Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 12. Развитие одаренного ребенка в школе и семье

 

1. Педагогическая компетентность и эффективность в работе с одарёнными детьми.

2. Методика организации взаимодействия с одаренными учащимися в учебно-воспитательном процессе.

3. Образовательные технологии в работе с одаренными учащимися.

4. Психолого-педагогическое сопровождение семьи одаренного ребенка.

 

Рекомендуемая литература

 

1. Ильин, Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности / Е.П. Ильин. – СПб: Питер, 2011. – 448 с.

2. Психология одаренности детей и подростков / под ред. Н.С. Лейтеса. – М.: Издательский центр «Академия», 1996. – 416 с.

3. Савенков, А.И. Одаренные дети в детском саду и школе / А.И. Савенков. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 232с.

4. Тамберг, Ю.Г. Развитие интеллекта ребенка / Ю.Г. Тамберг. – СПБ: Речь, 2002. –192с.

. 1. Педагогическая компетентность и эффективность в работе с одарёнными детьми.

Эффективность работы учреждения образования с одаренными детьми обусловлена ориентацией на модель личности одаренного ребенка, которая воплощает выдающиеся актуальные характеристики школьника, требующие развития в учебно-воспитательном процессе.

Как правило, модель одаренного ученика имеет следующее содержание:

Модель личности одаренного ребенка:

· личность, здоровая физически, духовно, нравственно и социально;

· личность, способная самостоятельно находить выход из проблемной ситуации, осуществлять поисковую деятельность, проводить исследова­ния, рефлексию деятельности, владеющая средствами и способами исследовательского труда;

· личность, способная осуществить самостоятельную дея­тельность;

· личность, обладающая разносторонним интеллектом, компенса-торны­ми способностями, высоким уровнем культуры;

· личность, руководствующаяся в своей жизнедеятельности общечелове­ческими ценностями и нормами, воспринимающая другого человека как личность, имеющая право на свободу выбора, самовыражения;

· личность, готовая к осознанному выбору и освоению профессиональ­ных образовательных программ отдельных областей знаний с учетом склонностей, сложившихся интересов и индивидуальных возможно­стей.

Формирование таких качеств личности у одаренных детей предполагает, прежде всего, наличие выдающихся качеств у педагогов, обучающих и воспитывающих детей этой категории. Поэтому в работу с одаренными учащимися в первую очередь включаются учителя, обладающие следующими характеристиками:

ü учитель для одаренного ребенка является личностью продуктивно реагирующей на вызов, умеющей воспринимать критику, направляющей взаимодействие с учеником на оптимальное развитие его способностей, оказывающей ученику помощь, поддержку;

ü учитель верит в собственную компетентность и возможность решать возникающие проблемы. Он готов нести ответственность за принимаемые решения, и одновременно уверен в своей человеческой привлекательности и состоятельности;

ü учитель считает окружающих способными самостоятельно решать свои проблемы, верит в их дружелюбие и в то, что они имеют положительные намерения, им присуще чувство собственного достоинства, которое следует ценить, уважать и оберегать;

ü учитель стремится к интеллектуальному самосовершенствованию, охотно работает над пополнением собственных знаний, готов учиться у других, заниматься самообразованием и саморазвитием.

Исходя из этого, учитель, работающий с одаренными детьми, должен быть:

ü увлечен своим делом;

ü способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности;

ü профессионально грамотным;

ü интеллектуальным, нравственным и эрудированным;

ü проводником передовых педагогических технологий;

ü психологом, воспитателем и умелым организатором учебно-воспитательного процесса;

ü знатоком во всех областях человеческой жизни.

Все названные выше качества характеризуют профессиональную компетентность педагога, являющуюся необходимым условием эффективности взаимодействия с одаренными учащимися.

Чтобы не мешать проявлению творческих способностей детей, а, наоборот, сти­мулировать их развитие, педагоги должны придерживаться следующих принципов, система­тизированных Л. Б. Ермолаевой-Томиной (1977) на основе анализа исследований зару­бежных психологов.

1. Внимательно и чутко относиться ко всем проявлениям творческой актив­ности детей. Как показали исследования ряда авторов (Jackson, 1968; Rogers, 1972, Torrance, 1962; 1965), позиция педагогов по отноше­нию к творческим детям в основном отрицательная. Когда исследователи попросили педагогов написать имена детей, которых они предпочитали видеть в классе, то они главным образом перечисляли отличившихся высокоразвитым интеллектом, а не креатив­ностью. Авторы объясняют это тем, что творческие дети часто показывают «пре­восходство над педагогом» и от них «всегда неизвестно, чего можно ожидать», в то время как дети-интеллектуалы всегда оправдывают ожидания педагогов, адекват­но выполняя их требования. Такое отношение со стороны педагога невольно проецируется и на отношение других детей к креативам. У Дж. Фостера есть специальный вопрос к ученикам, который, по его мнению, наряду с другими может харак­теризовать косвенно творческую индивидуальность: «Популярен ли ты среди сво­их соучеников?». Отрицательный ответ на него служит показателем креативности (Foster, 1971). Поэтому первый призыв к педагогам – изменить свою позицию по отношению к творческим детям, создать для них благоприятную атмосферу, «теп­лый климат», который способствовал бы расцвету способностей. Для этого педа­гог, прежде всего, должен позволять детям высказывать свои творческие идеи, на­ходить для этого время, внимательно выслушивать ребенка, быть восприимчивым слушателем. Он также должен помочь ученику понять самого себя и свою креа­тивность и помочь родителям понять их креативных детей.

Таким образом, создание благоприятного климата для творческих детей долж­но привести к изменению социального статуса самого ученика, с одной стороны, а с другой – изменить «ценностную ориентацию» всех учеников в классе, повы­сить престиж творческого мышления, что, в свою очередь, должно влиять на раз­витие творческих способностей.

2. Проявлять уважение к индивидуальности одаренного ученика в процессе взаимодействия, что, предполагает:

• понимание особенностей развития одаренного учащегося;

• создание ситуации продуктивного и эмоционально благоприятного взаимодействия с одноклассниками, способствующей гармонизации развития интеллектуальной, эмоциональной и социальной сфер;

• стремление избежать в работе с одаренными детьми двух крайностей – возведение ребенка на пьедестал, подчеркивания его особых прав, с одной стороны, а с другой стороны — публичного принижения достоинства или игнорирования интеллектуальных успехов во время борьбы со «звездностью»;

• освобождение от целого ряда ошибочных стереотипных ожиданий и понимание того, что интеллектуально одаренный учащийся:

– не обязательно имеет столь же высокую эмоциональную и социальную зрелость (плохо адаптируется, не имеет развитого самоконтроля, не является независимым и ответственным);

– не всегда способен заниматься самостоятельно и нуждается в индивидуализации обучения и помощи;

– может иметь некоторое отставание в физическом развитии проявляющееся, например, в плохой координации движений или небрежном почерке;

– не должен успевать и превосходить всех по большинству предметов школьной программы;

– ему могут быть свойственны пассивность, отсутствие внешнего

интеллектуального блеска, чрезмерная застенчивость.

3. Из­менять внутренний настрой по отношению к каждому ученику: надо видеть по­тенциальные творческие способности в каждом из учеников.

4. Научиться видеть творческие проявления учеников не только во время учебных занятий, но и в любой другой деятельности. Для этого учащихся надо включать в самые разнообразные виды деятельности. Творческие способности лучше всего проявляются именно в той деятельности, к которой у ученика имеются специ­альные способности. В свою очередь, поощрение проявления специальных способностей учеников может способствовать формированию у них индивидуального стиля деятельности, характеризующегося креатив-ностью.

5. Стремиться формировать у учащихся достаточно высокую самооцен­ку, которая стимулировала бы их к деятельности. Для этого педагог должен от­мечать индивидуальные достижения учеников; при этом оценка должна быть объективной, а форма поощрения гибкой: если поощрение становится привыч­ным, его надо прекратить. Главное, чтобы ребенок испытал радость от хорошо сде­ланного дела.

6. Развивать собственную креативность. Чтобы развивать творческие спо­собности учеников, педагог должен быть сам творческим человеком. Папалья и Оулдс дают педагогам ряд советов для развития креатив­ности:

• сознательно прилагайте усилия к тому, чтобы проявлять оригинальность и выдвигать новые идеи;

• не беспокойтесь о том, что о вас могут подумать люди;

• старайтесь мыслить широко, не обращая при этом внимания на запреты, накладываемые культурными традициями (расовые или половые предрас­судки и пр.);

• если вы ошиблись при первой попытке, рассмотрите другие варианты и по­пробуйте найти новые пути;

• будьте всегда открыты для дискуссии и проверяйте свои предположения;

• ищите объяснения странных и непонятных явлений;

• преодолевайте функциональную фиксированность и ищите необычные способы применения обычных вещей;

• откажитесь от привычных методов деятельности и попробуйте поискать новые подходы;

• чтобы собрать как можно больше идей, используйте метод мозго­вого штурма;

• при оценке идей старайтесь быть объективными. Представьте, что они при­надлежат не вам, а другому человеку.

Только при условии соблюдения педагогами всех названных принципов будет повышаться эффективность их работы с одарёнными детьми.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Часть 2. Изобразительное творческое мышление | Методика организации взаимодействия с одаренными учащимися в учебно-воспитательном процессе
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 564; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.