КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 12. Развитие одаренного ребенка в школе и семье
1. Педагогическая компетентность и эффективность в работе с одарёнными детьми. 2. Методика организации взаимодействия с одаренными учащимися в учебно-воспитательном процессе. 3. Образовательные технологии в работе с одаренными учащимися. 4. Психолого-педагогическое сопровождение семьи одаренного ребенка.
Рекомендуемая литература
1. Ильин, Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности / Е.П. Ильин. – СПб: Питер, 2011. – 448 с. 2. Психология одаренности детей и подростков / под ред. Н.С. Лейтеса. – М.: Издательский центр «Академия», 1996. – 416 с. 3. Савенков, А.И. Одаренные дети в детском саду и школе / А.И. Савенков. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 232с. 4. Тамберг, Ю.Г. Развитие интеллекта ребенка / Ю.Г. Тамберг. – СПБ: Речь, 2002. –192с. . 1. Педагогическая компетентность и эффективность в работе с одарёнными детьми. Эффективность работы учреждения образования с одаренными детьми обусловлена ориентацией на модель личности одаренного ребенка, которая воплощает выдающиеся актуальные характеристики школьника, требующие развития в учебно-воспитательном процессе. Как правило, модель одаренного ученика имеет следующее содержание: Модель личности одаренного ребенка: · личность, здоровая физически, духовно, нравственно и социально; · личность, способная самостоятельно находить выход из проблемной ситуации, осуществлять поисковую деятельность, проводить исследования, рефлексию деятельности, владеющая средствами и способами исследовательского труда; · личность, способная осуществить самостоятельную деятельность; · личность, обладающая разносторонним интеллектом, компенса-торными способностями, высоким уровнем культуры; · личность, руководствующаяся в своей жизнедеятельности общечеловеческими ценностями и нормами, воспринимающая другого человека как личность, имеющая право на свободу выбора, самовыражения; · личность, готовая к осознанному выбору и освоению профессиональных образовательных программ отдельных областей знаний с учетом склонностей, сложившихся интересов и индивидуальных возможностей. Формирование таких качеств личности у одаренных детей предполагает, прежде всего, наличие выдающихся качеств у педагогов, обучающих и воспитывающих детей этой категории. Поэтому в работу с одаренными учащимися в первую очередь включаются учителя, обладающие следующими характеристиками: ü учитель для одаренного ребенка является личностью продуктивно реагирующей на вызов, умеющей воспринимать критику, направляющей взаимодействие с учеником на оптимальное развитие его способностей, оказывающей ученику помощь, поддержку; ü учитель верит в собственную компетентность и возможность решать возникающие проблемы. Он готов нести ответственность за принимаемые решения, и одновременно уверен в своей человеческой привлекательности и состоятельности; ü учитель считает окружающих способными самостоятельно решать свои проблемы, верит в их дружелюбие и в то, что они имеют положительные намерения, им присуще чувство собственного достоинства, которое следует ценить, уважать и оберегать; ü учитель стремится к интеллектуальному самосовершенствованию, охотно работает над пополнением собственных знаний, готов учиться у других, заниматься самообразованием и саморазвитием. Исходя из этого, учитель, работающий с одаренными детьми, должен быть: ü увлечен своим делом; ü способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности; ü профессионально грамотным; ü интеллектуальным, нравственным и эрудированным; ü проводником передовых педагогических технологий; ü психологом, воспитателем и умелым организатором учебно-воспитательного процесса; ü знатоком во всех областях человеческой жизни. Все названные выше качества характеризуют профессиональную компетентность педагога, являющуюся необходимым условием эффективности взаимодействия с одаренными учащимися. Чтобы не мешать проявлению творческих способностей детей, а, наоборот, стимулировать их развитие, педагоги должны придерживаться следующих принципов, систематизированных Л. Б. Ермолаевой-Томиной (1977) на основе анализа исследований зарубежных психологов. 1. Внимательно и чутко относиться ко всем проявлениям творческой активности детей. Как показали исследования ряда авторов (Jackson, 1968; Rogers, 1972, Torrance, 1962; 1965), позиция педагогов по отношению к творческим детям в основном отрицательная. Когда исследователи попросили педагогов написать имена детей, которых они предпочитали видеть в классе, то они главным образом перечисляли отличившихся высокоразвитым интеллектом, а не креативностью. Авторы объясняют это тем, что творческие дети часто показывают «превосходство над педагогом» и от них «всегда неизвестно, чего можно ожидать», в то время как дети-интеллектуалы всегда оправдывают ожидания педагогов, адекватно выполняя их требования. Такое отношение со стороны педагога невольно проецируется и на отношение других детей к креативам. У Дж. Фостера есть специальный вопрос к ученикам, который, по его мнению, наряду с другими может характеризовать косвенно творческую индивидуальность: «Популярен ли ты среди своих соучеников?». Отрицательный ответ на него служит показателем креативности (Foster, 1971). Поэтому первый призыв к педагогам – изменить свою позицию по отношению к творческим детям, создать для них благоприятную атмосферу, «теплый климат», который способствовал бы расцвету способностей. Для этого педагог, прежде всего, должен позволять детям высказывать свои творческие идеи, находить для этого время, внимательно выслушивать ребенка, быть восприимчивым слушателем. Он также должен помочь ученику понять самого себя и свою креативность и помочь родителям понять их креативных детей. Таким образом, создание благоприятного климата для творческих детей должно привести к изменению социального статуса самого ученика, с одной стороны, а с другой – изменить «ценностную ориентацию» всех учеников в классе, повысить престиж творческого мышления, что, в свою очередь, должно влиять на развитие творческих способностей. 2. Проявлять уважение к индивидуальности одаренного ученика в процессе взаимодействия, что, предполагает: • понимание особенностей развития одаренного учащегося; • создание ситуации продуктивного и эмоционально благоприятного взаимодействия с одноклассниками, способствующей гармонизации развития интеллектуальной, эмоциональной и социальной сфер; • стремление избежать в работе с одаренными детьми двух крайностей – возведение ребенка на пьедестал, подчеркивания его особых прав, с одной стороны, а с другой стороны — публичного принижения достоинства или игнорирования интеллектуальных успехов во время борьбы со «звездностью»; • освобождение от целого ряда ошибочных стереотипных ожиданий и понимание того, что интеллектуально одаренный учащийся: – не обязательно имеет столь же высокую эмоциональную и социальную зрелость (плохо адаптируется, не имеет развитого самоконтроля, не является независимым и ответственным); – не всегда способен заниматься самостоятельно и нуждается в индивидуализации обучения и помощи; – может иметь некоторое отставание в физическом развитии проявляющееся, например, в плохой координации движений или небрежном почерке; – не должен успевать и превосходить всех по большинству предметов школьной программы; – ему могут быть свойственны пассивность, отсутствие внешнего интеллектуального блеска, чрезмерная застенчивость. 3. Изменять внутренний настрой по отношению к каждому ученику: надо видеть потенциальные творческие способности в каждом из учеников. 4. Научиться видеть творческие проявления учеников не только во время учебных занятий, но и в любой другой деятельности. Для этого учащихся надо включать в самые разнообразные виды деятельности. Творческие способности лучше всего проявляются именно в той деятельности, к которой у ученика имеются специальные способности. В свою очередь, поощрение проявления специальных способностей учеников может способствовать формированию у них индивидуального стиля деятельности, характеризующегося креатив-ностью. 5. Стремиться формировать у учащихся достаточно высокую самооценку, которая стимулировала бы их к деятельности. Для этого педагог должен отмечать индивидуальные достижения учеников; при этом оценка должна быть объективной, а форма поощрения гибкой: если поощрение становится привычным, его надо прекратить. Главное, чтобы ребенок испытал радость от хорошо сделанного дела. 6. Развивать собственную креативность. Чтобы развивать творческие способности учеников, педагог должен быть сам творческим человеком. Папалья и Оулдс дают педагогам ряд советов для развития креативности: • сознательно прилагайте усилия к тому, чтобы проявлять оригинальность и выдвигать новые идеи; • не беспокойтесь о том, что о вас могут подумать люди; • старайтесь мыслить широко, не обращая при этом внимания на запреты, накладываемые культурными традициями (расовые или половые предрассудки и пр.); • если вы ошиблись при первой попытке, рассмотрите другие варианты и попробуйте найти новые пути; • будьте всегда открыты для дискуссии и проверяйте свои предположения; • ищите объяснения странных и непонятных явлений; • преодолевайте функциональную фиксированность и ищите необычные способы применения обычных вещей; • откажитесь от привычных методов деятельности и попробуйте поискать новые подходы; • чтобы собрать как можно больше идей, используйте метод мозгового штурма; • при оценке идей старайтесь быть объективными. Представьте, что они принадлежат не вам, а другому человеку. Только при условии соблюдения педагогами всех названных принципов будет повышаться эффективность их работы с одарёнными детьми.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 588; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |