтернативный лингвистический канал); 4) иллюстраторы (illustrators) – действия, которые сопровождают, дополняют и усиливают речь (напр., поднятие бровей, изобразительный взмах руки); 5) регуляторы (regulators) – невербальные диалоговые метакоммуникативные знаки (медиаторы общения) типа киваний или улыбок. Кроме рассмотренных соматических средств к Н. к. иногда относят, возможно, еще более разнообразные, экстрасоматические средства (предметные знаки, графические символы и т. п.). Понятие «Н. к.» в большой степени совпадает с понятием экспрессия. См. также Кинесика, Проксемика, Такесика.

[342] ПСИХОЛИНГВИСТИКА (англ. psycholinguistics) – наука, предполагающая комплексные исследования речевого поведения психологами и лингвистами. Обладает самостоятельным, по сравнению с лингвистикой и психологией речи, предметом исследования. Как таковая возникла сравнительно недавно (1950–60-е гг.), будучи вызвана к жизни прежде всего потребностями практики (обучение языку, восстановление речи при ее нарушении, исследования в области инженерной психологии).

Амер. психолингвисты видят свою цель в изучении отношений между сообщениями и характеристиками участников коммуникаций, в частности в изучении процессов, способствующих превращению намерения говорящего в сигналы (кодирование), а сигналов – в интерпретации слушающего (декодирование); они определяют П. как учение о процессах кодирования и декодирования сообщений партнерами коммуникаций.

Представители фр. социологической школы усматривают предмет П. в изучении отношений между потребностями выражения и сообщения, с одной стороны, и теми средствами, которые предоставляет для этого язык, – с другой.

П. стремится дать «полную модель речевого процесса, в равной мере пригодную для интерпретации отдельных сторон его и частных случаев» (А. А. Леонтьев). Целью ее является не просто целостное описание речевых сообщений на основе изучения как механизмов порождения и восприятия речи, так и ее продуктов (сообщений), а рассмотрение особенностей работы этих механизмов в связи с функциями речевой деятельности в обществе и с развитием личности. См. Нейролингвистика. (А. А. Леонтьев)

[343] АГРЕССИЯ (от лат. aggressio – нападение) – мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам (правилам) сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицат. переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т. п.).

Выделяются след. виды А.: 1) физическая А. (нападение) – использование физической силы против др. лица или объекта; 2) вербальная А. – выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание вербальных реакций (угроза, проклятия, ругань); 3) прямая А. – непосредственно направленная против к.-л. объекта или субъекта; 4) косвенная А. – действия, которые окольным путем направлены на др. лицо (злобные сплетни, шутки и т. п.), и действия, характеризующиеся ненаправленностью и неупорядоченностью (взрывы ярости, проявляющиеся в крике, топанье ногами, битье кулаками по столу и т. п.); 5) инструментальная А., являющаяся средством достижения к.-л. цели; 6) враждебная А. – выражается в действиях, имеющих целью причинение вреда объекту агрессии; 7) аутоагрессия – А., проявляющаяся в самообвинении, самоунижении, нанесении себе телесных повреждений вплоть до самоубийства; 8) альтруистическая А., имеющая цель защиты других от чьих-то агрессивных действий.Агрессивное поведение – одна из форм реагирования на различные неблагоприятные в физическом и психическом отношении жизненные ситуации, вызывающие стресс, фрустрацию и т. п. состояния. Психологически А. выступает одним из основных способов решения проблем, связанных с сохранением индивидуальности и тождественности, с защитой и ростом чувства собственной ценности, самооценки, уровня притязаний, а также сохранением и усилением контроля над существенным для субъекта окружением (см. Аффективные дети). Агрессивные действия выступают в качестве: 1) средства достижения к.-л. значимой цели; 2) способа психологической разрядки; 3) способа удовлетворения потребности в самореализации и самоутверждении. Основные теоретические подходы к исследованию А. м. б. обозначены как этологический, психоаналитический, фрустрационный (см. Гипотеза фрустрации – агрессии) и бихевиористский. (С. Н. Ениколопов)

[344] ТРАНЗАКЦИЯ (англ. transaction – сделка, урегулирование спора путем соглашения сторон) – единица коммуникативного процесса (соц. взаимодействия), состоящая из коммуникативного стимула и коммуникативной реакции (напр., вопрос – ответ). Основное понятие транзактного анализа.

[345] ПСИХОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНАЯ (англ. social psychology) – научная дисциплина, изучающая закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактором их включения в соц. группы, а также психологические характеристики самих этих групп.

В течение длительного периода вопросы П. с. разрабатывались в составе различных философских учений. Началом ее самостоятельного существования считается 1908 г., когда одновременно появились работы В. Макдугалла (психолога) и Р. Росса (социолога), в названия которых был включен термин «П. с.». Специфика развития П. с. связана с ее пограничным положением – между социологией и психологией. Определяя место П. с. в системе научного знания, ее рассматривают либо как часть социологии, либо как часть психологии, или же отводят ей место на их пересечении. Для отечественной традиции более характерно развитие П. с. как отрасли психологической науки. Развитие эмпирической традиции наиболее ярко представлено в амер. П. с. XX в., которая вместе с известной абсолютизацией метода лабораторного эксперимента сделала главный акцент на исследованиях малых групп. Интенсивное развитие отечественных социально-психологических исследований начало осуществляться с конца 1950-х гг. Активно разрабатывавшиеся области исследований: социально-психологическая теория коллектива, наиболее полно представленная в работах А. В. Петровского; исследования общения как единства 3 процессов: соц. перцепции, коммуникации, интеракции (Г. М. Андреева, А. А. Бодалев, В. А. Лабунская, А. А. Леонтьев, А. У. Хараш и др.); исследования научных школ с т. зр. программно-ролевого подхода (М. Г. Ярошевский, М. А. Иванов и др.); психология межгрупповых отношений (В. С. Агеев, Т. Г. Стефаненко); психология конфликта (А. И. Донцов, Н. В. Гришина, Ю. М. Бородкин, А. Я. Анцупов и др.).

Основные проблемы современной П. с.: общие вопросы теории, методологии и истории П. с.; закономерности общения и взаимодействия людей, характеристики больших соц. групп (наций, классов и т. п.); проблемы малых групп; исследование личности (в т. ч. проблемы социализации, соц. ориентаций и аттитюдов). В последнее время происходит активное становление практической П. с., ориентированной в отличие от фундаментальной не столько на приращение знаний о социально-психологических закономерностях, сколько на решение насущных проблем соц. субъектов в сфере экономики, политики, образования и т. д. (Л. Я. Гозман, Ю. М. Жуков, А. Л. Журавлев, Л. А. Петровская, О. В. Соловьева и др.). (Л. А. Петровская)

[346] КОНСТРУКТ (англ. construct, logical construct) – к.-л. внутренний, недоступный непосредственному наблюдению гипотетический фактор, напр. Я-концепция или внимание, которые: а) используются для объяснения наблюдаемых фактов; б) могут быть причинно обусловлены определенными условиями – напр., голод м. б. причиной пищевого поведения и сам, в свою очередь, порождается длительным перерывом в приеме пищи. Иногда проводят различие между К. двух типов: гипотетическими К. (hypothetical construct) и промежуточными переменными, предполагая, что только первые имеют статус реальности, тогда как вторые (напр., когнитивная карта или демоны опознания) – удобные фикции. (Б. М.)

[347] ЭВРИСТИКА1. Э. как наука. В наиболее кратком виде Э. определяется как «наука о том, как делать открытия». Это определение принадлежит выдающемуся математику и педагогу Джорджу Пойа, автору известной книги «Математическое открытие». Зарождение Э., видимо, имело место, когда в древнегреч. философии возник вопрос: «Каким образом мы можем искать то, чего не знаем, а если мы знаем, что ищем, то зачем нам это искать?»

Термин «Э.» обязан своим происхождением легендарному возгласу «Эврика!» (от греч. eurhka – нашел, открыл), с которым ликующий Архимед выпрыгнул из ванны, когда его внезапно осенило решение задачи, заказанной ему властителем Сиракуз Гиероном. (Считается, что это была задача о точном определении объема короны или, в общем случае, тела неправильной формы.)

В современном понимании Э. представляет собой науку о продуктивном мышлении или, др. словами, науку о закономерностях организации процессов творческого мышления (см. Мышление продуктивное). Из сказанного следует наличие непосредственной связи эвристических и творческих решений. Если центральным элементом творчества является озарение (инсайт), что связано с нахождением нового, оригинального решения проблемы, то Э. – это наука о том, как должна быть организована творческая деятельность, какие методы, приемы, правила лежат в основе творческого процесса.2. Э. как метод. Если представить все этапы решения некоторой задачи в виде пути на графе потенциально возможных решений, то получим большое количество вариантов. Как простейший пример можно привести поиск шифра замка сейфа. При отсутствии информации хотя бы об общих принципах организации этого шифра надежд на решение задачи нет. Количество комбинаций растет лавинообразно при добавлении каждого барабана кодовых цифр. На рис. 13 подобная ситуация изображена в виде лабиринта (графа), имеющего вход в точке А и выход в точке Б. Ясно, что поиск выхода из такого лабиринта сопряжен с огромным перебором возможных вариантов. Ясно также, что перебор вариантов и время решения м. б. резко сокращены при наличии дополнительной информации и компетенции, напр. умений составлять карту и работать с компасом или знаний, что в данном лабиринте на развилке нужно всегда поворачивать вправо.

[348] ПАНТОМИМИКА (англ. pantomime; от греч. pantomimos – все воспроизводящий путем подражания, всему подражающий).1. Искусство пантомимы.2. Один из видов выразительных движений человека, охватывающий те изменения в походке, осанке, жестах, которые передают его психические состояния, переживания, отношение к тем или иным явлениям. Пантомимические изменения обычно возникают невольно, как внешнее проявление общего эмоционального состояния человека.

Наиболее важный компонент П. – жест — выразительное движение рук, служащее одним из средств уточнения речевой коммуникации. Жесты подразделяются на указательные (индикативные), иллюстративные, поясняющие и выделяющие к.-л. высказываемую мысль, и выразительные, выявляющие эмоционально-волевое состояние человека. Некоторые виды жестов приобрели в процессе общественно-исторической практики определенное символическое обобщенное значение. Жесты специально отрабатывают ораторы, актеры, танцовщики. См. Экспрессия.

[349] ОБОРОНИТЕЛЬНЫЙ РЕФЛЕКС (англ. defense reflex) – реакция организма на болевые и разрушительные воздействия. О. р. по своему биологическому значению относится к защитным рефлексам и является одним из основных безусловных рефлексов (на основе которого вырабатываются оборонительные условные рефлексы). Он представляет собой целостную реакцию организма на раздражители, которая обычно сопровождается повышением тонуса скелетных мышц, учащением сердечного и дыхательного ритмов, усилением деятельности желез внутренней секреции и обмена веществ. У человека при этом повышается чувствительность зрительного и слухового анализаторов; в то же время двигательная и секреторная деятельность пищеварительного тракта, тактильная, вкусовая и температурная чувствительность понижаются. О. р. часто сопровождается переживанием отрицат. эмоциональных состояний (напр., страха, гнева). О. р. связан с возбуждением гипоталамуса и ретикулярной формации ствола мозга. Ср. Ориентировочная реакция.

[350] КОЖНО-ГАЛЬВАНИЧЕСКАЯ РЕАКЦИЯ (КГР) (англ. galvanic skin resрonse) – биоэлектрическая реакция, регистрируемая с поверхности кожи; как показатель неспецифической активации широко используется в психофизиологии. Син. психогальванический рефлекс, электрическая активность кожи (ЭАК). КГР рассматривается как вегетативный компонент ориентировочной реакции, оборонительных, эмоциональных и др. реакций организма, связанных с симпатической иннервацией, мобилизацией адаптационно-трофических ресурсов и т. д., и представляет собой непосредственный эффект активности потовых желез. КГР можно регистрировать с любого участка кожи, но лучше всего – с пальцев и кистей рук, подошв ног.

Широкому применению КГР в исследовательских и практических целях положили начало фр. невропатолог К. Фере, обнаруживший, что при пропускании слабого тока через предплечье происходят изменения в электрическом сопротивлении кожи (1888), и рос. физиолог И. Р. Тарханов (Тархнишвили, Тархан-Моурави), открывший кожный потенциал и его изменение при внутренних переживаниях и в ответ на сенсорное раздражение (1889). Эти открытия легли в основу 2 главных методов регистрации КГР – экзосоматического (измерение сопротивления кожи) и эндосоматического (измерение электрических потенциалов самой кожи). Позже оказалось, что методы Фере и Тарханова дают неодинаковые результаты.К. Юнг и Ф. Петерсон (1907) были одними из первых, кто показал связь КГР и степени эмоционального переживания. В КГР Юнг видел объективное физиологическое «окно» в бессознательные процессы. КГР относится к числу наиболее распространенных психофизиологических показателей, что объясняется легкостью ее регистрации и квантификации. Она успешно используется для контроля за состоянием человека при выполнении разных видов деятельности (диагностика функционального состояния), в исследованиях эмоционально-волевой сферы и интеллектуальной деятельности; является одним из показателей в детекции лжи (см. Детектор лжи). Обнаружены довольно интересные и разнообразные факты: более выраженное повышение КГР в ответ на более смешные шутки (Е. Линде); соответствие пиков КГР стрессогенным эпизодам фильма (Р. Лазарус и др.); более значительное повышение электропроводимости кожи при эмоции страха, чем при эмоции гнева (А. Экс); увеличение КГР при восприятии непристойных слов (Э. Мак-Гиннес) и пр. Все эти факты свидетельствуют о высокой чувствительности показателей КГР. Одно время в КГР видели нечто вроде универсального ключика чуть ли не ко всем психологическим проблемам (здесь сыграли роль «магия объективности» и упрощенное представление, что эмоциональные состояния м. б. описаны с помощью только 1 активационного измерения), однако это оказалось очередной научной утопией. Об ограниченных возможностях КГР как психофизиологического индикатора свидетельствуют, в частности, данные Г. Джонса (1950) о том, что в некоторых пределах существует обратное соотношение между величиной КГР и возбуждением, проявляющимся в поведении. Кроме того, в исследованиях по эффективности рекламы было обнаружено, что показатели КГР при восприятии рекламы далеко не однозначно связаны с поведенческими реакциями.

В последнее время многие психофизиологи выступают против самого термина «КГР» и заменяют его более точным электрическая активность кожи (ЭАК), объединяющим целый ряд показателей, по-разному реагирующих в зависимости от характера раздражителя и внутреннего состояния испытуемого. К показателям ЭАК относятся уровень потенциала кожи (УПК, или SРL), реакция потенциала кожи (РПК, или SРR), спонтанная реакция потенциала кожи (СРПК, или SSРR), уровень сопротивления кожи (УСК, или SRL), реакция сопротивления кожи (РСК, или SRR), уровень проводимости кожи (УПрК, или SCL) и пр. При этом «уровень» означает тоническую активность (относительно длительные состояния), «реакция» – фазическую активность (короткие, в течение нескольких секунд, ответы на раздражители) и «спонтанная» – реакции, трудно связываемые с к.-л. раздражителем. Уровень тонического электрокожного сопротивления используется как показатель функционального состояния ц. н. с.: в расслабленном состоянии, напр. во сне, сопротивление кожи повышается, а при высоком уровне активации – понижается. Фазические показатели остро реагируют на состояние напряжения, тревоги, усиление мыслительной деятельности. (И. А. Мещерякова)

[351] ДВИЖЕНИЯ ГЛАЗ (англ. eye movements) – разнообразные по функции, механизму и кинематическим свойствам вращения глаз в орбитах. К Д. г., т. о., не относятся аккомодация глаз и зрачковый рефлекс, которые осуществляются с помощью внутриглазных мышц, тогда как Д. г. выполняются посредством 3 пар внешних мышц, иннервируемых III, IV и VI парами черепно-мозговых нервов (см. Мозг). Глаз – один из самых подвижных органов тела, не знающий покоя даже во сне (одна из фаз сна получила название «быстрые Д. г.»), но все главные функции Д. г. связаны прежде всего со зрительным восприятием, именно оно возлагает на Д. г. определенные функции.1. Первая очевидная функция Д. г. состоит в том, чтобы перевести (установить) ретинальное изображение объекта, находящегося на периферии поля зрения, в центральную область сетчатки диаметром ок. 4°, называемую центральной ямкой (fovea centralis) или просто «фовеа», которая обеспечивает высокую остроту зрения. В центре фовеа существует еще более оптимальный для восприятия участок – фовеола (уже не «ямка», а «ямочка» – размером ок. 1° в диаметре). Эта установочная функция отсутствует у тех видов животных, глаза которых не имеют центральной ямки (среди млекопитающих фовеа есть только у приматов, но она есть также у птиц, некоторых ящериц и даже рыб). Реализуется установочная функция с помощью т. н. баллистических, быстрых Д. г., которые принято называть саккадическими Д. г. (скачкообразными). Когда мы осматриваем достаточно большой и сложно структурированный объект, изображение которого превышает размеры фовеолы (тем более фовеа, как, напр., страница книги), то приходится совершать много установочных движений. На длительных записях Д. г., совмещенных с осматриваемым объектом или сценой, можно наблюдать, что точки фиксации (остановок) концентрируются около наиболее информативных участков, что создает впечатление того, что глаза как бы ощупывают видимые объекты. Поэтому саккадические Д. г. иногда называют поисковыми, обследующими, гностическими.2. Если объект движется или же движется наблюдатель (или только его голова) относительно объекта, то возникает необходимость поддерживать ретинальное изображение примерно в одном положении, что и делают следящие и компенсационные Д. г. (см. Нистагм). Можно сказать, что те и другие осуществляют функцию динамической фиксации, которая необходима даже тем видам животных, глаза которых не имеют фовеа. Поскольку при динамической фиксации глаза плавно подстраиваются под направление и скорость относительного движения объекта, то Д. г. получили название следящих Д. г. (син. плавные Д. г., медленные Д. г.), чья минимальная скорость – ок. 5 угл. мин/с, что приблизительно соответствует пороговой скорости восприятия движения объекта; максимальная скорость – ок. 30–40 угл. град/с. Без специальной тренировки человек не способен произвольно вызывать медленные Д. г. (вне ситуации слежения).3. Особые задачи ставит перед Д. г. бинокулярное зрение, для которого необходимо, чтобы ретинальное изображение объекта в правом и левом глазу попадало на корреспондирующие точки сетчатки. Из-за этого требования движения обоих глаз (как установочные, так и выполняющие функцию динамической фиксации) должны быть синхронными и содружественными, а зрительные оси (воображаемая линия, проходящая через центр зрачка, оптический центр глаза и центр фовеа; см. Линия взора) обоих глаз должны быть направлены в одну точку. Если в порядке обеспечения указанных требований зрительные оси вращаются в одну сторону, то Д. г. называются версионными движениями, если же зрительные оси сходятся или расходятся, т. е. двигаются в разные стороны, то Д. г. относятся к типу вергентных движений. Вергентные Д. г. требуются, когда новая точка фиксации находится либо дальше, либо ближе к наблюдателю.4. Описанные выше функции выполняются за счет относительно крупных, больших Д. г., которые объединяются в категорию макродвижений глаз. Существуют, однако, еще и микродвижения глаз, которые регистрируются при статической фиксации, когда фиксируемый объект и сам наблюдатель (и его голова) неподвижны. В этой ситуации на Д. г. со стороны зрительного восприятия возлагается еще одна важная функция – функция противодействия локальной сенсорной адаптации (вследствие которой в условиях полной неподвижности и неизменности изображения на сетчатке зрительное восприятие прекращается через 2–3 с, т. е. образуется «пустое поле»). Эту функцию можно назвать «дестабилизирующей», а сами Д. г. называются «фиксационными» (или «фиксационным нистагмом»). Обычно они не замечаются, но мы чувствуем их как что-то противодействующее нашему желанию прочно фиксировать определенную точку объекта. При статической фиксации регистрируются 3 типа Д. г.: тремор — мелкие высокочастотные колебания глаза с амплитудой меньше 5′ и частотой от 20 до 150 Гц (см. Тремор глаз); дрейф — сравнительно медленные Д. г. со средней скоростью 6 угл. мин/с и амплитудой до 30′; флики (или микросаккады) – более быстрые движения с амплитудой 3–10′, возникающие с интервалом в среднем 0,5 с. Видимо, основную роль в осуществлении дестабилизирующей функции играют дрейфы и флики.

Многочисленными исследованиями показано, что Д. г. принимают активную роль в зрительном восприятии, участвуя в поиске и обнаружении объектов (стимулов), измерении и анализе пространственных свойств: форма, положение, размер, удаленность, скорость движения и др. Высказывались и возражения против этой т. зр., опирающиеся на данные о том, что пространственные свойства могут оцениваться с достаточной точностью и без Д. г. (напр., при очень краткой экспозиции, в условиях наблюдения последовательного образа или искусственно стабилизированного изображения на сетчатке). В свою очередь, защитники «глазодвигательной теории» приводят данные о викарных перцептивных действиях, а также обращают внимание на то, что Д. г. особенно необходимы на ранних стадиях развития восприятия, а также в условиях наблюдения новых, малоизвестных объектов, когда еще не сформированы механизмы быстрого узнавания и анализа объектов. (Б. М.)

[351] КОЖНО-ГАЛЬВАНИЧЕСКАЯ РЕАКЦИЯ (КГР) (англ. galvanic skin resрonse) – биоэлектрическая реакция, регистрируемая с поверхности кожи; как показатель неспецифической активации широко используется в психофизиологии. Син. психогальванический рефлекс, электрическая активность кожи (ЭАК). КГР рассматривается как вегетативный компонент ориентировочной реакции, оборонительных, эмоциональных и др. реакций организма, связанных с симпатической иннервацией, мобилизацией адаптационно-трофических ресурсов и т. д., и представляет собой непосредственный эффект активности потовых желез. КГР можно регистрировать с любого участка кожи, но лучше всего – с пальцев и кистей рук, подошв ног.

Широкому применению КГР в исследовательских и практических целях положили начало фр. невропатолог К. Фере, обнаруживший, что при пропускании слабого тока через предплечье происходят изменения в электрическом сопротивлении кожи (1888), и рос. физиолог И. Р. Тарханов (Тархнишвили, Тархан-Моурави), открывший кожный потенциал и его изменение при внутренних переживаниях и в ответ на сенсорное раздражение (1889). Эти открытия легли в основу 2 главных методов регистрации КГР – экзосоматического (измерение сопротивления кожи) и эндосоматического (измерение электрических потенциалов самой кожи). Позже оказалось, что методы Фере и Тарханова дают неодинаковые результаты.К. Юнг и Ф. Петерсон (1907) были одними из первых, кто показал связь КГР и степени эмоционального переживания. В КГР Юнг видел объективное физиологическое «окно» в бессознательные процессы. КГР относится к числу наиболее распространенных психофизиологических показателей, что объясняется легкостью ее регистрации и квантификации. Она успешно используется для контроля за состоянием человека при выполнении разных видов деятельности (диагностика функционального состояния), в исследованиях эмоционально-волевой сферы и интеллектуальной деятельности; является одним из показателей в детекции лжи (см. Детектор лжи). Обнаружены довольно интересные и разнообразные факты: более выраженное повышение КГР в ответ на более смешные шутки (Е. Линде); соответствие пиков КГР стрессогенным эпизодам фильма (Р. Лазарус и др.); более значительное повышение электропроводимости кожи при эмоции страха, чем при эмоции гнева (А. Экс); увеличение КГР при восприятии непристойных слов (Э. Мак-Гиннес) и пр. Все эти факты свидетельствуют о высокой чувствительности показателей КГР. Одно время в КГР видели нечто вроде универсального ключика чуть ли не ко всем психологическим проблемам (здесь сыграли роль «магия объективности» и упрощенное представление, что эмоциональные состояния м. б. описаны с помощью только 1 активационного измерения), однако это оказалось очередной научной утопией. Об ограниченных возможностях КГР как психофизиологического индикатора свидетельствуют, в частности, данные Г. Джонса (1950) о том, что в некоторых пределах существует обратное соотношение между величиной КГР и возбуждением, проявляющимся в поведении. Кроме того, в исследованиях по эффективности рекламы было обнаружено, что показатели КГР при восприятии рекламы далеко не однозначно связаны с поведенческими реакциями.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 289; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.031 сек.