Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Дифференциация и индивидуализация обучения одаренных школьников

В последние годы становится все более очевидным тот факт, что школьное образование, традиционно считавшимся основным, не решает своей главной задачи. Оно не может обеспечить ребенка гарантией того, что уровень полученного им образования достаточен для дальнейшего обучения и успешной реализации в разнообразных сферах деятельности своих способностей. Школа гарантирует лишь некий стандарт, который оказывается недостаточным в реальной жизни.

Исходя из этого, при организации работы с одаренными детьми в условиях массовой общеобразовательной школы речь должна идти о создании такой образовательной среды, которая обеспечивала бы возможность развития и проявления творческой активности как одаренных детей и детей с повышенной готовностью к обучению, так и детей со скрытыми формами одаренности. Это нацеливает педагогов на усиленные поиски возможности решения проблемы, используя весь арсенал системы дополнительного образования. Это кружковая и клубная работа, организация предпрофильной подготовки учащихся и курсов по выбору, развитие исследовательской деятельности школьников; групповые занятия с одаренными учащимися; конкурсы, олимпиады и спартакиады; работа по индивидуальным планам и т.д.

Такая образовательная среда преследует следующие принципы:

· принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;

· принцип возрастания роли внеурочной деятельности;

· принцип личностно-ориентированного и дифференцированного подходов в организации обучения;

· принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;

· принцип свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг, помощи наставничества;

· принцип «ускорения» (более высокий уровень знаний и развития – ускоренное формирование базовых навыков);

· принцип «обогащения» (включение учащихся в исследовательскую работу);

· принцип «междисциплинарного обучения» (обеспечение взаимосвязи между разными предметами).

Работа с одаренными детьми, как правило, требует дифференцированных учебных программ, которые выходят за рамки обычного школьного обучения для того, чтобы иметь возможность реализовать свои потенции и сделать вклад в развитие общества.

Принципы дифференциации учебного плана, которые отражают особенности работы с одаренными учащимися, следующие:

• учебная программа для одаренных учащихся должна осуществлять применение навыков продуктивного мышления, чтобы дать учащимся возможность переосмыслить уже имеющиеся знания и генерировать новые;

• программа должна способствовать самоуправлению учебным процессом со стороны школьников и способствовать их саморазвитию;

• учебная программа для одаренных учащихся должна давать им возможность исследовать постоянно изменяющийся поток информации.

Этим принципам, прежде всего, следует организация обучения учащихся в инвариантных учебных заведениях (гимназиях, лицеях), профильных классах специализированных школ.

Учитывая многообразие, разноликость и индивидуальное своеобразие проявления одаренности, целесообразно организацию работы по обучению и развитию одаренных детей осуществлять на основе содействия учителями каждому одаренному ученику в построении его индивидуальной образовательной траектории.

В педагогической теории и практике индивидуальная образовательная траектория представляет собой персональный путь реализации личностного потенциала ученика в образовании, проявления совокупности его организационно-деятельностных, познавательных, творческих и иных способностей. В педагогическом процессе эта проблема решается через индивидуализацию обучения (организацию личностно ориентированного образования) школьников.

Личностно ориентированное образование подразумевает максимальный учет возрастных и индивидуальных способностей и потребностей человека и предоставление ему свободы выбора уровня, содержания, сроков и форм обучения. При этом должно быть обеспечено равенство стартовых возможностей для продолжения образования и созданы условия для гармоничного, духовного, физического и интеллектуального развития личности, что предполагает диверсификацию (разнообразие) целей, содержания и программ учебной деятельности учащихся путемвнедрения в учебный процесс вариативных учебных планов и разноуровневых программ.

Вариативность образовательной среды при этом обеспечивается многообразием информации, различными видами деятельности и программами их выполнения, большим набором выполняемых учащимися функций и ролей, многообразием применяемых технологий, а также разработкой и реализацией каждым одаренным учеником собственной «Я-концепции» творческого саморазвития. При этом под «Я-концепцией» творческого саморазвития понимается стратегия саморазвития личности, системообразующими компонентами которой выступают интергративные процессы: самопознание, творческое самоопределение, самоуправление, самосовершенствование и творческая самореализация личности (В.И. Андреев). Помощь учителя при этом может заключаться в следующем:

– углубление представлений учащихся об особенностях их мышления, потребностях, мотивах, способностях;

– содействие учащимся в осознании их профессиональных склонностей, интересов и стремлений;

– побуждение учащихся заниматься самообразованием, саморазвитием, как в общем плане, так и в сфере специальных способностей;

– помощь в построении каждым учеником собственной карты «Я-концепции» творческого саморазвития, примерное содержание которой может быть следующим:

 

  Вопросы для размышления   «Я-концепция»
Я в прош-лом Я сегод-ня Я в буду-щем Степень и характер самораз-вития
1. Мои приоритетные цели 2. Мои типичные проблемы и трудности 3. Способы преодоления трудностей, которые я использовал 4. Способы преодоления трудностей, которым я хотел бы научиться 5. Мои успехи и творческие достижения 6. Уровень моих творческих способностей 7. Мои планы на будущее в области саморазвития 8. Программа моих ближайших действий в области самообразования 9. Программа моих перспективных действий в области самообразования        

 

Оригинальной формой изучения и формирования мотивации одаренных школьников, их самопознания и саморазвития может стать портфолио достижений. «Портфель личных достижений» (портфолио) – это индивидуальная папка ученика, в которой фиксируются, накапливаются, оцениваются индивидуальные достижения в разнооб-разных видах деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуни-кативной за учебный год и за весь период его обучения в школе. Портфолио позволяет отследить развитие способностей учащихся, изменение познавательных интересов, является визуальной констатацией успехов ребенка, что способствует повышению его самооценки. Такую работу с одаренными учениками целесообразно начинать уже в начальных классах.

Рассмотрим примерный вариант структуры портфолио ученика. Портфолио учащегося имеет титульный лист и состоит из четырех разделов.

I раздел: «Мой портрет». Здесь содержатся сведения об учащемся, который может представить его любым способом. Здесь могут быть личные данные учащегося, ведущего портфолио, его автобиография, личные фотографии. Ученик ежегодно проводит самоанализ собственных планов и итогов года, ставит цели и анализирует достижения.

II раздел: «Портфолио документов». В этом разделе должны быть представлены сертифицированные (документированные) индивидуальные образовательные достижения. Здесь учащийся представляет дипломы олимпиад, конкурсов, соревнований, сертификаты учреждений дополнительного образования, табели успеваемости, результаты тестирования и т.д.

III раздел: «Портфолио работ». Учащийся представляет комплект своих творческих и проектных работ, описание основных форм и направлений его учебной и творческой активности, участие в школьных и внешкольных мероприятиях, конкурсах, конференциях, прохождение элективных курсов, различного рода практик, спортивных и художественных достижений.

IV раздел: «Портфолио отзывов». Он включает в себя отзывы, рецензии работ, характеристики классного руководителя, учителей-предметников, педагогов дополнительного образования на различные виды деятельности учащегося.

Портфолио оформляется самим учеником в соответствии с принятой в школе структурой в папке-накопителе с файлами на бумажных носителях и/или в электронном виде. По необходимости, работа учащихся с портфолио сопровождается помощью взрослых: педагогов, родителей, классных руководителей, в ходе совместной работы которых устанавливается отношения партнерства, сотрудничества. Это позволяет обучающимся постепенно развивать самостоятельность, брать на себя контроль и ответственность. Учащийся имеет право включать в портфолио дополнительные материалы, элементы оформления с учетом его индивидуальности.

Подводя итог вопросу об индивидуальной образовательной траектории, следует отметить, что одаренные учащиеся могут получать общее среднее образование, изучая предметы на базовом уровне (общеобразовательный минимум), а также интересующие их предметы на повышенном (базовый уровень изучения учебного предмета с расширением и углублением его содержания) или углубленном (повышенный уровень изучения учебного предмета с усложнением его содержания и увеличением объема) уровнях. Старшеклассники могут обучаться в общеобразовательной школе, получая интересующие их знания через систему факультативных занятий, а также в профильных классах в условиях гимназий и лицеев, что предусмотрено Кодексом Республики Беларусь об образовании от 13 января 2011 г. № 243-3 (Глава 23, статья 156 «Учреждения общего среднего образования»).

Таким образом, личностно ориентированное образование содействует более эффективному целостному развитию и саморазвитию одаренных учащихся как субъектов учебно-творческой деятельности с опорой на их индивидуальные особенности и опыт; обеспечивает готовность данной категории школьников к решению нестандартных жизненных и профессиональных задач.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Индивидуальные программы сопровождения одаренных и талантливых учащихся | Часть 2. Изобразительное творческое мышление
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 3936; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.