Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы эвристического обучения

 

Метод «вживания». Посредством чувственно-образных и мысленных представлений ученик пытается «переселиться» в изучаемый объект, почувствовать и познать его изнутри. Вживаться в сущность свечи, дерева, камня, кошки, облака и др. образовательных объектов помогают словесные предписания типа: « Представьте себе, что вы то растение, которое стоит перед вами, ваша голова – это цветок, туловище – стебель, руки – листья, ноги – корни...» В моменты наилучшего «вживания» учащийся задает вопросы объекту – себе, пытается на чувственном уровне воспринять, понять, увидеть ответы. Рождающиеся при этом чувства, мысли, ощущения и есть эвристический образовательный продукт ученика, который может затем быть выражен им в устной, письменной, знаковой, двигательной, музыкальной или рисуночной форме. Наблюдение объекта в данном случае переходит как бы в самонаблюдение учащегося, если предварительно удается отождествить себя с объектом.

Метод смыслового видения. Одновременная концентрация на образовательном объекте физического зрения и пытливо настроенного разума позволяет понять первопричину объекта, заключенную в нем идею, первосмысл, т.е. внутреннюю сущность объекта. Так же, как и в преды-дущем методе, здесь требуется создание у ученика определенного настроя, состоящего из активной чувственно-мысленной познавательной деятель-ности. Учитель может предложить ученику следующие вопросы для смыслового «вопрошания»: какова причина этого объекта, его происхож-дение? Как он устроен, что происходит у него внутри? Почему он такой, а не другой? Упражнения по целенаправленному применению данно­го метода приводят к развитию у учащегося нетрадиционных для применения в массовой школе познавательных качеств – озарению, наитию.

Метод символического видения. Символ как некий глубинный образ реальности, содержащий в себе ее смысл, может выступать средством наблюдения и познания реальности. Метод зачается в нахождении или построении учеником связи междуобъектом и его символом. После выяснения характера отношений символа и его объекта (напр.,свет символ добра, спираль – символ бесконечности, голубь – символ мира, блин – символ солнца, Масленицы) учитель предлагает учащемуся наблюдать к.-л. объект с целью увидеть и изобразить его символ в графической, знаковой, словесной или иной форме.

Метод образного видения. Предлагается, глядя, напр., на горящую свечу, нарисовать увиденные образы, т.е. то, на что она похожа. Ребята рисуют новогоднюю елку, шлем, церковь, нимб, меч, вулкан, землю и многое др. Образовательный продукт как результат наблюдения учащихся в данном случае выражается в образной или символической форме, а не просто через описание естественнонаучных фактов. Такой метод развивает у учеников образные подходык познанию.

Метод придумывания. Создание нового, неизвестного ранее продукта в результате определенных умственных действий. Детьми используется замещение качеств одного объекта качествами другого с целью создания новогообъекта; отыскание свойств объекта в иной среде, изменение элемента изучаемого объекта и описание свойств нового, измененного. Напр.: «Придумайте необычные названия своим произведениям – стихам, рассказам,рисункам», «Представьте, что колобок попал в реку, как он будет там себя вести?», «Каковы будут свойстватреугольника, если его углы будут не острые или тупые,а закругленные?»

Метод «если бы...». Учащимся предлагается составить описание или нарисовать картину того, что произойдет, если в мире ч.-л. изменится – увеличится в 10 раз сила гравитации; исчезнут окончания в словах или сами слова; все объемные геометрические фигуры превратятся в плоские; хищники станут травоядными; все люди переселятся на Луну и т.д. Выполнение учениками подобных заданий не только развивает способность воображения, но и позволяет им лучше понять устройство реального мира, фундаментальных основ различных наук.

Метод эвристических вопросов (Квинтилиан). Для отыскания сведений о к.-л. событии или объекте задаются следующие семь ключевых вопросов: Кто? Что? Зачем? Где? Чем? Как? Когда? Парные сочетания этих воп­росов порождают новый вопрос, напр.: Как-Когда? Ответы на данные вопросы и их всевозможные сочетания порождают необычные идеи и решения относительно исследуемого объекта.

Метод гиперболизации. Увеличивается или уменьшается объект познания, его отдельные качества или части; придумывается самое длинное слово, самое малое число; изображаются инопланетяне с большими головами или малыми ногами; приготавливается самый сладкий чай или очень соленый огурец. Стартовый эффект подобным воображениям могут придать «Рекорды Гиннеса», находящиеся на грани выхода из реальности в фантазию.

Метод агглютинации. Учащимся предлагается соединить несоединимые в действительности качества, свойства, части объектов и изобразить, напр., горячий снег, вершину пропасти, объем пустоты, сладко мяукающую со­баку, вылетающее из трубы дерево и т.д.

«Мозговой штурм» (Л.Ф. Осборн). Основная задача метода – сбор как можно большего числа идей в резуль­тате освобождения участников от инерции мышления и стереотипов в непринужденной обстановке. Работа про­исходит в следующих группах: генерации идей, анализа проблемной ситуации и оценки идей, генерации контри­дей. Генерация идей происходит в группах по опреде­ленным правилам. На этапе генерации идей любая кри­тика запрещена. Всячески поощряются реплики, шутки. Затем полученные в группах идеи систематизируются, объединяются по общим принципам и подходам. Далее рассматриваются всевозможные препятствия к реализа­ции отобранных идей. Оцениваются сделанные крити­ческие замечания. Окончательно отбираются только те идеи, которые не были отвергнуты критическими замеча­ниями и контридеями.

Метод синектики (Дж. Гордон) базируется на методе мозгового штурма, различного вида аналогии (словес­ной, обратной, личной), инверсии, ассоциации и др. Вна­чале обсуждаются общие признаки проблемы, выдвига­ются и отсеиваются первые решения, генерируются и развиваются аналогии, использование аналогий для по­нимания проблемы, выбираются альтернативы, ищутся новые аналогии, возвращаются к проблеме.

Метод морфологического ящика, или метод много­мерных матриц Ф. Цвикки. Нахождение новых, ориги­нальных и неожиданных идей путем составления различ­ных комбинаций известных и неизвестных элементов. Анализ признаков и связей, получаемых из различных комбинаций элементов (устройств, процессов, идей), применяется как для выявления проблем, так и для по­иска новых идей.

Метод инверсии, или метод обращений. Когда стерео­типные приемы оказываются бесплодными, принимает­ся принципиально противоположная альтернатива реше­ния. Напр., прочность изделия пытаются увеличить через увеличение его массы, а эффективным оказывается обрат­ное решение – изготовление полого изделия. Или объект исследуется с внешней стороны, а решение проблемы про­исходит при рассмотрении его изнутри. К.Э. Циолковс­кий «придумал пушку, но пушку летающую, с тонкими стенками и пускающую вместо ядер газы...».

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Психолого-педагогическое сопровождение семьи одаренного ребенка | Методы развития критического мышления
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 799; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.