Признаки одаренности. Характерные черты и особенности одаренных детей
Признаками одаренности в раннем детстве принято считать неуемное любопытство ребенка, его бесконечные вопросы, большой запас слов и развитость речи, способность к концентрации внимания на интересующем его деле и упорство в достижении результата, хорошую память, богатую фантазию с нечетким отделением реальности от вымысла, доброту, открытость, острую реакцию на несправедливость в случае нарушения морально-нравственных норм и отношений, преувеличенные страхи.
В более старшем возрасте признаками одаренностисчитаются потребность ребенка в коллекционировании и классификации, хорошее чувство юмора, сформированность навыков логического мышления, оригинальность ассоциативного мышления, способность к четкому планированию предстоящей деятельности, гибкость в способах действий, социальных ситуациях, высокая требовательность к себе и окружающим.
Отмечаются также такие качества личности, как развитые навыки общения, открытость, активность, настойчивость, энергичность, склонность к риску, предпочтение сложных заданий, независимость в суждениях и в поведении – нонконформизм; нередко проявляется негативное самовосприятие, трудности в общении со сверстниками.
Хотя все одаренные дети являются разными — по темпераменту, интересам, воспитанию и, соответственно, по личностным проявлениям, тем не менее, существуют общие особенности личности, характери-зующие большинство детей и подростков с повышенными возмож-ностями.
Наиболее важной характеристикой личности детей с проявлениями одаренности является особая система ценностей, то есть система личностных приоритетов, важнейшее место в которой занимает деятельность, соответствующая содержанию одаренности. У таких детей существует пристрастно-эмоциональное, личностное отношение к деятельности, составляющей сферу их интересов. Интересы и склонности, составляющие содержание их способностей, занимают не только время, но и мысли такого ребенка. При всех изменениях в обучении таких детей и подростков учитывается эта их принципиальная особенность и планируются занятия так, чтобы у них оставалось достаточно времени для свободных, нерегламентированных занятий любимой деятельностью.
Общим и присущим большинству таких детей признаком считается неуемное любопытство. Еще малышами они разбирают игрушки и приборы, чтобы посмотреть, как они устроены, имеют огромное количество вопросов и интересов. Дети ищут новой информации и смены впечатлений. Узнав что-либо, они не останавливаются на достигнутом. Этот интеллектуальный «аппетит» заставляет их браться одновременно за несколько дел, зачастую не рассчитав свои силы. Их интересы многообразны и неуемны. Ребенок ради своего увлечения может жертво-вать «обычными» детскими радостями (игрой во дворе, мультфильмами и пр.). Психологи указывают на то, что подобный интерес познания стимулирует развитие способностей, поскольку умственная активность проходит на ярко выраженном эмоциональном фоне. Остро чувствуя постоянное сладостное напряжение умственного труда, ребенок закрепляет устойчивый рефлекс на процесс познания нового.
Любопытство одаренных детей зачастую подогревается желанием соответствовать лучшим стандартам. Дети, проявляющие упорность в занятии своим любимым делом, просиживающие за ним часами, нередко относятся с тем же рвением к каждому занятию. Видя перед собой цель, они стремятся ее достичь, и не важно, сколь широка и недостижима она для ребенка. Для таких детей характерно стремление довести дело до полного совершенства – перфекционизм, что наиболее часто отмечают родители и педагоги талантливых детей. Иногда ребенок часами переделывает уже законченную работу (сочинение, рисунок, модель), добиваясь одному ему известного совершенства. Хотя в целом эта характеристика носит весьма позитивный характер (в будущем может превратиться в залог высокого уровня профессиональных достижений), тем не менее, от учителя требуется ввести разумные рамки для такой требовательности ребенка к себе. В противном случае это качество превращается в своего рода «самоедство», в неумение довести работу до конца.
Особый характер у одаренных детей имеет самооценка, то есть представление ребенка о своих силах и возможностях. Вполне закономерен тот факт, что самооценка у таких детей и подростков весьма высокая, однако иногда, у особо эмоциональных детей, самооценка отличается известной противоречивостью, нестабильностью — от очень высокой самооценки в одних случаях ребенок бросается в другую крайность в других, считая, что он ничего не может и не умеет. Если дети со стабильно высокой самооценкой нуждаются иногда в некотором «отрезвлении», то дети с неустойчивой самооценкой, напротив, в психологической поддержке. С целью формирования адекватной самооценки регулярно выставляются продукты деятельности учащихся.
Очень важной особенностью личности ребенка, проявляющего признаки одаренности, является так называемый внутренний локус контроля, то есть принятие на себя ответственности за результаты своей деятельности (а в дальнейшем и за все происходящее с ним). Как правило, ребенок с такими повышенными возможностями считает, что именно в нем самом кроется причина его удач и неудач. Эта черта одаренного ребенка, с одной стороны, помогает ему справляться с возможными периодами неуспеха и является важнейшим фактором поступательного развития его незаурядных способностей. С другой стороны, эта же черта ведет к не всегда обоснованному чувству вины, самобичеванию, иногда даже к депрессивным состояниям.
Большинство авторов говорят об обладании талантливыми детьми так называемой повышенной эмоциональной чувствительностью. Одаренные дети опережают других в количестве и силе восприятия окружающих событий и явлений: они больше улавливают и понимают. Они больше видят, слышат и чувствуют, чем другие в тех же условиях. Они могут одновременно следить за несколькими событиями. Из поля их восприятия не выпадают интонации, жесты, позы и модели поведения окружающих людей. М. Карне отмечает, что поскольку одаренные дети более восприимчивы к сенсорным стимулам, они склонны к критическому отношению не только к себе, но и к окружающим. Они часто воспринимают слова или невербальные сигналы как проявление неприятия себя окружающими. В результате такой ребенок нередко считается гиперактивным и отвлекающимся, поскольку постоянно реагирует на разного рода раздражители и стимулы.
События, не слишком значительные для обычных детей, становятся для этих детей источником самых ярких, иногда даже меняющих всю жизнь ребенка, переживаний. Повышенная эмоциональность в некоторых случаях принимает довольно «громкий» характер, проявляясь в склонности к бурным, ярким аффектам, в других же случаях она носит скрытый, внутренний характер, проявляясь в излишней застенчивости в общении, в трудностях засыпания, а иногда и в некоторых психосома-тических заболеваниях. Бывают случаи откровенно психопатиического поведения, которые доставляют массу проблем и для родителей, и для педагогов.
Существует мнение, что одаренный ребенок – высокоинтел-лектуальный ребенок. Существует много споров по этому вопросу. Долгое время уровень интеллекта, установленный соответствующими тестами, считался основным показателем умственной одаренности. Однако талантливые дети отнюдь не всегда отличаются высоким интеллектом, хотя могут и обладать таковым. Одной из важнейших черт одаренных детей является их творческий подход к делу. Их отличает способность прослеживать причинно-следственные связи и делать соответствующие выводы. Они особенно увлекаются построением альтернативных моделей и систем. Задаются вопросом: «Что будет если изменить условия?». Рядом с творчеством рука об руку идут такие качества одаренных, как умственная самостоятельность, смелость мысли, удовольствие от творчества. Неизвестное не пугает таких детей, а зачастую лишь стимулирует их творческую активность. Талант состоит и в том, чтобы посмотреть с позиции разных перспектив не только на неведомое, но и на уже узнанное и прочное. Одаренный ребенок готов рассмотреть любые варианты.
Обобщая характеристики одаренных детей, назовем из них те, которые ярко проявляются в учебной деятельности:
• одаренные дети способны к самостоятельным действиям благодаря приобретенным ранее умственным навыкам;
• умеют критически оценивать окружающую действительность и проникать в суть вещей и явлений;
• погружены в философские проблемы, касающиеся вопросов жизни и смерти, религии и сущности мироздания;
• не довольствуются поверхностными объяснениями, даже если они кажутся достаточными для их сверстников;
• постоянно стремятся к самосовершенствованию и стараются все делать хорошо (перфекционизм). Отсюда – постановка завышенных целей и тяжелые переживания в случае невозможности их достижения;
• могут полностью концентрировать внимание и погружаться в проблему. Имеют большую продолжительность концентрации внимания;
• способны фиксировать свой опыт и оперативно применять его в экстремальной ситуации;
• урок для них особенно интересен, когда имеет место поисковая и исследовательская ситуация, импровизация и парадоксы;
• умеют выделять главное в проблеме и в жизни, необходимое в данный момент для самореализации;
• лучше других своих сверстников способны раскрывать отношения между явлениями и сущностью, использовать логические операции, систематизировать и классифицировать материал;
• имеют большой словарный запас;
• отличаются широтой восприятия и отличной памятью;
• демонстрируют живое воображение, богатую фантазию, включе-ние элементов игры в выполнение заданий, творчество, изобретательность.
Для учителя особенно важно знать особенности личности одаренных детей с творческими проявлениями, так как именно этот вариант одаренности ему труднее всего увидеть. Скажем, интеллектуальная одаренность в своем классическом, познавательно-аналитическом варианте, тем более учебная (усваивающая) как один из ее подвидов, безусловно «прочитывается» учителем и легко дифференцируется им от успеваемости. Другое дело — творческие проявления какой-либо одаренности. Очень часто учителя за творческие способности принимают самостоятельность ученика при выполнении заданий (сам нашел материал, сам его проанализировал и написал реферат) или же глубину и основательность его интеллектуального анализа. Сама же по себе нестандартность мышления, выход за пределы устоявшегося мнения, вкуса или способа деятельности не всегда оценивается как творческий результат, а скорее как «отсебятина», безответственность, иногда даже сознательное неуважение к педагогу: «ему конкретно и четко объяснили задание, а он сделал по-своему, проигнорировал задание учителя».
Точно так же не вполне адекватно оцениваются и некоторые личностные особенности учеников с творческими проявлениями. Одна из основных личностных характеристик детей и подростков с повышенными творческими возможностями – автономность, трудность, а иногда и невозможность действовать в группе, думать и поступать так, как большинство. Дети с творческими возможностями, в какой бы области деятельности ни проявлялась бы их одаренность, сравнительно с другими людьми мало ориентируются на общее мнение, на сложившийся принцип, на устоявшиеся правила. Хотя эта личностная характеристика помогает им в деятельности и даже в определенном смысле формирует сами творческие возможности, тем не менее, именно она делает их неудобными для окружающих. Одаренные дети этого типа ведут себя менее предсказуемо, чем этого хотелось бы окружающим, что приводит иногда к конфликтам. Учителю следует всегда учитывать эту конституциональную особенность творческих детей, правильно ее оценивая и понимая. Явно одаренный в творческом отношении подросток, выполняя четко поставленное задание, сделает все наоборот или по-другому, где ярко и по форме вызывающе, без особой осторожности, доказывает свое мнение. Все это не может не вызвать известной настороженности педагогического коллектива по отношению к таким детям, их внутреннего, а часто и открытого неприятия. Во многих случаях такие проявления творческого ребенка неверно трактуются как недостаточная его воспитанность или даже безнравственность (нежелание действовать в коллективе). В целом, видимо, можно говорить о некоторой дезадаптивности детей с творческими проявлениями одаренности, их недостаточной включенности в социальные нормы и требования коллектива, где они учатся. Как показывает опыт работы с такими детьми, дети с творческими проявлениями заметно чаще, чем все другие одаренные дети, находятся в зоне воспитательного риска. Но им необходимо помогать, давая возможность проявлять свои способности, и развиваться.
Как показывает практика, можно выделить следующие негативные характеристики качеств личности одаренных детей.
1. Эгоцентризм и неспособность вставать на точку зрения другого человека, особенно если он интеллектуально слабее.
2. Неприязнь к школе, если учебная программа скучна и неинтересна.
3. Отставание в физическом развитии по сравнению со сверстника-ми, так как одаренный ребенок предпочитает интеллектуальные занятия. Отсюда неумение принимать участие в коллективных спортивных играх.
4. Отсутствие культуры диалога и желание заканчивать мысль собеседника, так как уже с первых слов схватывает суть проблемы.
5. Стремление прерывать и поправлять собеседника во время разговора, если тот делает логические ошибки, неправильно ставит ударение в словах, или же его мнение кажется неверным.
6. Стремление всегда быть правым и споре из-за отсутствия конформизма и способности идти на компромисс.
7. Стремление командовать сверстниками – иначе ему становится скучно с ними.
Все эти не очень симпатичные черты характера одаренного ребенка, которые являются продолжением его достоинств, могут вызывать неприязнь у сверстников и отталкивать их от себя. Не секрет, что, находясь в обычной школе, одаренный ученик часто раздражает учителей тем, что он или все уже знает, или задает столько вопросов, что переключает внимание учителя только на себя. В результате этого происходит изоляция одаренного ученика от остального класса. Перевод в более старший класс на основании знания программы ведет к разрыву дружеских связей и трудностям установления таких связей в новом классе. В результате многие одаренные дети в обычной школе чувствуют себя изгоями. Классно-урочная система обучения, являясь хорошим стимулом для средних учащихся, становится тормозом для одаренных. Поэтому с одаренным ребенком целесообразно работать по индивидуальной программе, либо направлять его в специальную школу (лицей, гимназию), где учатся одаренные дети. Обучение одаренного ребенка в обычной общеобразовательной школе предполагает особый подход к организации взаимодействия с ним как учителей-предметников, так и специалистов социально-педагогической и психологической службы школы.
Тема 11. Содержание работы с одаренными детьми
1. Организация и содержание работы с одаренными школьниками в учреждении образования.
2. Диагностика интеллектуальной, творческой и социальной одаренности детей.
3. Индивидуальные программы сопровождения одаренных и талантливых учащихся.
4. Дифференциация и индивидуализация обучения одаренных школьников.
Рекомендуемая литература
1. Бурдыко, Н.А. Диагностика одаренности в средней школе: учеб-метод. пособие / Н.А. Бурдыко, В.М. Малашенко. – Минск: БГПУ им. М. Танка, 2004.
2. Диагностико-коррекционная работа с детьми /сост. О.М. Цыганкова. – Мозырь: ООО ИД «Белый ветер», 2002.
3. Лебедева, В.П. Учителю об одаренных детях (пособие для учителя) / В.П. Лебедева, Н.С. Лейтес, А.М. Матюшкин и др./ под ред. В.П.Лебедевой, В.И.Панова. – М.: Молодая гвардия, 1997. – 354с.
4. Работа с одаренными детьми /сост. О.А. Запотылок. – Минск: Красио-Принт, 2006.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление