Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Часть 2. Изобразительное творческое мышление

ТЕСТ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ П. ТОРРЕНСА

 

Невербальный буклет «А»

Субтест 1. Нарисуй картинку.

Тестовый материал: а) фигура овальной формы из цветной бумаги. Цвет фигуры может быть любой, но такой насыщенности, чтобы допускалось рисование деталей не только снаружи, но и внутри; б) чистый лист бумаги; в) клей; г) цветные карандаши.

Инструкция.

Возьмите цветную фигуру. Придумайте любое изображение, частью которого могла бы стать эта фигура. Вы можете нарисовать любой предмет или целый рассказ.

Приклейте эту фигуру на листе в любом месте — там, где вам больше нравит­ся. А затем дорисуйте ее карандашами или фломастерами так, чтобы получилась задуманная вами картинка. Рисовать можно и внутри, и за пределами наклее­нной фигуры.

Постарайтесь придумать такую картинку, которую никто другой придумать не сможет. Дополните ее разными деталями так, чтобы получилась как можно более интересная и увлекательная история.

Когда вы закончите свой рисунок, придумайте к нему название и запишите его внизу страницы. Постарайтесь, чтобы название было интересным, необычным и помогало понять то, что вы нарисовали.

На выполнение задания отводится 10 минут. Начинайте работать над рисунком. Сделай его не похожим на другие, пусть он расскажет увлекательную и необычную историю.

 


Субтест 2. Закончи рисунок.

 

Тестовый материал: а) простой карандаш; тестовый бланк, состоящий из 10 квадратов, в которых изображены графические фигуры различной формы (см. рисунок).

Инструкция.

На этих двух страницах нарисованы незаконченные фигуры. Если вы доба­вите к ним дополнительные линии, у вас могут получиться интересные пред­меты или истории.

Старайтесь нарисовать такие картинки, которые бы не смогли придумать никто, кроме вас. Делайте каждую картинку подробной и интересной, добавляя к ней разные детали. Придумайте интересное название для каждого рисунка и напишите его снизу.

На выполнение задания отводится 10 минут. Старайтесь работать быстро, но без лишней спешки.

 

 

Субтест 3. Линии.

На этих трех страницах изображены пары прямых линий. Нарисуйте как можно больше предметов или историй, используя эти линии.

Прямые линии должны быть основной частью того, что вы хотите нарисо­вать. К каждой паре линий с помощью карандашей или фломастеров добавьте другие линии так, чтобы получились законченные изображения. Можно рисо­вать между линиями, над линиями – везде, где захотите.

Старайтесь придумать такие рисунки, которые бы не смог придумать никто, кроме вас. Нарисуйте как можно больше различных картинок, выразите все идеи, которые у вас появятся. Придумайте интересное название для каждого рисунка и напишите его снизу.

На выполнение задания отводится 10 минут

 

 

Данный тест дает оценку следующих проявлений креативности:

Ø «Беглость» – способность продуцировать большое количество идей;

Ø «Гибкость» – способность применять разнообразные стратегии при решении проблем;

Ø «Оригинальность» – способность продуцировать необычные, нестандартные идеи;

Ø «Разработанность» – способность детально разрабатывать возникшие идеи;

Ø «Абстрактность названий» – способность выделять главное,

способность понимать суть проблемы;

Ø «Сопротивление замыканию» – способность длительное время оставаться открытым новизне и разнообразию идей, достаточно долго откладывая принятие окончательного решения для того, чтобы совершить мыслительный скачок и создать оригинальные идеи.

Обработка экспериментальных данных

 

Невербальный буклет «А»

Построение образа на основе графического стимула.

Адаптация теста осуществлена со­трудниками центра «Творческая одаренность» НИИ ОПП АПН СССР Н. В. Шумаковой, Е. И. Шелбановой, Н. П. Щербо.

Оценка выполнения задания посубтесту 1 «Нарисуй картинку».

1. Оригинальность. При обработке используется шкала от 0 до 5 баллов, согласно часто­те встречаемости одинаковых ответов. Ответы, встречающиеся в 5% и более случаев, получают 0 баллов. Так же оцениваются и очевидные ответы, вроде «капля», «груша», «яйцо».

Ответы, встречающиеся в 4,00-4,99%, оцениваются 1 баллом, в 3,00-3,99% — 2 баллами, в 2,00-2,99% — 3 баллами, в 1,00-1,99% — 4 баллами. Все другие ответы получают 5 баллов.

Не засчитываются ответы, которые не соответствуют заданию, если рисунок не связан с цветной фигурой.

2. Тщательность разработки. В основе обработки этого показателя лежат два положения: первое включает понятие простейшего ответа — минимального и первичного. Во втором — придумывание и изображение деталей относится к проявлению творческой способности, определяющей уровень разработанности идей.

При оценке тщательности разработки баллы даются за каждую значимую деталь (су­щественную идею), дополняющую исходную стимульную фигуру, как в границах ее кон­тура, так и за ее пределами. При этом основной простейший ответ должен быть значимым, иначе его разработанность не оценивается.

Один балл дается за каждую существенную деталь общего ответа (при этом каждый класс деталей оценивается один раз и при повторении не учитывается):

• цвет, если он дополняет основную идею;

• штриховку (но не за каждую линию, а за общую идею);

• украшение, если оно имеет смысл;

• каждую вариацию оформления (кроме чисто количественных повторений), значи­мую по отношению к основному ответу;

• каждую подробность в названии сверх необходимого. Если линия разделяет рису­нок на две значимые части, подсчитываются баллы в обеих частях рисунка. Если линия обозначает определенный предмет (пояс, шарф...), она оценивается одним баллом.

Оценка выполнения задания по субтесту 2 «Закончи рисунок».

1. Беглость. Этот показатель определяется подсчетом числа завершенных фигур. Макси­мальный балл равен 10.

2. Гибкость. Этот показатель определяется числом различных категорий ответов. Для определения категорий могут использоваться как сами рисунки, так и их названия (что иногда не совпадает).

3. Оригинальность и тщательность разработки оценивается аналогично обработке зада­ния субтеста 1.

Оценка выполнения задания по субтесту 3 «Линии».

Производится аналогично первым двум технологиям. Дополни-тельные премиальные баллы за оригинальность идеи.

Такие баллы даются за нестандартность мышления и отклонение от общепринятого, которая проявляет­ся в объединении нескольких исходных повторяющихся фигур (пар параллельных линий) в единый рисунок. П. Торренс относит это к проявлениям высокого уровня творческих способностей. Такие дети видят возможности там, где они скрыты от других.

В связи с этим необходимо присуждать дополнительные баллы за объединение в бло­ки исходных фигур: объединение двух пар линий — 2 балла; трех-пяти пар — 5 баллов, шести-десяти пар — 10 баллов, одиннадцати- пятнадцати пар — 15 баллов, более пят­надцати пар — 20 баллов.

Эти премиальные баллы добавляются к общей сумме баллов за оригинальность по все­му третьему заданию.

 

 

Общие оценки модификации теста П. Торренса

 

  Бег-лость Гиб-кость Ориги-нальность Разрабо-танность Преми-альные Экс-прессия Композиция
Задание 1              
Задание 2              
Задание 3              
Общая оценка              
Стандартная оценка              

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

 

Тест отдаленных ассоциаций С. Медника (вербальная креативность)

Тест адаптирован Т.В. Галкиной, Л.Г. Алексеевой, Л.Г. Хуснутдиновой.

В качестве стимульного материала в тесте используется сорок словесных триад. Эле­менты каждой триады принадлежат к взаимно отдаленным ассоциативным областям.

Перед основными заданиями проводится разминка (тренировочная серия). Вторая се­рия проводится через 3-5 дней после первой. Тест проводится индивидуально или в груп­пах по 5-7 человек. Тестовое задание предъявляется на отдельных листах, на которых за­писываются и ответы.

Инструкция.

Сейчас я предложу вам небольшое словесное задание. Перед основной серией проведем небольшую разминку для того, чтобы вы поняли суть задания и представили ход решения. Я даю вам два слова, вы подбираете к ним третье, такое, чтобы оно со­четалось с каждым предложенным, т. е. могло бы составить с ним словосочетание.

Испытуемым предлагаются карточки с заданиями разминки, которые они последова­тельно решают, записывая ответы на тех же карточках.

Задания разминки.

Фирменные, рекордные; детская, чернильница; изящная, шахмат­ная; бумажный, осенний; вкусный, английский.

Во время разминки экспериментатор постоянно обсуждает с детьми возможность и невозможность употребления определенных выражений. Необходимо подвести к мысли о возможности употребления самых невероятных словосочетаний.

Серия 1

Инструкция. Итак, переходим к основной серии заданий. Суть каждого примерно такая же, что и в заданиях разминки. Только теперь вам предлагается не два, а три слова. Вы подбираете к ним такое четвертое, которое бы подходило к каждому из трех слов, т. е. могло бы составить словосо­четание с каждым из трех слов-стимулов. Например, быстрый, зеленый, полный. Ответом мо­жет быть «поезд». Вы можете также изменять слова грамматически, использовать предлоги. Например: часы, скрипка, единство. Ответом может быть слово «мастер» (часовой мастер, скри­пичный мастер, единственный мастер или вариант с предлогом — мастер по часам).

Если в ответ на предложенные стимулы у вас возникает не одна, а несколько ассоциа­ций, напишите все. Ответы пишите на этих же листочках. Если вы изменяете слова-сти­мулы грамматически, то словосочетания пишите целиком, если не изменяете, то пишите только предлагаемое слово. Работайте в любом удобном для вас режиме, во времени вы не ограничены. Так как здесь важны ваши сугубо личные результаты, пожалуйста, не отвле­кайтесь и работайте индивидуально.

 

слова-стимулы стереотипы ответов  
Громкая, правда, медленно Говорить
Холодная, зелень, мутная Вода
Прошлое, море, друзья Вспомнить
Зоркий, ресница, стеклянный Глаз
Светлая, английская, новости Газета
Кино, экзамен, проездной Билет
Комната, положение, река Войти
Трудное, истекло, золото Время
Мундир, городок, билет Военный
Неожиданно, человек, улица Встреча
Холодная, дым, жестокая Война
Умная, холодная, светлая Голова
Прошлый, время, трудный Год
Дедушка, очки, добрая Бабушка
Долго, вечер, друзья Ждать
Плохо, глаза, море Видеть
Слон, дом, великан Большой
Снег, хлеб, медведь Белый
Навсегда, домой, назад Вернуться

 

Серия 2

Инструкция. Сегодня я предлагаю вам задания, подобные прошлым, но цель ставится более интересная, несколько даже усложняется. Постарайтесь, чтобы те образы, те ас­социации, которые приходят вам в голову в ответ на предложенные слова, были как можно более оригинальными и яркими, необычными, образными. Пусть это будут сло­восочетания, которые в повседневной жизни даже не употребляются и звучат весьма необычно. Постарайтесь создать нечто новое и оригинальное. Условия те же — вы мо­жете менять грамматическую форму, использовать предлоги. Свои ответы пишите на карточках.

Еще раз напоминаю вам о цели сегодняшней работы: постарайтесь продемонстрировать оригинальность и самобытность своего мышления.

 

Стимульный материалТипичные ответы

Случайная, горы, долгожданная Встреча

Вечерняя, бумага, стенная Газета

Обратно, родина, путь Вернуться

Далеко, слепой, будущее Смотреть

Народная, страх, мировая Война

Деньги, билет, свободное Время

Дверь, доверие, быстро Войти

Друг, город, круг Родной

Поезд, купить, бумажный Билет

Цвет, заяц, сахар Белый

Ласковая, морщины, сказка Бабушка

Детство, случай, хорошее Настроение

Воздух, быстрая, свежая Струя

Певец, Америка, тонкий Голос

Тяжелый, рождение, урожайный Год

Много, чепуха, прямо Говорит

Кривой, очки, острый Глаз

Садовая, мозг, пустая Голова

Гость, случайно, вокзал Встреча

Человек, погоны, завод Военный

Таким образом, вторая серия по стимульному материалу практически не отличается от первой, различия состоят лишь в установке.

Все результаты, полученные в группе, фиксируются и сводятся в таблицу, где по вер­тикали заносятся фамилии, по горизонтали — ответы на слова-стимулы. На каждую серию делается отдельная таблица.

Критерии оценок

1. Количество ассоциаций.

N= X

Y

где X — общее количество ответов; Y — общее количество заданий.

Например, если испытуемый предложил 28 ответов, его индекс будет 28/20 = 1,4.

2. Индекс оригинальности

Сначала считается индекс оригинальности каждого ответа, затем индекс оригинально­сти всех ответов испытуемого.

Подсчет производится следующим образом: на каждый стимул составляется список ответов, предложенных всей группой. Считается частота встречаемости каждого ответа (количество таких же ответов – r). Индекс оригинальности (Zi) каждого ответа равен еди­нице, деленной на количество таких ответов в группе

где Zi — индекс оригинальности каждого ответа; i — номер задания; r — частота встречае­мости каждого ответа.

Все индексы оригинальности ответов конкретного испытуемого складываются:

 

N or = Z 1 +Z 2 +Z 3 + … + Z 20

где N or — индекс оригинальности работы испытуемого.

Например, на стимул «быстрый, зеленый, полный» из 50 испытуемых 46 дали ответ «поезд», индекс оригинальности данного ответа будет равен 1/46. Если данный испытуе­мый дал такой же ответ, то ему засчитывается этот индекс (Z1 = 1/46). Так подсчитываются индексы всех ответов данного испытуемого и вычисляется их сумма. Затем эта сумма делится на количество ответов, равное числу слов-стимулов.

3. Индекс уникальности ответов.

Уникальным считается ответ, у которого индекс оригинальности Zi=1. Индекс уни­кальности высчитывается по формуле:

Nym = I,

 

где Nym – индекс уникальности ответов (относительно данной выборки); I – количество уникальных ответов у данного испытуемого.

Испытуемые ранжируются по показателю оригинальности, затем – по показателю уникальности.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Дифференциация и индивидуализация обучения одаренных школьников | Тема 12. Развитие одаренного ребенка в школе и семье
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 596; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.051 сек.