КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 10. Детская одаренность в педагогической теории и практике
В каком году было отменено местничество в России? Чем это было вызвано? Почему именно Земский собор принял такое решение?
Ме́стничество — система распределения должностей в зависимости от знатности рода, существовавшая в Русском государстве. Местничество было отменено приговором Земского Собора 1682 года.
Формирование государственного аппарата с конца XV века осуществлялось по принципу местничества, в значительной степени воспринятому из польско-литовского законодательства. Система местничества была основана на критериях знатности происхождения (чем выше стояли предки претендента, тем более высокий пост в государственной иерархии он мог занять). Эта практика превращала боярство в замкнутую корпорацию, подменяла общесоциальные интересы сословными. Помимо знатности лица (принадлежности его к определённой фамилии) учитывалось и положение претендента внутри своего рода. Старшие в роду имели преимущество. Имели значение и заслуги предков — сын боярина, проявившего себя на службе, имел приоритет перед своим же двоюродным братом, чей отец никаким образом себя не прославил. Даже приглашённые к царскому столу, бояре сидели в соответствии со своими титулами. Между аристократами часто возникали «местнические споры» — кто знатнее, кто имеет право на должность. Эти споры разрешал, как правило, сам царь с участием чиновников Разрядного приказа.
В 1682 году система местничества была отменена приговором Земского Собора, в целях укрепления вооружённых сил правительством Фёдора Алексеевича. Оценки местнической системы у историков преимущественно негативные, поскольку подбор служилых людей по знатности, а не по личным способностям и талантам, существенно ухудшал эффективность кадровых решений. Вместе с тем, историк Дмитрий Володихин считает, что несмотря на очевидные изъяны, местничество худо-бедно примиряло служилых аристократов, определяя, кому на какой должностной уровень можно претендовать. Знать Русского государства состояла из старомосковской аристократии, княжеских родов из присоединённых русских земель, беглых литовско-русских князей и служилых татарских царевичей. По мнению историка, без регулирующей системы знатные люди то и дело устраивали бы усобицы и перевороты, споря за место у кормила власти. Таким образом, местничество оберегало Русское государство от тяжёлых внутренних войн[1].
1. Развитие одарённой личности как направление государственной политики Республики Беларусь. 2. Понятие одаренности. Концепции одаренности личности. 3. Классификация видов детской одарённости. 4. Признаки одаренности. Характерные черты и особенности одаренных детей.
Рекомендуемая литература
1. Бурдыко, Н.А. Диагностика одаренности в средней школе: учеб-метод. пособие / Н.А. Бурдыко, В.М. Малашенко. – Минск: БГПУ им. М. Танка, 2004. 2. Ильин, Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности / Е.П. Ильин. – СПб: Питер, 2011. – 448 с. 3. Кодекс Республики Беларусь об образовании: 13 января 2011 г. № 243-3. –Минск: Амалфея, 2011. – С. 430–436. 4. Психолого-педагогическое сопровождение одаренных школьников / авт.-сост. А.В. Комарова. – Минск: Красико-Принт, 2008. – 176 с. 1. Развитие одарённой личности как направление государственной политики Республики Беларусь. На современном этапе одной из ведущих стратегий образовательной политики белорусского государства является поддержка одаренных детей и талантливой молодежи, проявляющих свои неординарные способности в различных видах деятельности. На этой основе в 1996 г. был организован специальный фонд Президента Республики Беларусь по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов (Указ Президента Республики Беларусь 12.01.1996 № 19, в нов. ред. 29.02.2008 № 142 «Положение о специальном фонде Президента Республики Беларусь по поддержке одаренных учащихся и студентов») и специальный фонд Президента Республики Беларусь по поддержке талантливой молодежи (Указ Президента Республики Беларусь 12.01.1996 № 18 «Положение о специальном фонде Президента Республики Беларусь по поддержке талантливой молодежи», в нов. ред. 07.04.2003 № 138). В состав фонда входят представители Администрации Президента Республики Беларусь, министерств, Национальной академии наук Беларуси, учебных заведений, учреждений и организаций. За время деятельности фонда финансовую поддержку получили более 11 тысяч учащихся, студентов, преподавателей и ученых, работающих с одаренными детьми и молодежью. Программа фонда включает: • учреждение стипендий Президента Республики Беларусь лучшим студентам государственных вузов; • назначение премий и стипендий победителям международных и республиканских олимпиад и конкурсов по учебным дисциплинам; • поощрение учащихся и студентов — победителей республиканских конкурсов по естественным и гуманитарным наукам; • премирование преподавателей и ученых, которые добились высоких показателей в работе с одаренными учащимися и студентами; • финансовую поддержку творческих объединений учащихся и студентов, завоевавших общественное признание • выплату грантов на осуществление творческих проектов и встреч с признанными мастерами искусств разных стран; • выплату грантов на организацию конкурсов, фестивалей, концертов, выставок, публикаций и других мероприятий по выявлению и поощрению молодых талантов, пропаганде их творчества и т.п. В республике с 2004 г. создан и ведется национальный банк данных одаренной молодежи, который по состоянию на данный момент насчитывает более 8000 человек. Среди них – боле 4 тыс. школьников, а также учащиеся ССУЗов и ПТУ, студенты, магистранты и аспиранты. В нем содержатся сведения о тех, кто поощрялся специальным фондом президента по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов — лауреаты или стипендиаты фонда, победители (призеры) международных и республиканских предметных олимпиад, конкурсов, конференций, чемпионатов и т.п. В настоящее время ведение банка данных одаренной молодежи регламентируется Указом Президента Республики Беларусь «О некоторых вопросах формирования, ведения и использования банков данных одаренной и талантливой молодежи» от 26 апреля 2010 г. № 199. Данным Указом было введено в действие Положение о порядке формирования, ведения и использования банков данных одаренной и талантливой молодежи, в котором определяется отношение граждан РБ, иностранных граждан, проживающих на территории Беларуси, и лиц без гражданства в возрасте до 31 года, к категории одаренной и категории талантливой молодежи. В частности, в банк данных одаренной молодежи вносятся сведения о гражданах, которым присуждены: ü поощрения специального фонда Президента Республики Беларусь по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов; являющихся победителями (I, II, III место, дипломы I, II, III степени, золотая, серебряная, бронзовая медаль) международных и республиканских олимпиад (конкурсов, турниров, иных мероприятий) по учебным предметам (предметам, дисциплинам, учебным дисциплинам), в отдельных предметных областях, декоративно-прикладном, техническом творчестве, научно-исследовательской, творческой и интеллектуальной деятельности; ü являющихся руководителями, членами руководящих органов республиканских молодежных и детских общественных объединений, включенных в республиканский реестр молодежных и детских общественных объединений, пользующихся государственной поддержкой; В банк данных талантливой молодежи вносятся граждане: ü которым присуждены поощрения специального фонда Президента Республики Беларусь по поддержке талантливой молодежи; являющихся победителями (Гран-при, I, II, III место, дипломы I, II, III степени) международных и республиканских художественно-творческих мероприятий, теле- и радиопроектов. На данный момент в нашей республике сложилась система работы с одаренными детьми и молодежью, включающая следующие компоненты: · система работы образовательных учреждений с детьми младшего школьного возраста, обеспечивающая преемственность среды и методов развития детей при переходе в среднее звено школы; · система общеобразовательных школ, в рамках которой создаются условия для индивидуализации обучения одаренных детей; · система дополнительного образования, позволяющая обеспечить выявление, поддержку и развитие способностей учащихся в рамках внешкольной деятельности; · система школ, ориентированных на работу с одаренными детьми и призванных обеспечить поддержку и развитие возможностей таких детей в процессе получения общего среднего образования. Представленная система нашла отражение в Государственной программе «Одаренные дети» (Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 4.01. 2002 г. № 3). Программа предусматривает такие направления работы, как разработка методики по выявлению одаренных детей; создание центров развития ребенка; осуществление дифференцированного обучения; формирование классов с углубленным изучением предметов; открытие учебных заведений нового типа; совершенствование практики проведения олимпиад, конкурсов, конференций; издание специальной учебно-методической литературы по работе с одаренными детьми; моральная и материальная поддержка одаренных детей и преподавателей, работающих с ними. На протяжении определенного периода в нашей республике помимо Государственной программы «Одаренные дети» были приняты и реализованы ряд программ, отражающих приоритетные направления в работе с талантливыми (одаренными) учащимися и студентами. В числе таких программ были: Государственные программы «Молодежь Беларуси» на 2006–2010 гг. и «Молодые таланты Беларуси» на 2006–2010 гг.; Президентская программа «Дети Беларуси» на 2006–2010 гг. Так государственная программа «Молодые таланты Беларуси» на 2006–2011 гг. была направлена на реализацию следующих мероприятий: ü разработка психолого-педагогических основ выявления и развития способностей талантливых детей и учащейся молодежи, методик их социализации и психологической адаптации; ü расширение сети кружков, секций, студий и других форм работы с учащимися в учреждениях, обеспечивающих получение общего среднего образования; ü развитие системы внешкольного воспитания и обучения для талантливых детей и молодежи в сельских населенных пунктах (агрогородках) в области художественного, технического творчества, биолого-экологической деятельности и спорта; ü издание научно-популярной литературы для талантливых учащихся; ü проведение, республиканских турниров, конкурсов, конференций (конкурсов исследовательских работ) по общеобразовательным предметам учащихся учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования; ü проведение республиканских соревнований, конкурсов и выставок в области технического детского творчества, туристско-экскурсионной и эколого-биологической деятельности; ü проведение республиканских фестивалей, конкурсов, выставок и фестивалей детского и молодежного декоративно-прикладного и художественного творчества и др. На данном этапе в республике приняты и действуют ряд программ, которые также касаются вопроса поддержки одаренной и талантливой молодежи. В их числе: Ø «Культура Беларуси на 2011–2015» годы (постановление Совета Министров Беларуси №1905 от 26.12.2010 г.); Ø Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011–2015 годы (Указ Президента Республики Беларусь от 11. 04. 2011 г. № 136); Ø Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь (постановление Министерства образования Республики Беларусь от 24 мая 2011 г. № 16). Так, в Программе непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь в разделе «Воспитание культуры самопознания и саморегуляции личности» запланирован ряд мероприятий, направленных развитие творческих способностей и поддержку одаренных обучающихся, в том числе: • республиканского фестиваля декоративно-прикладного творчества учащихся и работников учреждений профессионально-технического и среднего специального образования «Беларускі вянок»; • республиканского смотра технического и декоративно-прикладного творчества учащихся и работников учреждений профессионально-технического и среднего специального образования; • тематических и персональных выставок творческих работ учащихся и работников учреждений профессионально-технического и среднего специального образования; участие в международных соревнованиях по авиамоделизму (этап Кубка России, этап Кубка Мира) и др. Поддержка талантливой молодежи и одаренных учащихся закреплена в нашей стране на законодательном уровне. Так в 2009 г. был принят Закон Республики Беларусь «Об основах государственной молодежной политики» № 65-З (от 7 декабря 2009 г.). Вопрос поддержки талантливой и одаренной молодежи раскрывается в Законе в статье 18 «Государственная поддержка талантливой и одаренной молодежи», которая гласит следующее: «В целях выявления, становления, развития, реализации и сохранения интеллектуального и творческого потенциала молодежи, обеспечения преемственности научных и культурных традиций Республики Беларусь государство реализует систему мер по поддержке талантливой и одаренной молодежи и созданию условий для ее плодотворной деятельности. В Республике Беларусь организуются мероприятия, в том числе олимпиады и конкурсы, направленные на выявление талантливой и одаренной молодежи, проводится постоянный мониторинг работы с такой молодежью, ведутся банки данных талантливой и одаренной молодежи. Ведение банка данных талантливой молодежи осуществляется Министерством культуры Республики Беларусь. Ведение банка данных одаренной молодежи осуществляется Министерством образования Республики Беларусь. Конкретные меры по государственной поддержке талантливой и одаренной молодежи, в том числе выплата установленных стипендий и видов премий, оказание материальной помощи, выделение грантов, а также порядок их применения определяются законодательством…» В настоящее время в нашей республике действует новый документ в сфере образования – Кодекс об образовании, вступивший в силу с 1 сентября 2011 г. В этом документе также фокусируется внимание на одаренных школьниках. Так в Кодексе об образовании имеется Раздел XVI «Поддержка детей, достигших высоких показателей в учебной и общественной работе, детей, нуждающихся в оздоровлении, детей, находящихся в социально опасном положении, и детей, нуждающихся в особых условиях воспитания». Статья 280 главы 60 названного раздела раскрывает систему работы по поддержке детей названных категорий. При этом поддержка детей, достигших высоких показателей в учебной и общественной работе, рассматривается как комплекс мер, устанавливаемых государством и направленных на развитие интеллектуальных, творческих способностей, лидерских качеств детей, укрепление их здоровья. В статье 280 также указывается, что дети, достигшие высоких показателей в учебной и общественной работе, – это «лица в возрасте от шести до семнадцати лет, хорошо успевающие в учебной деятельности, либо награжденные по итогам районных городских), областных (Минской городской), республиканских и (или) международных олимпиад, конкурсов, турниров, фестивалей, конференций, симпозиумов, других образовательных мероприятий, спортивных соревнований, либо участвующие в работе органов самоуправления учреждения образования, молодежных и детских общественных объединений». В Кодексе отмечается, что система работы по поддержке детей, достигших высоких показателей в учебной и общественной работе, включает в себя: ü определение и реализацию государственной политики по поддержке детей, достигших высоких показателей в учебной и общественной работе; ü выявление и учет детей, достигших высоких показателей в учебной и общественной работе; ü принятие и реализацию программы воспитания детей, достигших высоких показателей в учебной и общественной работе; ü создание учреждений образования, специализирующихся на реализации программ воспитания и развитие сети таких учреждений; ü организацию образовательного процесса в учреждениях образования, специализирующихся на реализации программ воспитания и воспитательного процесса в учреждениях образования; ü научно-методическое обеспечение программ воспитания; ü координацию взаимодействия республиканских органов государственного управления, иных государственных организаций, подчиненных правительству Республики Беларусь, местных исполнительных и распорядительных органов, иных организаций по поддержке детей, достигших высоких показателей в учебной и общественной работе. Программы воспитания детей, достигших высоких показателей в учебной и общественной работе, рассматриваются как документы, которые определяют цели, задачи, формы и методы работы с воспитанниками с учетом их особенностей, потребностей и интересов. Они направлены на обеспечение условий для активизации их созидательной деятельности и самореализации, а также на развитие коммуникативных, организаторских и иных способностей. Такие программы реализуются в образовательно-оздоровительных центрах, они разрабатываются и утверждаются Министерством образования РБ.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 807; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |