КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Диагностика интеллектуальной, творческой и социальной одаренности детей
Организация и содержание работы с одаренными школьниками в учреждении образования. Организация и содержание работы с одаренными детьми подчинены следующей цели – создать условия для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации, профессионального самоопреде-ления в соответствии со способностями, а также создание условий для оптимального развития детей. Работа с одаренными школьниками предполагает решение задач: ü разработка научно-методической базы, диагностических и дидактических материалов для выявления, развития способностей и образования одаренных детей; ü осуществление организационных мероприятий по различным направлениям работы с одаренными детьми; ü ознакомление педагогических работников с современным состоянием проблемы детской одаренности, новейшими подходами к ней и методами диагностики работы с одаренными детьми; ü создание соответствующих условий, учебно-методической базы для работы с одаренными детьми; ü обеспечение социальной, правовой и психологической поддержки одаренных детей. Работа с одарёнными детьми организуется по следующим направлениям: 1. Диагностическое направление – проведение диагностики одаренных детей, создание в учреждении банка данных «Одаренные дети». 2. Информационное направление – привлечение внимания педагогической общественности к проблемам одаренных детей, создание банка образовательных программ и методических материалов для работы с одаренными детьми. 3. Кадровое направление – повышение квалификации педагогов и оказание им информационной и методической помощи, создание условий для применения новых педагогических технологий. 4. Просветительское направление – психолого-педагогическое просвещение родителей одаренных детей по вопросам межличностного общения, применения методов воспитания, организации жизнедея-тельности ребенка и т.д. 5. Развивающее направление – вовлечение одаренных учащихся в различные виды деятельности, а именно: – научно-практическая (экспериментальная) деятельность; – интеллектуальная деятельность; – художественно-творческая деятельность; – самопознание и саморегуляция эмоциональной сферы; – спортивно-оздоровительная деятельность. 6. Координационное направление – обеспечение со стороны администрации контроля и анализа осуществляемой деятельности. С целью реализации этого направления работы администрация школы использует представленный ниже алгоритм последовательных действий, который позволяет оперативно организовать такую деятельность и целенаправленно контролировать ход выполнения этапных мероприятий: Ø Определение каналов выявления одаренных детей в школе (анкетирование, опросники, педагогические наблюдения, анализ итогов учебной деятельности, обученности). Ø Организация работы членов СППС по формированию и проведению диагностических методик с целью определения у учащихся различных видов одаренности (интеллектуальная, академическая, художественная, креативная, коммуникативная, физическая). Ø Составление (уточнение) имеющейся в учебном заведении базы данных талантливых и способных детей. Ø Контроль качества распределения одаренных школьников в рамках факультативных занятий, проводимых за счет компонента учреждения образования, кружков, платных образовательных услуг. Ø Создание годового перечня конкурсов, турниров, олимпиад, фестивалей различных уровней, в которых могут принять участие учащиеся в соответствии со своими склонностями и способностями. Ø Организация работы постоянно действующего психолого-педагогического семинара для педагогов по вопросам особенностей работы с одаренными учащимися. Ø Конкретизация направлений мониторинга качества организации работы с одаренными школьниками. Ø Создание научных обществ учеников и педагогов. Ø Конкретизация мероприятий планов работы методических объединений учителей-предметников по вопросам детской одаренности. Ø Введение в систему морально-материального стимулирования педагогов критериев, отражающих вопросы качества работы с талантливыми учащимися. Ø Контроль качества разработки педагогами-предметниками индивидуальных планов работы с учащимися, входящими в контингент одаренных детей городского (областного, районного) банка данных об одаренных детях. Ø Организация внутришкольного конкурса (конференции, турнира и т.д.) исследовательской (академической) направленности. Разработка памятной атрибутики, сопровождающей процесс подведения итогов конкурса. Ø Организация тренинговых занятий специалистами СППС по подготовке школьников к участию в олимпиадах, конкурсах, турнирах, соревнованиях различных уровней. Ø Осуществление финансовой поддержки педагогов, работающих с одаренными детьми и имеющих достижения по этому направлению деятельности. Ø Организация работы с одаренными учащимися в каникулярное время. Ø Организация поощрительных поездок и экскурсий для школьников, показавших высокие результаты в конкурсных мероприятиях различных уровней. Ø Создание информационно-демонстрационного пространства учебного заведения, отражающего работу с одаренными школьниками. Ø Определение лиц, ответственных за отражение результатов работы с одаренными детьми в средствах массовой информации. Ø Определение вида мероприятия, подводящего результаты самореализации одаренных детей за период учебного года. Работа с одаренными детьми в учреждении образования осуществляется по специально разработанной для этого программе. Такая программа может иметь примерно следующее содержание: 1. Выявление одаренных детей 1.1. Проведение диагностики на школьном уровне. 1.2. Создание и ежегодная актуализация школьного банка данных об одаренных детях. 1.3. Разработка системы «портфолио», учитывающей достижения учащихся в различных сферах учебной деятельности и дополнительного образования. 2. Образование и развитие способностей одаренных детей 2.1. Разработка и введение в школе учебных программ и планов для углубленного изучения отдельных предметов, для преподавания курсов по выбору и элективных курсов, факультативных и кружковых занятий для одаренных учащихся, разноуровневых дидактических материалов. 2.2. Внедрение и совершенствование личностно-ориентированной системы образования. 2.3. Внедрение новых активных методов обучения, индивидуальных форм обучения одаренных детей. 3. Подготовка методической и информационной базы для работы с одаренными детьми 3.1. Разработка и внедрение методик диагностики одаренности ребенка в разных возрастах. 3.2. Разработка развивающих материалов для работы с одаренными детьми. 4. Подготовка родителей одаренных детей к взаимодействию с образовательным учреждением 4.1. Разработка информационных блоков для родителей детей разного возраста, подготовка видеоматериалов, компьютерных сайтов. 4.2. Организация родительского всеобуча по проблемам раннего выявления и развития одаренности в условиях семьи, взаимодействия семьи и школы в решении этой проблемы. 4.3. Поддержка создания в школе организационных мероприятий с одаренными детьми, привлечение их родителей для участия в различных областях образования и развития. 5. Подготовка кадров для работы с одаренными детьми 5.1. Создание условий обучения педагогических кадров для работы с одаренными детьми. 5.2. Участие педагогов в городских, областных семинарах, целевых краткосрочных курсах по проблеме работы с одарёнными детьми. Немаловажным аспектом реализации такой программы является ее финансовое обеспечение, так как необходимо адекватное моральное и материальное поощрение творческой деятельности ученика и учителя (например, награждение победителей олимпиад по решению педагоги-ческого совета учреждения денежными премиями и подарками и др.). В целом, анализ школьной практики показывает, что программа работы с одаренным ребенком включает обычно следующие этапы: 1) диагностический (педагогическая и психологическая диагностика, специальная (углубленная) диагностика); 2) информационно-подготовительный (создание банка информации по работе с одаренными детьми, подготовка курса лекций и бесед по проблемам одаренности, определение функций каждого субъекта педагогического процесса в работе с одаренными учащимися, разработка индивидуальной программы развития для каждого одаренного школьника, разработка рекомендаций для родителей по сопровождению развития одаренного ребенка; 3) развивающий (дифференциация и индивидуализация обучения, организация и проведение индивидуальных и групповых занятий с детьми различными специалистами и педагогами по индивидуальному плану, осуществление мероприятий по социализации и адаптации одаренного ребенка в группе сверстников, организация различных мероприятий для одаренных детей с включением в них всех субъектов педагогического процесса учреждения образования – конкурсы, олимпиады, фестивали и т.д.). Далее рассмотрим работу с одаренными детьми в соответствии с выделенными этапами.
В психологии проблема диагностики одаренности традиционно рассматривается на двух уровнях: теоретическом и методическом (психометрическом). Условно эти уровни можно обозначить как «теоретический» и «методический». Первый уровень (теоретический) предполагает определение концепции одаренности, выяснение вопроса о том, кого и по каким критериям можно отнести к одаренным. Второй уровень (методический) предполагает разработку в соответствии с принятой концепцией самих диагностических процедур – методик, позволяющих идентифицировать одаренных. У данной проблемы есть важный, с точки зрения образовательной практики, аспект. Известно, что один и тот же ребенок по одной и той же психодиагностической методике в разных условиях может показывать разные результаты. Это постоянно встречающееся явление нередко склонны приписывать либо неправильно сформулированной концепции одаренности, либо несовершенству разработанных в соответствии с ней психометрических методик. В этом отношении следует отметить, что эффективная идентификация одаренности посредством какой-либо одноразовой процедуры тестирования невозможна. Поэтому вместо одномоментного отбора одаренных детей необходимо направлять усилия на постепенный, поэтапный поиск одаренных детей в процессе обучения их по специальным программам (в системе дополнительного образования), либо в процессе индивидуализированного образования (в условиях общеобразовательной школы). С учетом вышеуказанного могут быть сформулированы следующие принципы выявления одаренных детей: • комплексный характер оценивания разных сторон поведения и дея-тельности ребенка, что позволит использовать различные источники ин-формации и охватить как можно более широкий спектр его способностей; • длительность идентификации (развернутое во времени наблюдение за поведением данного ребенка в разных ситуациях); • анализ поведения ребенка в тех сферах деятельности, которые в максимальной мере соответствуют его склонностям и интересам (включение в специально организованные предметно-игровые занятия, вовлечение в различные формы соответствующей деятельности и т.д.); • использование тренинговых методов, в рамках которых можно организовывать определенные развивающие влияния, снимать типичные для данного ребенка психологические «преграды» и т.п.; • подключение к оценке одаренного ребенка экспертов: специалистов высшей квалификации в соответствующей предметной области деятельности (математиков, философов, шахматистов, инженеров и др.); • оценка признаков одаренности ребенка по отношению к актуаль-ному уровню его психического развития и с учетом зоны ближайшего раз-вития (на основе организации определенной образовательной среды с выстраиванием для этого ребенка индивидуальной траектории обучения); • преимущественная опора на методы психодиагностики, имеющие дело с оценкой реального поведения ребенка в реальной ситуации, такие как анализ продуктов деятельности, наблюдение, беседа, экспертные оценки учителей и родителей, естественный эксперимент. Выявление одаренных учащихся достаточно сложная многоступенчатая процедура. Один из ведущих специалистов в этой области Щебланова Е.И. выделяет семь диагностических этапов: · выявление проявлений одаренности в поведении и разных видах деятельности учащегося на основании данных наблюдений, рейтинговых шкал, ответов на анкеты и т.п.; · изучение условий и истории развития учащегося в семье, его интересов, увлечений, сведений о семье, о раннем развитии ребенка, о его интересах и необычных способностях с помощью опросников и интервью; · оценка учащегося его сверстниками, сведения о способностях, не проявляющихся в успеваемости, и достижениях с помощью опросников; · самооценка способностей, мотивации, интересов, успехов с помощью опросников, самоотчетов, собеседования; · оценка работ (экзаменационных в т.ч.), достижений, школьной успеваемости; · психологическое тестирование: показатели интеллектуального (особенности абстрактного и логического мышления, математические способности, технические способности, лингвистические способности, память и т.д.), творческого и личностного развития учащегося с помощью психодиагностических тестов. Представления о детской одаренности и организационные подходы предполагают использование методик, ориентированных на выявление всех основных характеристик. Необходимо деление методик на комплексы для психологов, для родителей, для учителей, а также для самих детей. Среди методик для психологов особую группу занимают методики диагностики интеллекта. В распоряжении современного психолога существует большое количество тестов, предназначенных для оценки интеллекта. Они отличаются между собой способом проведения (групповой, индивидуальный, компьютерный), а также количеством и характеристиками шкал, т.е. параметров, по которым происходит оценка интеллекта. Все же результаты, показываемые одним и тем же человеком по различным тестам, при условии их грамотного проведения оказываются достаточно согласованными, что и позволяет утверждать, что измеряется одно и то же свойство — интеллект человека. Рассмотрим, как исследователь Л. Термен распределил IQ по уровням интеллекта. Распределение IQ по уровням интеллекта
IQ является непрерывной величиной, поэтому вопрос о том, с какого уровня интеллекта ребенка считать одаренным, оказывается достаточно условным. Многие исследователи склонны считать, что умственно одаренным детям соответствуют превосходящий и весьма превосходящий уровни интеллектуального развития, тогда как Л. Терменом отбирались для изучения умственной одаренности дети с IQ=140 и выше. Существуют различные тесты для определения интеллектуального развития. В нашем государстве нашел широкое применение невербальный тест «Прогрессивные матрицы» Дж. Равена. Среди наиболее известных в международной практике стандартных интеллектуальных тестов можно отметить следующие: · тест «Структуры интеллекта», разработанный немецким исследователем Р. Амтхауэром для применения от 13 до 61 года и адаптированный в Эстонии для изучения интеллектуального развития учащихся младших классов; · Шкала интеллекта Стенфорд – Бине. Разработана для тестирования детей, начиная с двухлетнего возраста. Направлена на получение показателя общего интеллектуального развития ребенка; · Шкала интеллекта Векслера. Включает вербальные и невербальные субтесты; · Интеллектуальный тест Слоссона. Составлен на основе данных о словарном запасе, вербальных и математических суждениях, памяти; · Оценочная батарея тестов Кауфмана. Дает две глобальные оценки – умственных процессов и достижений; · Шкала детских способностей Маккарти. Дает обобщенную оценку (общий когнитивный индекс) и пять субоценок (для вербальных, перцептивных, вычислительных и моторных способностей, памяти). Российские ученые также внесли вклад в разработку методик диагностики интеллекта. Так, в 1987 году группа исследователей под руководством К.М. Гуревича издала «Школьный тест умственного развития» (ШТУР) для учащихся 6-8 классов, включающих специальные методики диагностики и коррекции. С 90-х годов ХХ в. в лаборатории «Творческая одаренность» Психологического Института РАО под руководством А. М. Матюшкина проводилась работа по переводу и адаптации «Мюнхенских тестов познавательных способностей для одаренных детей», «Детского теста интеллектуальных способностей» (К. Расселл), «Теста интеллектуальных способностей» (Р. Кетелл) и др. Одна из важнейших характеристик одаренности – креативность. Расположенность к творчеству — высшее проявление активности человека, способность создавать нечто новое, оригинальное, она может выступать в любой сфере человеческой деятельности. Вместе с тем креативность — это не то же самое, что высокий уровень интеллекта. Исследования показали, что оценка интеллекта традиционными методами (вычисление IQ) не позволяет непосредственно судить о творческих возможностях. Высказываются предположения о существовании некоторого «порогового уровня IQ», ниже которого невозможны творческие свершения (по крайней мере, в сфере науки и техники). Существует много тестов, специально направленных на выявление творческих возможностей. В их основе — выявление способностей испытуемого находить новые подходы к предлагаемой ситуации, например, создать необычный рисунок по заданным элементам или изобретательно выполнить словесное задание. Для оценки креативности разработаны специальные тесты, наиболее известные из которых — тесты Гилфорда, Торренса и Медника, «Опросник креативности» Джонсона и др. В отличие от заданий Дж. Гилфорда наибольшую популярность в нашей стране приобрели Миннесотские тесты творческого мышления, разработанные П. Торренсом (МТТМ). Создавая специальные программы стимуляции креативности, П. Торренс подбирал задачи таким образом, чтобы они оказались чувствительными к основным творческим операциям (обостренное восприятие недостающих элементов, ощущение трудностей, поиск решений в разных направлениях, формулирование гипотез относительно недостающих элементов, проверка и перепроверка гипотез, возможность их усовершенствования и сообщение результатов). Широкое применение тесты Торренса нашли в практике образования во всем мире. Они используются при диагностическом исследовании развития одаренности ребенка; при разработке индивидуальных программ обучения в школе; при оценке эффективности традиционных и новаторских программ обучения; при разработке тренингов по креативности. МТТМ представляют собой задачи «открытого» типа с множеством решений, время выполнения которых ограничено. Они используются обычно с 5 лет, во всех классах школы. Существует индивидуальное (дошкольники и младшие школьники) и групповое (с 4 класса — небольшие группы по 15 человек, а с 5 класса допускаются группы по 30 человек) предъявление теста. Важная роль в условиях тестирования отводится созданию благоприятного психологического климата и устранению стрессовых факторов. Процедура оценивания направлена на получение четырех количественных показателей («беглости», гибкости, оригинальности и креативности). Двенадцать тестов творческой продуктивности Торренса сгруппированы в вербальную, изобразительную (см. приложение 1) и звуковую батареи. Первая обозначается как вербальное творческое мышление, вторая – образное творческое мышление, третья – словесно-звуковое творческое мышление. Несколько иная концепция лежит в основе разработанного С. Медником теста RAT (тест отдаленных ассоциаций). В этом тесте испытуемому предлагаются три слова из максимально удаленных ассоциативных областей (см. приложение 2). Испытуемый должен предложить слово, увязанное по смыслу со всеми тремя словами. Причем тест строится так, чтобы каждые три слова-стимула имели слово-стереотип, сочетающееся с ними. Соответственно, оригинальность ответа будет определяться отклонениями от стереотипа. Исходные слова могут быть трансформированы грамматически, можно использовать предлоги. Известна также методика Е.Е. Туник «Самооценка творческих способностей», методика Вартега «Круги», шкала Вильямса «Диагностика детской одаренности» и др. Таким образом, творчество и интеллект не существуют в отрыве друг от друга. Реальные творческие достижения в большинстве областей деятельности требуют повышенного интеллекта, хотя высокий уровень интеллекта может и не приводить к творческим проявлениям. Ряд исследователей выделяют одаренность в сфере общения и связывают ее проявление с особым видом интеллекта. Его называют «социальный интеллект», «личностный интеллект». Однако термин «социальная одаренность» не является общепризнанным. Для обозначения одаренности в сфере общения используются многочисленные понятия: «социальные способности», «коммуникативные способности», «социальная одаренность» и др. Для определения социальной одаренности также существуют различные методики, например, методика Рене Жиля, позволяющая выявить лидерскую одаренность личности школьника; тесты на выявление лидерских качеств; методика «КОС-1» (авторы В.В. Синявский, В.А. Федорошин), позволяющая выявить коммуникативные и организаторские способности личности и др. Существует также ряд методик, содержание которых позволяет одновременно выявлять характеристики учащихся, проявляемые в познавательной, мотивационной, творческой и лидерской сферах. В числе таких методик «Шкала для рейтинга поведенческих характеристик одаренных школьников» (модификация Л.В. Лапиной теста Дж. Рензулли), методика «экспертная оценка общей детской одаренности» (модификация А.И. Савенковым методики американских психологов Д. Хаана и М. Каффа) и др. Рассмотрим в качестве примера диагностическую методику «Интеллектуальные и творческие способности личности», которая используется педагогами и родителями при первоначальном выявлении у детей нестандартных проявлений различных свойств психики. Цель: определение уровня развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся. Перед Вами список качеств, степень выраженности которых нужно оценить у каждого ребенка по следующей уровневой системе: Высокий уровень (5) – данное качество проявляется всегда и ярко. Уровень выше среднего (4) – данное качество проявляются часто, но не всегда. Средний уровень (3) – данное качество проявляется, но не ярко. Уровень ниже среднего (2) – данное качество проявляется, но достаточно редко. Низкий уровень (1) – данное качество не проявляется совсем. Качества учащегося: Память – способность ребенка быстро запоминать и удерживать долгое время в памяти различную информацию. Внимание – способность ребенка быстро концентрироваться, настраиваться на деятельность и долгое время ею заниматься не отвлекаясь. Способность к анализу и синтезу – способность ребенка быстро «раскладывать» предложенную информацию на составляющие части или, наоборот, из нескольких частей собирать целое (делать вывод). Оригинальность мышления – способность ребенка выдвигать новые, нестандартные идеи, видеть необычное в обычном. Продуктивность мышления – способность ребенка находить большое количество решений на любую поставленную перед ним проблему. Перфекционизм (старательность) – стремление ребенка доводить результаты своей деятельности до соответствия самым высоким стандартам. Гибкость мышления – способность ребенка быстро изменять свое поведение, вносить коррективы в свою деятельность, в зависимости от изменившихся обстоятельств, объединять в своей деятельности знания и умения из различных областей жизни. Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 3302; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |