КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Понятие одаренности. Концепции одаренности личности
Термин «одаренность» появился в психологии в начале ХХ в. благодаря американцу Г. Уипплу, который обозначил им учащихся со сверхнормальными способностями. Сегодня одаренность рассматривается как комплексная характеристика сферы способностей, включающая: ü качественно своеобразное сочетание способностей к выдающее-муся исполнению деятельности; ü интеграцию способностей, обусловливающих широту возможнос-тей человека; ü умственный потенциал, целостную характеристику познаватель-ных возможностей и способностей к учению; ü совокупность задатков – ярко выраженных природных предпосылок, способностей; ü талантливость, наличие внутренних условий для выдающихся достижений. На этой основе можно сделать ввод, что понятие одаренности тесно связано с понятиями «способность» и «талант». В психологии способности большинством ученых рассматриваются как компонент одаренности (Б.М. Теплов и др.) В.Н. Леонтьев рассматривал одаренность как предпосылки таланта, случаи «исключительного развития способностей»). Известный современный российский психолог Е.П. Ильин трактует одаренность как сочетание ряда способностей, обеспечивающее успешность (уровень и своеобразие) выполнения определенной деятельности. В этом отношении следует заметить, что в психологии принято различать общие и специальные способности. Общие интеллектуальные способности применяются во многих видах деятельности. Они ярко проявляются в учении. Специальные способности проявляются к отдельным видам деятельности. Например, к тем или иным видам искусства, языкам, математике, технике и т.д. В свою очередь понятие «талант» в «Словаре иностранных слов» (1983) определяется как «выдающиеся врожденные качества, особые природные способности; одаренность». Это идею поддерживают многие психологи, в том числе и Е.П. Ильин, который рассматривает талант как синоним одаренности. В этом отношении также интересно мнение психолога А.В. Либина, который считает, что одаренность, талант и гениальность – это различные степени проявления креативности, которая по отношению к этим терминам является родовым понятием. Следовательно, люди отличаются друг от друга по уровню развития своих способностей: у одного способности средние, у другого они достигают степени таланта, а иногда и гениальности. Своеобразное сочетание способностей, которое обеспечивает успешное выполнение сложных видов деятельности и есть одаренность. Гениальность же многими психологами трактуется как «гармоничное сочетание сразу нескольких дарований» (Г. Жоли). В.Н. Дружинин, например, дает следующую формулу гения: Гений = (высокий интеллект + более высокая креативность) × × активность психики. Большинство ученых, говоря о гениальности людей, подчеркивают их чрезмерно высокие целеустремленность и трудоспособность: «Секрет гения – это работа, настойчивость и здравый смысл» (Т. Эдисон). Несмотря на большое количество исследований, на сегодняшний день нет единой концепции одаренности. Рассмотрим наиболее известные концепции, раскрывающие различные позиции в определении сущности одаренности. Предметом острых дискуссий является вопрос о природе и предпосылках одаренности. Начиная с работ английского естествоиспытателя Ф. Гальтона, не теряет авторитета концепция врожденной одаренности. Примерно в середине XIX века известный английский ученый Френсис Гальтон, вдохновленный трудами своего двоюродного брата Чарльза Дарвина, стал активно разрабатывать идею о том, что гениальный человек – «продукт гениального рода». Он внимательно проанализировал родословные выдающихся людей своего времени и прошлого и нашел ряд закономерностей, достаточно ясно указывающих, с его точки зрения, на то, что проявления одаренности зависят в первую очередь от наслед-ственности. В противоположность этому в отечественной педагогике общепризнанным считается положение о прижизненном формировании способностей, что нередко приводило к недооценке врожденных задатков и отрицанию необходимости особого подхода к одаренным детям. Признавая, что внешние обстоятельства оказывают решающее воздействие на формирование способностей (при отсутствии необходимых условий природные задатки просто могут остаться нереализованными), нельзя отрицать такого очевидного факта, что в равно благоприятных условиях разные люди могут демонстрировать различный уровень способностей, а также даже в весьма обедненной в воспитательном плане среде могут проявиться неординарные способности. Современные исследования в этой области направлены на то, чтобы с помощью электрофизиологических, психогенетических и других методов раскрыть соотношение биологического и социального в природе одаренности. Двухфакторная теория способностей Ч. Спирмена. В начале XX века английский психолог Ч. Спирмен выдвинул двухфакторную гипотезу интеллекта, основанную на предположении о существовании факторов специальных способностей. Общий фактор, по Спирмену, является определяющим в структуре способностей человека и находит свое отражение во всем многообразии частных, специальных способностей. Ч. Спирмен занимался проблемами профессиональных способностей (математических, литературных и пр.). При обработке данных тестирования он обнаружил, что результаты выполнения многих тестов, направленных на диагностику особенностей мышления, памяти, внимания, восприятия, тесно связаны: как правило, лица, успешно выполняющие тесты на мышление, столь же успешно справляются и с тестами на прочие познавательные способности, и наоборот, испытуемые, показывающие низкий результат тестов на мышление, плохо справляются с большинством других тестов. Спирмен предположил, что успех любой интеллектуальной работы определяют: 1) некий общий фактор, общая способность; 2) фактор, специфический для данной деятельности. Следовательно, при выполнении тестов успех решения зависит от уровня развития у испытуемого общей способности (генерального фактора G) и соответствующей специальной способности (S-фактора). В своих рассуждениях Ч. Спирмен использовал политическую метафору. Множество способностей он представлял как множество людей – членов общества. В обществе способностей может царить анархия – способности никак не связаны и не скоординированы друг с другом. Может господствовать «олигархия» – успешность деятельности детерминируют несколько основных способностей (как затем полагал оппонент Спирмена – Л. Терстоун). Наконец, в «царстве» способностей может править «монарх» – G-фактор, которому подчинены S-факторы. G-фактор Спирмен определял как общую «умственную энергию», которой в определенной мере наделены люди, и которая в той или иной степени влияет на успех выполнения каждой конкретной деятельности. Исследования соотношений общих и специфических факторов при решении различных задач позволили Спирмену установить, что роль G-фактора максимальна при решении сложных математических задач и задач на понятийное мышление и минимальна при выполнении сенсомоторных действий. Дальнейшая разработка этой теории сторонниками «многофак-торного» подхода к интеллекту Дж. Гилфордом, Л. Терстоуном и др. и результаты ее критики привели к тому, что большинство современных исследователей признает существование общей одаренности, так или иначе влияющей на успешность освоения и выполнения любого вида деятельности и основывающейся на общих способностях. При этом общими называются умственные способности человека в целом (в отличие от специальных способностей, например, к музыке, рисованию, спорту). В самом деле, свойства ума проявляются очень широко, в различных видах деятельности (всюду требуются, например, внимание, а также сравнение, анализ, планирование и т. д.), в этом смысле они и являются общими, т. е. общими для самых разных занятий. X. Гарднер (Gardner, 1984) является ярым противником IQ и общих способностей. Он выдвинул теорию мультиинтеллекта (multiple intelligences), согласно которой существуют девять видов интеллекта: логико-математический, вербальный, пространственный, музыкальный, телесно-кинестетический, интра-личностный и интер-личностный, натуральный и спиритуальный. Каждый индивид в той или иной степени наделен всеми видами интеллекта, а вопрос о наличии или отсутствии способностей как таковой ставиться не должен. Речь должна идти о качественной характеристике интеллекта: в чем именно проявляется одаренность того или иного человека и лишь потом — насколько велик масштаб этой одаренности. Идеи Гарднера многократно подтверждены фактами, так как в истории известны многие личности, проявившие выдающиеся свойства одновременно в различных областях. Так, например, Леонардо да Винчи был известен как хороший фехтовальщик и всадник, танцор, певец, поэт, музыкант, конструктор музыкальных инструментов, художник, математик, механик, астроном, геолог, ботаник, анатом, физиолог, военный инженер. Готфрид Лейбниц был политиком, историком, юристом, философом, математиком, педагогом, дипломатом, путешественником-географом Михаил Васильевич Ломоносов также прославил себя в различных областях деятельности. Он сделал серьезные разработки и открытия в следующих сферах науки и искусства: русский язык и русская поэзия, физика, химия, география, геология, кристаллография, астрономия. Он был родоначальником такой отрасли как физическая химия, выдающимся художником, создающим мозаичные картины. Таким образом, приведенные примеры свидетельствуют о многосторонности способностей и интересов у одаренных людей. Однако, здесь следует вспомнить слова Гёте, о том, что если кто-то хочет достигнуть великого, тот должен уметь ограничивать себя. Многие исследователи связывают понятие одаренности с понятием склонности к деятельности, так как способности (одаренность) человека к определенному виду деятельности часто сопровождаются наличием у него склонности к тому или иному виду деятельности. Склонность, как и другие психологические понятия, определяется исследователями по-разному. В концепции индивидуально-психологических различий Б. М. Теплова существенное значение имеют развивавшиеся им в связи с изучением способностей представления о склонности как направленности на занятие определенной деятельностью, как личном отношении к деятельности. По определению Б. М. Теплова, «склонность – это тенденция заниматься какой-нибудь определенной деятельностью» (1954). Такая индивидуальная особенность, ее возникновение и развитие рассматривались им в неразрывной связи с формированием других индивидуальных особенностей, и прежде всего способностей человека, составляющих основу его одаренности. Но в этом отношении нельзя отождествлять склонности и способности человека. Склонность – это влечение к деятельности, интерес к ней, который может проявляться даже на фоне недостаточно выраженных способностей. В то же время при наличии у человека способностей, у него может быть недостаточно выражена склонность к соответствующему виду деятельности. Тогда мы можем говорить о «загубленном таланте». «Способность» — одно из наиболее общих психологических понятий. В отечественной психологии многие авторы давали ему развернутые определения. В частности, С. Л. Рубинштейн понимал под способностями «...сложное синтетическое образование, которое включает в себя целый ряд данных, без которых человек не был бы способен к какой-либо конкретной деятельности, и свойств, которые лишь в процессе определенным образом организованной деятельности вырабатываются» Б. М. Теплов выделил три признака способностей, которые и легли в основу определения, наиболее часто используемого специалистами: 1) способности — это индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого; 2) только те особенности, которые имеют отношение к успешности выполнения деятельности или нескольких деятельностей; 3) способности несводимы к знаниям, умениям и навыкам, которые уже выработаны у человека, хотя и обусловливают легкость и быстроту их приобретения. Тем самым область психологии способностей — это раздел психологии индивидуальных различий (дифференциальной психологии). Позицию Теплова разделяет ряд психологов, в том числе Н.С. Лейтес, который в статье «Об изучении проблемы склонностей в русле идей Б.М. Теплова» высказывал в отношении склонностей следующее: «Различия между людьми по склонностям выступают, прежде всего, в том, сформировалась ли вообще склонность и какова ее сила. Велики различия по широте склонностей: у одного человека склонностей может быть несколько и самых разных, у другого – только одна. Склонности могут быть разной продолжительности и разной степени осознанности. Та или иная склонность может занимать очень разное место в устремлениях личности: от несущественного до самого главного, придающего смысл жизни». Многими учеными одаренность понимается как многоаспектное и многоуровневое явление, что нашло отражение во многих современных концепциях. Современное понимание одаренности, пройдя через научные споры многих психологических школ, утверждает, что в ее основе лежит доминирующая познавательная мотивация и исследовательская творческая активность, выражающаяся в обнаружении нового в постановке и решении проблем (А.М. Матюшкин). В этом отношении в зарубежной психологии наиболее широкую известность получила модель американского психолога Дж. Рензулли (Renzulli, 1986) «Трехкольцевая концепция одаренности», изображающая одаренность как область пресечения трех окружностей. Согласно этой концепции одаренность является сочетанием трех характеристик: 1) интеллектуальных способностей, превышающих средний уровень, 2) творческого подхода, 3) настойчивости. При таком понимании одаренности предполагается наличие творческого потенциала в сочетании с определенными личностными свойствами. Одаренными и талантливыми признаются дети, обладающие этой композицией качеств или способные их развить и приложить в любой потенциально ценной области человеческой деятельности. Эти дети нуждаются в обеспечении такого разнообразия возможностей обучения и психологического обслуживания, которое обычно не предоставляется традиционными программами обучения. Ведущими факторами развития одаренности ребенка Рензулли считал мотивацию, выдающиеся способности и креативность. На этой основе Дж. Рензулли разработал «модель» одаренного ребенка, который должен одновременно иметь интеллект выше среднего уровня, сильную увлеченность задачей и высокий творческий потенциал. Эта модель в дополненном или модифицированном виде используется во многих странах для диагностики одаренных детей. Несколько иной подход предложен группой современных российских психологов, их разработка претендует на особое место среди современных концепций одаренности. Этот проект выполнен научным коллективом под руководством известных российских психологов Д.Б. Богоявленской и В.Д. Шадрикова. Авторы назвали ее «Рабочая концепция одаренности». Они выделяют два фактора одаренности, которые, по их мнению, и являются основными: «инструментальный» и «мотивационный». Несложно заметить, что этот подход несколько напоминает модель Дж. Рензулли. Но если Дж. Рензулли выделяет три фактора, то авторы «Рабочей концепции одаренности» интегрируют выдающиеся способности и креативность в один фактор – «инструментальный». Они предлагают рассматривать одаренность в двух основных аспектах: «могу» и «хочу». Л.И. Ларионова (2007) также включает в понятие одаренности три компонента: интеллект, креативность и, в связи с существующей сейчас в психологии модой, духовность. Духовность она отождествляет со способностью творить добро, красоту, счастье для других, служить обществу. При этом она опирается на взгляды Д.Б. Богоявленской, считающей, что интеллектуальная активность опирается на единство и взаимообусловленность интеллекта, креативности и духовности личности, а также на положение В.Д. Шадрикова, что духовные способности связаны с интеллектом и креативностью. Согласно другим авторам, возможность достижения исключительного успеха является результатом взаимодействия пяти факторов: двух факторов интеллекта (G, S), индивидуально-психологических способностей (склонностей), характеристик окружения (среда) и случайности. Особый интерес в этом плане для многих ученых представляет такой фактор, как характеристики окружения, т.е. среда. Решающим средовым фактором развития одаренности признается психическая стимуляция, происходящая при общении ребенка и взрослого. Таким образом, во всех исследованиях одаренность представлена как сложное, многомерное явление. Выделенные ее характеристики позволяют понять, как выявлять одаренность и на что ориентироваться, развивая потенциал личности. В то же время требует конкретизации важный вопрос – кого можно считать одаренным: того, кто демонстрирует высокие уровни по всем трем параметрам, или достаточно продемонстрировать две характеристики или одну? Большинство авторов, отвечая на этот вопрос, склонны считать, что к одаренным следует относить любого ребенка, который демонстрирует уровень, свойственный одаренным, хотя бы по одному из выделенных параметров.
1. Классификация видов детской одарённости. Центральным в проблеме одаренности является вопрос о ее видах, силе и полноте проявления, а также об основных критериях одаренности. Дифференциация видов одаренности определяется критериями, положенными в основу классификации. Среди критериев выделения одаренности можно назвать следующие: 1. Вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики. 2. Степень сформированности одаренности. 3. Форма проявления. 4. Широта проявлений в различных видах деятельности. 5. Особенности возрастного развития (Н.Д. Алексеев). По критерию «вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики» выделение видов одаренности осуществляется в рамках пяти видов деятельности. К основным видам деятельности относятся практическая, теоретическая (учитывая детский возраст, предпочтительнее говорить о познавательной деятельности), художественно-эстетическая, коммуникативная, духовно-ценностная. Соответственно, могут быть выделены следующие виды одаренности. В практической деятельности, в частности, можно выделить одаренность в ремеслах, спортивную и организационную одаренность. В познавательной деятельности находит реализацию интеллектуальная одаренность различных видов. В художественно-эстетической деятельности выделяются, например, хореографическая, сценическая, литературно-поэтическая, изобразительная и музыкальная одаренность. В коммуникативной деятельности, прежде всего, следует выделить лидерскую и аттрактивную одаренность. И, наконец, в духовно-ценностной деятельности отмечают одаренность в создании новых духовных ценностей и смыслов, служение людям. В целом в настоящее время психологи различают следующие виды одаренности: Ø общая интеллектуальная; Ø специфическая академическая; Ø творческая: художественное и исполнительское искусство; Ø психомоторная (спортивная); Ø лидерская (доминантность во взаимодействии); Ø социальная (одаренность в сфере общения). Каждый вид одаренности по своим представлениям охватывает в той или иной мере все пять видов деятельности. Например, деятельность музыканта-исполнителя, будучи по определению художественно-эстетической, кроме того, формируется и проявляется в практическом плане (на уровне моторных навыков и исполнительной техники), в познавательном плане (на уровне интерпретаций), в коммуникативном плане (на уровне коммуникации с автором исполняемого произведения и слушателями), в духовно-ценностном плане (на уровне придали смысла своей деятельности в качестве музыканта). По критерию «степень сформированности» одаренность можно дифференцировать на: • актуальную одаренность; • потенциальную одаренность. Актуальная одаренность — это психологическая характеристика ребенка с такими наличными (уже достигнутыми) показателями психического развития, которые проявляются в более высоком уровне выполнения деятельности в конкретной предметной области по сравнению с возрастной и социальной нормой. В данном случае, безусловно, речь идет не только об учебной, а о широком спектре различных видов деятельности. Потенциальная одаренность — это психологическая характеристика ребенка, который имеет лишь определенные психические возможности (потенциал) для высоких достижений в том или ином виде деятельности, но не может реализовать свои возможности в данный момент времени в силу их функциональной недостаточности. Развитие этого потенциала может сдерживаться рядом неблагоприятных причин (трудными семейными обстоятельствами, недостаточной мотивацией, низким уровнем саморегуляции, отсутствием необходимой образовательной среды и т.д.). Потенциальная одаренность проявляется при благоприятных условиях, обеспечивающих определенное развивающее влияние на исходные психические возможности ребенка. Многое, если не все, здесь зависит от того, как будет развивать свои способности одаренный ребенок, кто станет им заниматься, готова ли семья поддерживать его интересы. Так, ребенок, воспитывающийся в семье музыканта, с большей долей вероятности станет музыкантом, чем тот, чьи родители не имеют отношения к музыке. В соответствии с критерием — «форма проявления» различаются: • явная одаренность; • скрытая одаренность. Явная одаренность проявляется в деятельности ребенка достаточно ярко и отчетливо (как бы «сама по себе»), в том числе и при неблагоприятных условиях. Достижения ребенка столь очевидны, что его одаренность не вызывает сомнения. Поэтому специалисту в области детской одаренности с большой степенью вероятности удается сделать заключение о наличии одаренности или о высоких потенциальных возможностях ребенка. Он может адекватно оценить «зону ближайшего развития» и правильно наметить программу дальнейшей работы с таким «перспективным ребенком». Однако далеко не всегда одаренность обнаруживает себя столь явно. Скрытая одаренность проявляется в деятельности ребенка в менее выраженной, замаскированной форме. Вследствие этого появляется опасность ошибочных заключений об отсутствии одаренности такого ребенка. Его могут отнести к числу «неперспективных» и лишить помощи и поддержки, необходимой для развития его способностей. Вместе с тем известны многочисленные примеры, когда именно такие «неперспективные» дети добиваются высочайших результатов. По критерию «широта проявлений в различных видах деятельности» можно выделить: •общую (или умственную) одаренность; •специальную одаренность. Общая одаренность проявляется по отношению к различным видам деятельности и выступает в качестве основы их продуктивности. Психологическим ядром общей одаренности являются умственные способности (или общие познавательные способности), вокруг которых выстраиваются эмоциональные, мотивационные, волевые качества личности. Общая одаренность определяет, соответственно, уровень понимания происходящего, глубину эмоциональной и мотивационной вовлеченности в деятельность, эффективность целеполагания и саморегуляции. Специальная одаренность обнаруживает себя в конкретных видах деятельности и может быть определена лишь в отношении отдельных областей деятельности (музыка, живопись, спорт и т.д.). Общая одаренность связана со специальными видами одаренности. В частности, под влиянием общей одаренности (показателей эффективности познавательных процессов, саморегуляции и т.д.) проявления специальной одаренности выходят на качественно более высокий уровень освоения конкретной деятельности (в области музыки, поэзии, спорта и т.д.). В свою очередь, специальная одаренность оказывает влияние на избирательную специализацию общих психологических ресурсов личности, усиливая тем самым индивидуальное своеобразие и самобытность одаренного человека. По критерию «особенности возрастного развития» можно дифференцировать: •раннюю одаренность; •позднюю одаренность. Решающими показателями здесь выступают темп психического развития ребенка, а также те возрастные этапы, на которых одаренность проявляется в явном виде. Необходимо учитывать, что ускоренное психическое развитие, раннее обнаружение дарований (феномен «возрастной одаренности») далеко не всегда связано с высокими достижениями в более старшем возрасте. Вместе с тем отсутствие ярких проявлений одаренности в детском возрасте не означает отрицательного вывода относительно перспектив дальнейшего психического развития личности. Так, например, маленький Альберт Эйнштейн, если бы его тестировали современные психологи, оказался бы в рядах отстающих, потому что он поздно начал говорить, в гимназии успехами не блистал и даже был из нее изгнан за неуспеваемость. В свою очередь у физика-теоретика Льва Ландау, основателя кибернетики Норберта Винера, писателя Александра Грибоедова исключительные способности наблюдались с раннего возраста. Примером ранней одаренности являются дети, которые получили название «вундеркиндов». Вундеркинд (буквально – «чудесный ребенок») – это ребенок, как правило, дошкольного или младшего школьного возраста с чрезвычайными, блестящими успехами в каком-либо определенном виде деятельности – в музыке, рисовании, пении и т.д. Особое место среди таких детей занимают интеллектуальные вундер-кинды. Это не по годам развитые дети, чьи возможности проявляются в крайне высоком опережающем темпе психического развития. Для них характерно чрезвычайно раннее, с 2-3 лет освоение чтения, письма и счета; овладение программой трехлетнего обучения к концу первого класса; выбор сложной деятельности по собственному желанию (например, пятилетний мальчик пишет «книгу» о птицах с собственноручными иллюстрациями и др.). Их отличает необыкновенно высокое развитие отдельных познавательных процессов (блестящая память, редкостная наблюдательность, необычная сообразительность и т.п.). Существует определенная зависимость между возрастом, в котором проявляется одаренность, и областью деятельности. Наиболее рано дарование проявляются в искусстве, особенно в музыке. Несколько позднее одаренность проявляется в сфере изобразительного искусства. В науке достижение значимых результатов в виде выдающихся открытий, создания новых областей и методов исследования и т.п. происходит обычно позднее, чем в искусстве. Это связано, в частности, с необходимостью приобретения глубоких и обширных знаний, без которых невозможны научные открытия. Раньше других, как правило, проявляются математические дарования. Данная закономерность подтверждается фактами биографий великих людей (Лейбниц, Галуа, Гаусс и др.). Определенные виды одаренности могут восприниматься как совершенно независимые, тогда как в действительности они переплетаются. Любой индивидуальный случай детской одаренности может быть оценен с точки зрения всех вышеперечисленных критериев классификации видов одаренности.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 6817; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |