Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психологическое сопровождение и социально-педагогическая поддержка одаренного ребенка. Коррекционно-профилактическая работа с одаренными детьми




В современных условиях в учреждениях образования психологическое сопровождение детей с различными категориями одаренности осуществляется на основе определенной модели. Рассмотрим ниже модель психолого-педагогичес­кого сопровождения интеллектуально одаренных школьников, которая включает следующие компоненты:

1. Подбор и апробация пакета документов для выявления одаренных детей.

2. Проведение психологической диагностики:

• выявление интеллектуально одаренных детей (наблюдение, диагностика классов);

• выявление креативности, лидерской одаренности интеллекту­ально одаренных школьников;

• выявление интересов и склонностей одаренных детей (анкети­рование ребенка, родителей).

3. Создание банка данных с содержательными характеристиками
одаренных детей.

4. Психолого-педагогическое просвещение педагогов и родителей.

5. Разработка рекомендаций педагогам, детям, родителям по
преодолению затруднений одаренного ребенка (индивидуальная
коррекционная программа на каждого интеллектуально одаренного
учащегося школы).

6. Включение одаренных детей в коррекционно-развивающие занятия для развития познавательной сферы, проводимые психологом и учителем-предметником, коррекционно-профилактические занятия для развития психосоциальной сферы, проводимые психологом, педагогм социальным.

7. Оказание психологической помощи одаренным детям, их родителям и педагогам через индивидуальное консультирование.

8. Повторная диагностика.

9. Сравнительный анализ.

Содержание данной модели направлено на создание в школе социально-психологических условий для проявления и развития одаренности школьников, развитие творческого мышления и познава-тельной сферы одаренного учащегося, его социальную адаптацию в школьном коллективе. С целью реализации данной модели специалистами СППС разрабатывается программа психолого-педагогического сопро-вождения одаренного учащегося, в которой отражаются все компоненты модели. Примерный вариант такой программы приведен ниже.

  Мероприятия Сроки Ответственные
1. Создание и уточнение «базы данных» с учетом академических достижений, творческих спо-собностей учащихся, результатов школьных олимпиад. Сентябрь Октябрь Психолог Педагог социальный
2. Согласование образовательного маршрута с учащимся   Октябрь педагог-предметник, психолог
3. Изучение уровня воспитанности учащихся   Октябрь Март Кл. рук. Педагог соц-ый
4. Посещение уроков с целью наблюдения за учащимися. В течение года Психолог, зам. директора.
5. Групповые развивающие занятия по развитию креативности, интеллектуальных способностей Декабрь Апрель Психолог
6. 1. Изучение мотивационно-потребностной сферы одаренных детей 2. Углубленное изучение личностных особен-ностей одаренных детей Январь Психолог
7. 1. Изучение микроклимата в коллективе с целью исследования межличностных отноше-ний одаренных детей с одноклассниками 2. Анкетирование по вопросам здоровьесбе-режения,психосоциальных проблем одарен-ных детей Февраль   Март Психолог    
  8. Привлечение к участию в общешкольных мероприятиях, концертах, соревнованиях учащихся с разными видами одаренности В течение года Педагог- органи-затор, учитель физ. воспит.
  9. Привлечение к участию в конкурсах «Кенгуру», «Медвежонок», «Бусляня», предметных олимпиадах. В течение года Зам. директора, психолог, педагоги
  10. Контроль за учебно-физической нагрузкой, рациональным использованием свободного времени В течение года Зам. директора Педагог социальный
  Проведение с одаренными учащимся тренин-гов, коррекционно-развивающих и коррекции-онно-профилактических занятий для развития познавательной и социальной сфер. В течение года Психолог Педагог социальный Учитель

Согласно программе психолог проводит с одаренными учащимися серию тренингов, направленных на развитие их познавательной сферы, исследовательской и творческой мотивации к деятельности, а также развитию психосоциальной сферы и социального интеллекта.

Работа по формированию социальной зрелости одаренных учащихся предполагает выявление изначально имеющихся у детей социально-психологических проблем. Для этого специалисты могут использовать ряд методик, например: тест-опросник «Уровень самооценки одаренного школьника (по А.И. Доровскому), анкету «Склонность к одиночеству», анкету «Анализ семейной тревоги» и др. На основании выявленных проблем планируется дальнейшая индивидуальная и групповая коррекционно-профилактическая работа с одаренными детьми, в которой также может принимать участие педагог социальный.

Занятия, запланированные в рамках данной работы, помогают одаренному ребенку научиться устанавливать эмоциональный контакт с окружающими, адекватно оценивать собственные возможности, увидеть имеющиеся проблемы психосоциального плана, предпринять первые шаги по их устранению. Такие занятия проводятся в группе, в состав которой включаются как одаренные учащиеся, так и «нормальные». Рассмотрим содержание некоторых занятий, направленных на диагностику и коррекцию ценностных ориентации; межличностных отношений со сверстниками и взрослыми; наиболее типичных и индивидуальных эмоциональных проблем; поведенческих особенностей; стремления к самоактуализации.

Примером одного из многочисленных методов, направленных на развитие, коррекцию и прогнозирование межличностных отношений детей в ходе коррекционного занятия, является игра «Приветствие». Начинает­ся занятие с беседы педагога-психолога (педагога социального) об истории и назначении приветствия: оно относится к древнейшим правилами этикета; приветствуя друг друга, люди обмениваются добрыми пожеланиями и чувствами, выражают собственное отношение друг к другу.

После краткой беседы детям предлагается попробовать разные формы приветствия и определить самые эффективные. Для этого группа делится на две команды, они встают в шеренги напротив друг друга и по сигналу ведущего приближаются и обмениваются разноо­бразными приветствиями (рукопожатия, реверансы, восторженные восклицания, объятия, тихие слова, многозначительные взгляды и др.). Затем предлагается поменять партнеров и вновь обменяться приветствиями, уже другими. Предлагается подумать, как можно приветствовать нового партнера. В заключение ведущий проводит конкурс на самое оригинальное приветствие.

Способность адекватно воспринимать себя, сверстников и взрослых является одной из важных составляющих психосоциаль­ного развития ребенка. Особые сложности часто имеют, с этой точки зрения, именно одаренные дети. С целью тренировки этой способности можно использовать разные методы и приемы, например, деловую игру «Самокритика». Вначале психолог (педагог), беседуя с детьми, постепенно подводит их к мысли о том, что каждый человек имеет собственные представления о себе, о том, что делает его уникальным, непохожим на других. Затем также постепенно подводит детей к вопросам: Всегда ли другие люди разделяют мнение человека о самом себе? Видят ли другие человека таким, каким он сам себя представляет? Детям предлагается подписать лист бумаги и разделить его на три равные части по вертикали. В первой части предлагается написать десять слов-эпитетов, отвечающих на вопрос: «Кто я такой?» (Задание нужно выполнять быстро и записывать ответы в такой последовательности, в какой они приходят в голову.) Во второй графе надо написать также десять слов-эпитетов, «отвечающих» на вопрос: «Как о тебе отозвались бы родители или другие старшие родственники?» (Ребенок может выбрать кого-то одного из них.) Затем каждый участник игры выбирает кого-нибудь из членов группы и передает ему листок. «Избранник» пишет десять слов-эпитетов в третьей графе, «отвечающих» на вопрос: «Кто ты такой?» Затем листки возвращаются к «автору», и он сравнивает все три варианта ответов: необходимо, прежде все­го, выделить сходство всех трех списков, потому что доминирующая характеристика наверняка будет повторяться во всех ответах. Затем дети показывают количество совпадений. Ответы анализируются.

Одаренные дети выделяются рядом особенностей поведения. Мно­гие дети, как одаренные, так и «нормальные», нуждаются в коррекции умения управлять своими эмоциями и чувствами. Для коррекции по­ведения можно использовать занятие на тему «Уверенный ответ».

Каждый ребенок-школьник знает, как высоко ценятся уверенные ответы. Но ребенку часто бывает не так легко понять, какой ответ можно считать уверенным. Каждому ребенку в группе предлагается продемонстрировать в гипотетической ситуации – три стиля отве­тов: неуверенный, агрессивный и уверенный. Предлагается детям представить, что кто-то из одноклассников попросил взаймы ручку, учебник или тетрадь, но к оговоренному сроку не вернул. Каждому из детей предлагается по очереди продемонстрировать различные варианты поведения. Вот наиболее типичные примеры ответов.

Агрессивный («Черт возьми! Я знал, что тебе нельзя доверять! Когда ты обещал, что все вернешь? Я хочу получить все немедленно!»)

Неуверенный («Извини, я знаю, что надоедаю тебе, но как ты думаешь, не сможешь ли ты вернуть мне учебник в ближайшее время?»)

Уверенный («Я считал, что мы договорились, когда ты обещал вернуть мне учебник сегодня. Принеси мне его, пожалуйста, в самое ближайшее время».)

Необходимо вовлечь в работу всех участников группы. Но самое главное – не оценка психолога («правильно-неправильно»), а реак­ция группы, которую можно выявить путем обсуждения, ориентация учащихся на уверенное, но в то же время тактичное бесконфликтное поведение.

Стремление реализовать себя, раскрыть свой творческий потен­циал – одна из важнейших характеристик, отличающая творчески одаренного человека. Это стремление, пусть в латентном состоянии, но живет в каждом, для творца это – необходимое условие реализа­ции потенциальных способностей. В этом плане приведем пример игрового занятия «Кто я?» Каждый ребенок в группе должен иметь лист бумаги, карандаш или ручку. Ему предлагается написать цифры от 1 до 10 и десять раз ответить на вопрос: «Кто я?» Каждое предложение начинается с местоимения «Я». То есть требу­ется вспомнить различные характеристики, черты, интересы, чув­ства для описания себя, своих личностных особенностей. После то­го как ребенок закончит составлять этот перечень, он прикалывает этот листок на груди. Затем начинает медленно ходить по комнате, подходить к другим членам группы и внимательно читать то, что на­писано на их листках. Дается инструкция — не стесняться коммен­тировать ответы других участников; прочитать свои эпитеты вслух всей группе. Ответы обсуждаются. Психолог помогает учащимся не только осуществить самопознание, но и лучше узнать окружающих детей, обратить внимание на их характерные черты и достоинства.

Также огромное значение имеют тренинги, направленные на формирование психосоциальной зрелости ребенка. В числе таких занятий можно представить занятие на тему: «Самооценка личности. Ее роль в становлении образа «Я». Работа с отрицательными и положительными качествами личности».

Цель тренинга: способствовать формированию адекватной самооценки и позитивного образа «Я». Задачи тренинга:

Ø познакомить с понятием «самооценка»;

Ø провести индивидуальную диагностику самооценки (анкетиро­вание детей);

Ø работать над адекватной самооценкой и позитивным отношени­ем к себе.

Оборудование: бланки для анкетирования («Какой я?»), бланки для определения уровня притязаний (методика Дембо-Рубинштейна), клубок ниток, бланки с аутотренингом.

Ход занятия:

1. Приветствие

Называем имя и положительное качество. Игра проводится по кругу.

- Что вы цените в себе?

- Трудно ли было находить в себе хорошее качество?

- Что вы при этом чувствовали?

2. Эпиграф

«Никогда не поздно изменить образ собственного «Я» и, следовательно, начать новую жизнь» (Максуэл Мольц)

- Как вы понимаете это высказывание?

- Как вы можете изменить собственную жизнь?

- К каким последствиям это может привести?

3. Беседа

Все наши действия и поступки согласуются с нашим образом «Я». Мы всегда будем действовать подобно той личности, с которой себя отождествляем. Часто мы себя отождествляем с привлекатель­ной девочкой или с бестолковым мальчиком. Но если этой девочке или этому мальчику изменить образ собственного «Я», то произой­дут настоящие превращения. А представление о собствен­ном «Я» действительно можно изменить.

- Как узнать, какой каждый из нас человек?

В этом нам поможет самооценка – оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей.

Самооценка бывает различных видов — самооценка интеллекту­альной деятельности, самооценка морального облика и отдельных качеств, самооценка мотивационной сферы, самооценка внешне­го облика и т.д. Целостная самооценка формируется из различных компонентов самооценок. В различных ситуациях свои различные качества человек может оценивать по-разному. Все эти самооценки взаимосвязаны между собой и в итоге способствуют формированию общей целостной самооценки. Самооценка не приходит сама по се­бе. Это результат взаимодействия человека с окружающей средой. Окружающие люди могут как положительно, так и отрицательно влиять на самооценку человека.

IV. Упражнение «Моя самооценка»

 

Какой я?

Качества Да Нет Иногда Не знаю
  Хороший        
  Добрый        
  Умный        
  Аккуратный        
  Послушный        
  Внимательный        
  Вежливый        
  Умелый        
  Трудолюбивый        
  Честный        

 

Учеником заполняется таблица: да – 1 балл, нет – 0 баллов, иногда, не знаю – 0,5 баллов. Далее суммируются все ответы, в итоге:

10 баллов – сильно завышенная самооценка;

8-9 баллов – завышенная самооценка;

4-7 баллов – адекватная самооценка;

2-3 балла – заниженная самооценка;

0-1 баллов – сильно заниженная самооценка.

Обсуждение:

Ø У кого верный образ о себе?

Ø Что лучше: завышенная или заниженная самооценка?

Ø Какие внешние проявления в поведении человека с завышенной самооценкой? С заниженной самооценкой?

Ø Какому человеку легче добиться успеха в жизни: с завышенной или заниженной самооценкой? Почему?

Ø Что делать человеку, если у него выработалось неправильное представление о себе?

V. Игра «Дружественные ладошки»

Обвести свою ладонь. Подписать свое имя. Передавать по кругу. Написать на ладошке что-то хорошее о хозяине ладошки.

Представленное занятие предназначено для учащихся младшего и среднего школьного возраста.

Особое значение в коррекционно-профилактической работе с одаренными детьми имеет метод библиотерапии, который целесообразно использовать педагогу социальному. Этот метод особенно эффективен в работе с одаренными детьми, потому что:

• эти дети рано начинают читать и интересуются книгами;

• книги предоставляют возможность общаться с талантливыми людьми всех времен и народов, прошедшими и преодолевшими по­добные проблемы. В романах и пьесах, биографиях и автобиогра­фиях, поэмах и дневниках одаренный ребенок может найти ключ к лучшему пониманию того, что происходит с ним и миром. Через отождествление себя с героями, сталкивающимися со знакомыми конфликтами, мучающимися теми же вопросами, одаренные нахо­дят пути разрешения своих проблем.

Педагог социальный является важным звеном в программе библиотерапии. Первым шагом в воплощении программы становится определение проблем, с которыми сталкиваются одаренные дети. В этом помо­гут наблюдения, беседы с ребенком и с его родителями. Следующий шаг — консультации социального педагога со школьным библиотекарем или кон­такты с детской библиотекой, для того чтобы выбрать подходящие

книги. Со временем можно составить собственный каталог детских книг, раскрывающих определенные проблемы. Библиотерапию в классе можно использовать в зависимости от потребностей класса и/или отдельных учащихся. Это может быть проблема трудностей взаимоотношений с одноклассниками более старшего возраста при «перепрыгивании» через класс; личностные трудности – например, в развитии положительного самовосприятия и др. Успеш­ная библиотерапия требует:

• прочтения специально подобранной книги, отражающей в той или иной мере аналогичную проблему;

• последующего обсуждения прочитанного. Чтение книги без обсуждения может не привести к желаемому результату. Важно, что­бы одаренный ребенок принял участие в обсуждении прочитанного, имел возможность высказаться. В зависимости от проблемы обсуждение может быть проведено во всем классе, в малых группах, только с од­ним человеком. В дополнение к обсуждению, основываясь на кни­ге, можно использовать ролевые игры, драматизацию, поиск новых вариантов решения проблем. Необходимо помнить и выполнять несколько положений, свя­занных с использованием библиотерапии:

• самому педагогу следует читать как можно боль­ше, т.к. желание и интерес к чтению детской литературы – основа успеха этой формы работы;

• книги должны быть легко доступными для учащихся, и у них должно быть достаточно времени для чтения с удовольствием;

• предлагаемые книги обязательно должны соответствовать уров­ню развития одаренного ребенка;

•обсуждения, следующие за прочтением книги, должны быть сосредоточены на проблемах детей, и именно дети должны быть активными участниками обсуждения.

Библиотерапия не может решить все проблемы, с которыми встречаются одаренные дети, однако при хорошей организации она предлагает богатые возможности для решения многих существую­щих трудностей и предотвращения будущих.

В целом, социально-педагогическое обеспечение развития одаренности детей в условиях образовательного учреждения включает:

ü разработку пакета документов с целью определения способностей, склонностей одаренных детей и создания условий поддержки учащихся;

ü создание банка данных с содержательными характеристиками одаренных детей;

ü разработку и внедрение индивидуальных образовательных и воспитательных программ;

ü создание психолого-развивающего пространства в учреждении образования;

ü обучение одаренных детей навыкам поддержания психологической стабильности и психорегуляции;

ü формирование умения адаптироваться в социально значимой среде (семье, среде сверстников, педагогов);

ü организация индивидуальной и дифференцированной работы с учителями, направленной на повышение уровня их психолого-педагогической подготовки в работе с одаренными детьми.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1487; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.045 сек.