Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Индивидуальные программы сопровождения одаренных и талантливых учащихся

Одаренные дети отличаются друг от друга и степенью одаренности, и стилем познавательной деятельности, и сферами интересов. Поэтому в учреждении образования разрабатываются дифференцированные программы сопровождения различных категорий одаренных детей, а именно:

ü Программы сопровождения детей, одаренных в нескольких областях;

ü Программы сопровождения одаренных детей, имеющих выдающиеся интеллектуальные способности;

ü Программы сопровождения одаренных детей, имеющих ярко выраженные музыкальные способности;

ü Программы сопровождения одаренных детей, имеющих ярко выраженные спортивные способности;

ü Программы сопровождения одаренных детей, имеющих ярко выраженные артистические способности;

ü Программы сопровождения одаренных детей, имеющих ярко выраженные технические способности;

ü Программы сопровождения одаренных детей, имеющих ярко выраженные художественные способности;

ü Программы сопровождения одаренных детей, имеющих ярко выраженные литературные способности и др.

Такие программы отражают содержание сопровождения детей различных категорий специальной одаренности. Не смотря на выделение в школе с помощью диагностики групп детей, имеющих сходные интересы и сферы проявления способностей, тем не менее, каждый ребенок имеет свои отличительные мотивы деятельности, личностные характеристики, склонности к деятельности, степень выраженности общих и специальных способностей. Поэтому программы сопровождения таких детей должны быть индивидуализированы.

Каждая такая программа разрабатывается на основе результатов диагностики одаренного школьника, показывающих достижения ребенка в определенных сферах деятельности, а также имеющиеся у него проблемы личностного и социального плана.

В реализации программы принимают участие педагоги школы, специалисты СППС, родители. Исходя из этого, в каждой программе отражается работа всех субъектов педагогического процесса с одаренным ребенком.

Ниже представим содержание программы сопровождения ребенка, имеющего выдающиеся интеллектуальные способности.

Цель программы: гармонизация и развитие незаурядных интеллектуальных способностей одаренного ребенка.

Задачи:

создание условий для развития и гармонизации незаурядных интеллектуальных способностей одаренного ребенка;

• социализация ребенка в группе сверстников;

• развитие творческого мышления, наблюдательности и познавательной активности школьника;

• создание психологически комфортной среды развития и воспитания одаренного ребенка.

В программе принимают участие:

1. Заместитель директора школы по учебной работе

2. Педагог-психолог

3. Педагог социальный

4. Учителя школы

5. Родители ребенка.

Деятельность заместителя директора школы по учебной работе.

Информационный этап: создание информационной базы данных о детях с повышенными интеллектуальными способностями; проведение консультаций для родителей, воспитателей, учителей и т.д.

Организационный этап: составление совместного плана работы со специалистами учреждения образования по программе сопровождения одаренного ребенка; организация учебы специалистов учреждения образования; организация и проведение в учреждении образования семинаров по особенностям взаимодействия с интеллектуально одаренным ребенком в рамках программы сопровождения; организация открытых мероприятий по проблематике одаренных детей.

Контрольный этап: осуществление контроля над эффективностью работы специалистов и учителей-предметников с интеллектуально одаренным ребенком; анализ результатов обучающей, воспитательной, коррекционно-развивающей деятельности специалистов и учителей-предметников в рамках программы сопровождения; построение перспективы дальнейшей работы с интеллектуально одаренным ребенком.

Деятельность педагога-психолога.

Диагностический этап: подготовка и проведение констатирующей итоговой диагностики с одаренными детьми; систематический мониторинг динамики развития интеллектуально одаренного ребенка.

Информационный этап: проведение заседаний круглого стола для педагогов и специалистов учреждения образования на тему: «Ребенок с выдающимся интеллектом: характеристика, проблемы и специфика взаимодействия»; проведение консультаций с родителями интеллектуально одаренных детей по проблемам взаимодействия в семье; организация индивидуального консультирования для педагогов и специалистов учреждения образования по проблеме психолого-педагогического сопровождения детей с незаурядным интеллектом.

Развивающий этап: проведение развивающих занятий с детьми данной категории:

Ø индивидуальные занятия с интеллектуально одаренным ребенком с периодичностью 1 раз в две недели;

Ø развивающие занятия с элементами тренинга;

Ø организация кружка интеллектуального развития для детей с интеллектуальной одаренностью (групповая работа).

Деятельность педагога социального.

Диагностический этап: выявление социальных характеристик интеллектуально одаренного ребенка, особенностей его воспитания в семье, ближайшего окружения и его характеристик, референтной для него группы, особенностей использования им свободного времени, ведущего вида деятельности в свободное время и образовательных структур, в которых одаренный ребенок реализует свои интересы (учреждения дополнительного образования, кружки и т.д.).

Информационный этап: проведение бесед и консультаций с родителями по организации помощи детям в реализации интересов и способностей в рамках свободного времени; проведение практикумов для родителей по выявлению скрытой одаренности детей в рамках дней «Открытых дверей» в школе или в процессе проведения круглых столов специалистов СППС и родителей;

Развивающий этап: координация деятельности школы и учреждений дополнительного образования по предоставлению возможности интеллектуально одаренным учащимся развивать свои способности через внешкольные формы работы; координация деятельности различных специалистов по разработке и внедрению программ сопровождения интеллектуально одаренных школьников; разработка и проведение в учреждении образования социокультурных форм деятельности (турниров, интеллектуальных игр и т.д.) для интеллектуально одаренных учащихся.

Деятельность учителей - предметников.

Диагностический этап: проведение педагогической диагностики в ходе учебных занятий и выделение детей, имеющих выдающиеся интеллектуальные способности в отдельную группу развития; ведение дневника наблюдения за данной категорией детей в классе (по запросу администрации).

Информационный этап: консультирование родителей по вопросам воспитания одаренного ребенка в семье, оказания ребенку помощи и поддержки в реализации его интеллектуальных интересов; подбор и размещение в классе выставки детской научно-популярной литературы, дополнительной литературы по предмету занимательного характера; ознакомление детей в процессе занятий с энциклопедиями, справочниками и др. литературой по различным направлениям деятельности; организация посещения детьми библиотек и выставок.

Развивающий этап: разработка системы дифференцированных и индивидуальных заданий по темам предмета, изучаемых в течение учебного года; использование в образовательном процессе заданий повышенной сложности с учетом индивидуальных особенностей интеллектуально одаренных детей; создание и постоянное пополнение предметно-развивающей среды в классе (компакт-диски по предметам, компьютерные учебные игры, наглядные пособия и раздаточные материалы, компьютерные презентации учебных тем и др.); создание научно-исследовательского общества по предмету с участием интеллектуально одаренных учащихся, проявляющих повышенный интерес к данной учебной дисциплине.

Деятельность родителей.

Диагностический этап. Выявление скрытой одаренности детей на основе рекомендаций специалистов СППС учреждения образования; изучение образовательных запросов детей.

Информационный этап. Участие в консультациях, круглых столах, проводимых специалистами учреждения образования по проблемам воспитания, организации жизнедеятельности ребенка в условиях семьи, содействия развитию интеллектуальных способностей ребенка в сфере свободного времени, профессиональной ориентации интеллектуально одаренных учащихся выпускных классов.

Развивающий этап. Определение одаренного ребенка в учреждения дополнительного образования и др. внешкольные структуры с целью содействия развитию его способностей; обеспечение одаренному ребенку необходимых условий для жизнедеятельности и развивающей среды в домашних условиях; выполнение рекомендаций специалистов СППС и классного руководителя по развитию способностей ребенка, установлению с ним оптимальных межличностных отношений, семейной атмосферы, благоприятной для развития личностного и интеллектуального потенциала ребенка.

Представленная программа сопровождения интеллектуально одаренного ребенка имеет примерное содержание. При разработке индивидуальной программы сопровождения интеллектуально одаренного ребенка (или ребенка другой категории одаренности) как правило, указываются темы и даты проведения мероприятий, намеченных в программе, в зависимости от имеющихся у ребенка проблем и достижений.

При составлении индивидуальных программ сопровождения одаренных детей другой специальной категории одаренности, в программу как правило, включаются разделы, отражающие деятельность соответствующих специалистов.

Например, в индивидуальные программы сопровождения детей, одаренных в области спорта, вместо раздела «Деятельность учителей-предметников» включается раздел «Деятельность руководителя физического воспитания», который может иметь примерно следующее содержание:

Диагностический этап. Выявление детей, одаренных в области спорта через проведение различных спортивных мероприятий.

Информационный этап. Разработка рекомендаций для родителей и педагогов школы по взаимодействию с ребенком; пропаганда оптимального уровня организации режима жизнедеятельности ребенка со спортивной одаренностью в школе и в домашних условиях.

Развивающий этап. Разработка индивидуального плана работы со спортивно одаренным ребенком (составление графика тренировок, подбор комплекса специальных развивающих упражнений и т.д.); формирование групп детей, в зависимости от уровня их физического развития, состояния здоровья, склонности и интересов и разработка для них дифференцированных комплексов спортивных упражнений; организация спортивных мероприятий с участием в них детей данной категории; мониторинг динамики физического развития спортивно одаренных детей; осуществление профессионального сотрудничества со специалистами из спортивных школ (ДЮСШ) с целью определения физически одаренного ребенка в соответствующую его способностям спортивную секцию.

В индивидуальные программы сопровождения детей, одаренных в области музыки, вместо раздела «Деятельность учителей-предметников» включается раздел «Деятельность музыкального руководителя». Такой раздел включает примерно следующее:

Диагностический этап. Проведение педагогической и специальной диагностики с целью выявления музыкальной одаренности.

Информационный этап. Консультация родителей ребенка и направление их на консультацию к специалистам музыкальной школы или студии по направлению выявленных способностей ребенка в области музыки; выступления на педагогических советах и круглых столах с участием специалистов по специфике работы с музыкально одаренным ребенком

Развивающий этап. Создание развивающей среды (приобретение фонограмм, музыкальных инструментов, создание музыкальных групп и др.) для музыкально одаренного ребенка; разработка индивидуальной программы работы с музыкально одаренным ребенком; разработка дифференцированных программ работы в школе с детьми данной категории одаренности; организация участия музыкально одаренного ребенка в различных конкурсах, концертах и фестивалях по профилю одаренности.

В индивидуальные программы сопровождения детей, одаренных в области техники, включается раздел «Деятельность учителя трудового обучения (технического труда).

Диагностический этап. Выявление технически одаренных детей через систему школьных занятий «Технический труд».

Информационный этап. Проведение консультаций для родителей технически одаренных детей о возможностях развития способностей учащихся; выступление на педагогических советах и круглых столах с участием специалистов учреждения образования.

Развивающий этап. Организация предметно-развивающей среды в учреждении образования для развития технического творчества детей (приобретение необходимого оборудования – конструкторы, технические игры, энциклопедии, инструменты и т.д.); разработка индивидуальных и дифференцированных программ работы с технически одаренными детьми; организация в школе кружков технического профиля в зависимости от выявленных склонностей и способностей учащихся (кружок резьбы по дереву, кружок авиамоделирования и др.); организация и проведения мероприятий соответствующей направленности (технический КВН, технический турнир, выставка изделий технического творчеств и т.д.).

В индивидуальные программы сопровождения детей, имеющих художественную одаренность, включаются разделы, раскрывающие деятельность соответствующих специалистов учреждения образования. Так, в индивидуальные программы сопровождения детей, одаренных в области изобразительного искусства, включается раздел «Деятельность учителя изобразительного искусства»; в индивидуальные программы сопровождения детей, одаренных в области литературы, включается раздел «Деятельность учителя литературы».

В свою очередь в индивидуальные программы сопровождения детей, имеющих артистическую одаренность, включаются разделы «Деятельность учителя литературы», «Деятельность музыкального руководителя», «Деятельность руководителя театральной студии» (при наличии таковой в учреждении образования»).

Например, раздел «Деятельность учителя литературы» при разработке индивидуальной программы сопровождения детей, имеющих литературную одаренность, может включать:

Диагностический этап. Выявление литературно одаренных детей через систему школьных занятий «Русская литература» («Белорусская литература»).

Информационный этап. Проведение консультаций для родителей детей с литературной одаренностью; участие в проведении педагогических советов и круглых столов по проблемам развития и воспитания литературно одаренных детей.

Развивающий этап. Создание в учреждении образования предметно- развивающей среды (пополнение фонда школьной библиотеки и фонда музыкально кабинета, приобретение литературных энциклопедий методических пособий по литературе и т.д.); разработка индивидуальных и дифференцированных программ сопровождения литературно одаренных детей (на основе склонности к поэзии, к литературе исторического жанра, фантастического жанра и т.д.); организация работы в школе литературного кружка или клуба (в том числе театральной студии); организация и проведение различных мероприятий с участием литературно одаренных детей (литературный КВН, конкурс чтецов, литературные вечера авторской поэзии, литературно-музыкальные и литературно-исторические композиции и т.д.).

Таким образом, эффективность развития одаренных детей обусловлена комплексным характером программ их сопровождения в условиях педагогического процесса.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Диагностика интеллектуальной, творческой и социальной одаренности детей | Дифференциация и индивидуализация обучения одаренных школьников
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 2125; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.