КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Психолого-педагогическое сопровождение семьи одаренного ребенка
Работа с одаренными детьми в школе без тесного контакта учителя с родителями, без хорошо налаженной связи «ученик–родители–педагог» невозможна и малоэффективна. Психолого-педагогическое просвещение родителей одаренных учащихся, осуществляемое педагогическим коллективом учреждения образования, в том числе специалистами СППС школы, направлено на решение следующих задач: ü создавать условия для освоения родителями способов формирования у ребенка положительной «Я-концепции» как важнейшего условия полной реализации потенциальных возможностей одаренного ребенка; ü оказывать помощь в создании соответствующего семейного микроклимата. Для решения этих задач в программу работы учреждения образования с одаренными детьми вносится раздел по работе с родителями, который включает следующие направления: 1) разработка информационных блоков для родителей детей разного возраста, подготовка видеоматериалов, компьютерных сайтов; 2) организация родительского всеобуча по проблемам раннего выявления и развития одаренности в условиях семьи, взаимодействия семьи и школы в решении этой проблемы; 3) поддержка создания в школе организационных мероприятий с одаренными детьми, привлечение их родителей для участия в различных областях образования и развития. Для работы с родителями одаренных детей специалистами СППС школы разрабатывается программа, которая отвечает требованиям социально-педагогического сопровождения и имеет примерно следующее содержание:
В процессе работы с родителями одаренных детей психологи и педагоги социальные, как правило, исходят из двух аспектов проблемы: 1– одаренный ребенок в семье, 2 – одаренный ребенок в обществе. С первым аспектом проблемы родители сталкиваются вскоре после рождения такого ребенка. Его повышенная активность доставляет родителям массу неудобств: проблемы со сном, едой и т.п. Затем начинаются трудности, связанные с повышенной познавательной активностью, которая часто влечет много неприятных последствий. Среди других проблем, волнующих родителей одаренных детей, не менее удручают бесконечные вопросы, которые задают эти дети, а также те трудности, которые возникают у ребенка на ранних этапах обучения. Дело в том, что у одаренного ребенка достаточно часто формируется зона его особых интересов. На школьные предметы, которые часто оказываются вне этой зоны, у одаренного ребенка не остается ни времени, ни желания. Однако, как показывает практика, нередко одаренность ребенка в семье остается незамеченной. Тесты выявления уровня интеллекта, креативности и т.д. в условиях семьи для диагностики способностей не могу быть применены, т.к. родители к этому неподготовлены. Более надежными средствами диагностики способностей в условиях семьи служат такие проверенные методы, как наблюдение и эксперимент. С их помощью можно изучить личность в ее сложности и многообразии проявлений, установить связь способностей с др. свойствами личности. Как правило, об этом и идет разговор с родителями на первоначальном этапе программы в ходе консультации. Родителям сообщается, что нужно систематически наблюдать за физическим и психическим развитием ребенка. В особенности важно обратить внимание на то, что больше всего привлекает ребенка, каковы его склонности, какие успехи он проявляет в той или иной деятельности. Важно изучить путем наблюдения особенности видения ребенком мира, как он мыслит и фантазирует (сочиняет), в каком мире он изобретателен, инициативен, умеет организовывать и исполнять поручения. Если родители видят, что рисунки их детей отличаются колоритом (сочетанием красок), оригинальной композицией, правильной передачей впечатлений от действительности (наблюдений), то все это говорит об изобретательских способностях. Если ребенок сочиняет стихи или пишет прозой (при этом слова хорошо рисуют образы, интересен сюжет и оригинальны наблюдения), то это свидетельствует о литературных способностях. Однако и здесь есть свои трудности, которые необходимо учитывать. Известно, что на развитие личности и результативность ее учения и труда влияет ряд факторов: работоспособность и отношение к делу (любит, индифферентен, отрицательно относится), знания и навыки. Чтобы вычленить способности из системы многих факторов, необходимо изучить историю жизни и развития (биографию) наблюдаемых детей, изучить в целом их личность (направленность и характер), проследить за процессом самой деятельности. Для такого изучения требуется время и владение рядом методов. Для выводов нужно накопить достаточное число фактов, а для этого нужны месяцы, иногда и годы. Нельзя допускать скоропалительных выводов, оценивать способности только по одному или двум факторам. На этой основе наиболее пригодным в диагностике способностей в условиях семьи является естественный эксперимент, который ставится в реальных условиях жизни и так, чтобы исследуемые дети даже не подозревали о том, что с ними проводится опыт. Сам опыт состоит во включении ребенка-школьника в какую-то деятельность, которая должна выявить его способности. Например, для выявления конструкторских способностей ребенку представляется деревянный или металлический конструктор и организуется игра, в процессе которой следят и за тем, с каким интересом и как он строит что-либо, намечает ли план, быстро ли находит решение или действует методом проб и ошибок. Так можно изучить и архитектурные, и строительные способности в игре с кубиками. При изучении организаторских способностей дети включаются в специально подобранную игру или реальное коллективное дело. При этом учитывается вклад каждого в организацию дела, степень проявления каждым лидерства или исполнительства и т.п. Для диагностики способностей используется и биографический метод, который позволяет проследить за развитием способностей, начиная с первых проб деятельности дошкольника и кончая учебной деятельностью старшеклассника. Важно при этом сравнивать темп развития способностей с тем, чтобы выяснить, почему снизилась результативность учебной деятельности в целом или по отдельным предметам, развились или угасают те или иные склонности и способности. Браться за диагностику способностей можно лишь тогда, когда хорошо изучена теория способностей, когда родители четко представляют, какие психические свойства необходимы для тех или иных способностей. Однако выделить неординарность ребенка родители вполне могут, хотя это не всегда легко сделать (т.к. не существует какого-то стереотипа одаренности – каждый ребенок проявляет свои способности по-своему). Родители чаще всего отмечают у таких детей раннюю речь, употребление сложных слов, а также раннее освоение счета или чтения, нередко и другие характеристики: громадное любопытство и цепкую память. Эти последние способности заслуживают особого внимания, наряду с быстрым восприятием («Он все на лету схватывает!») и воображением («Он играет с воображаемыми друзьями» или «Она рассказывает мне такие фантастические истории»), в то время как роль отдельных конкретных достижений (умение читать или считать) не следует переоценивать. Чаще всего одаренность ребенка остается незамеченной в семьях, где этот ребенок является первым или единственным. Это же наблюдается в семьях, где все дети отличаются способностями, так как родители, как правило, воспринимают их как обычных детей. Особенно часто не замечается раннее развитие ребенка в рабочих семьях, где родители не получили должного образования. Когда в школе им сообщают, что их сын или дочь прошли тестирование и с четвертого класса может обучаться по программе для одаренных детей, это вызывает удивление. Низкий социально-экономический уровень семьи порождает трудности, в первую очередь в выявлении одаренности. Как правило, у детей из таких семей не очень хорошо развита речь, их кругозор может быть весьма ограничен в силу того, что семья не стремилась или не имела материальных возможностей обогатить их опыт и не стимулировала их к этому. Эти дети не имели доступа к ряду пространственных игр, развле-чений и в силу этого могут производить впечатление отстающих в развитии. Если же низкий социально-экономический уровень семьи сочетается с ее низкой культурой (встречается довольно часто), то ребенок не имеет социально одобряемых средств выражения для своей любозна-тельности и активности. По сравнению со своими сверстниками из благо-получных в материальном отношении семей одаренные дети из семей с низким социально-экономическим уровнем считают себя менее компетент-ными как во взаимоотношениях с окружающими людьми, так и в академи-ческой сфере. Они также считают, что получают меньше поддержки со стороны друзей, одноклассников, родителей, учителей. Задача родителей состоит в том, чтобы вовремя заметить раннее развитие таких детей. Для выявления одаренности детей в раннем возрасте педагог-психолог может предложить родителям вполне доступную в использо-вании тест-анкету по выявлению одаренности ребенка в домашних условиях (см. приложение 2), методику «Карта одаренности» и «Методику общей одаренности» А.И. Савенкова. Для семьи важно не только определить, что воспитываемый ребенок одаренный, но и правильно сформировать отношение к его одаренности. Этой проблеме специалистам СППС следует посвящать как консультации, так и групповые формы работы с родителями: круглые столы, дискуссии, родительские собрания. В этом отношении имеют место следующие негативные моменты. Иногда родители сопротивляются причислению своих детей к одаренным. Объясняется это, очевидно, тем, что родители одаренных детей, как члены общества, подвержены системе отношений и ценностей общества в целом. Ключевой момент этой проблемы – антиинтел-лектуализм, распространенный в нашем обществе, ориентация на «обыкновенного», «среднего», «простого» человека, недоверие, зависть и даже презрение к «умникам». В этой связи одаренным детям и их родителям часто приходится выдерживать давление со стороны общества, которое стремится сделать ребенка «таким, как все». Поэтому многие родители заявляют: «Я не хочу, чтобы мой ребенок был одаренным, пусть лучше он будет нормальным, счастливым ребенком — таким, как все!» Или, в ответ на вопрос: «Каково вам воспитывать одаренного ребенка?» – они отвечают, что все было прекрасно до тех пор, пока в школе ребенку не приклеили ярлык одаренного и не сообщили об этом родителям. В этом случае ребенок остался тем же, но родительское восприятие его изменилось; родители начинают нервничать, задавать вопросы: «А так ли мы выполняем свои обязанности по отношению к ребенку?» В таких случаях напряжение может вытеснить радость из семейных отношений. Позиции родителей по отношению к своему одаренному ребенку могут быть различны. Некоторые родители, обнаружив у своего ребенка раннее проявление одаренности, все свои педагогические усилия направляют на развитие его способностей в соответствии со своими представлениями о целях и задачах воспитания. При этом, как отмечает психолог А.В. Петровский, считая своего ребенка вундеркиндом, некоторые родители внимание обращают лишь на первую часть этого слова – акцентируют исключительность ребенка, забывая, что он остается все же ребенком, и нагружают его непомерными планами. Если одаренность проявляется в какой-то специфической области (например, ребенок демонстрирует выдающиеся музыкальные способности), музыкальные занятия заполняют его жизнь настолько, что препятствуют полноценному развитию прочих способностей. Односторонность развития, которая в будущем может и не может быть подкреплена выдающимися достижениями, крайне негативно сказывается впоследствии на всем многообразии личностных проявлений и интеллектуальных способностей. Стремясь избежать «дурного внимания» менее одаренных сверстников, некоторые родители ограничивают общение ребенка с товарищами, составляют для него такое насыщенное расписание различных специальных занятий, которые не оставляют ребенку ни времени, ни сил на типично детские виды деятельности. Особый ущерб наносится детской игре. Поступив в школу, одаренный ребенок может обладать высоко развитыми способностями и богатой эрудицией, но уступать сверстникам в умении налаживать отношения, идти на компромисс, разрешать конфликты. В этом кроется опасность отторжения одаренного ребенка детским коллективом, формирования мнения о нем, как о заносчивом и эгоистичном. Однако родителям нужно видеть разницу между стимулированием здорового развития ребенка и его так называемым «парниковым выращиванием». Поэтому если родителями обнаружены выдающиеся способности ребенка, они должны знать, что им нужно обратиться за консультацией к специалистам – психологам, социальным педагогам, специалистам той области, в которой проявляется его одаренность. Нужно помочь родителям осознать, что воспитание одаренных детей следует осуществлять на основе рекомендаций специалистов (см. приложение 3). Для выявления позиции родителя к своему одаренному ребенку можно воспользоваться анкетой, разработанной Д. Льюисом (см. приложение 4). На основании результатов анкетирования, родитель может корректировать свое отношение к ребенку, он должен прийти к осознанию того, что открытие одаренности собственного ребенка должно рождать радостное ожидание и готовность решать связанные с этим проблемы, а не обнаруживать озабоченность или растерянность, которые негативно влияют на духовную связь между родителями и детьми. ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 2333; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |