КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Психологическое сопровождение и социально-педагогическая поддержка одаренного ребенка. Коррекционно-профилактическая работа с одаренными детьми
В современных условиях в учреждениях образования психологическое сопровождение детей с различными категориями одаренности осуществляется на основе определенной модели. Рассмотрим ниже модель психолого-педагогического сопровождения интеллектуально одаренных школьников, которая включает следующие компоненты: 1. Подбор и апробация пакета документов для выявления одаренных детей. 2. Проведение психологической диагностики: • выявление интеллектуально одаренных детей (наблюдение, диагностика классов); • выявление креативности, лидерской одаренности интеллектуально одаренных школьников; • выявление интересов и склонностей одаренных детей (анкетирование ребенка, родителей). 3. Создание банка данных с содержательными характеристиками 4. Психолого-педагогическое просвещение педагогов и родителей. 5. Разработка рекомендаций педагогам, детям, родителям по 6. Включение одаренных детей в коррекционно-развивающие занятия для развития познавательной сферы, проводимые психологом и учителем-предметником, коррекционно-профилактические занятия для развития психосоциальной сферы, проводимые психологом, педагогм социальным. 7. Оказание психологической помощи одаренным детям, их родителям и педагогам через индивидуальное консультирование. 8. Повторная диагностика. 9. Сравнительный анализ. Содержание данной модели направлено на создание в школе социально-психологических условий для проявления и развития одаренности школьников, развитие творческого мышления и познава-тельной сферы одаренного учащегося, его социальную адаптацию в школьном коллективе. С целью реализации данной модели специалистами СППС разрабатывается программа психолого-педагогического сопро-вождения одаренного учащегося, в которой отражаются все компоненты модели. Примерный вариант такой программы приведен ниже.
Согласно программе психолог проводит с одаренными учащимися серию тренингов, направленных на развитие их познавательной сферы, исследовательской и творческой мотивации к деятельности, а также развитию психосоциальной сферы и социального интеллекта. Работа по формированию социальной зрелости одаренных учащихся предполагает выявление изначально имеющихся у детей социально-психологических проблем. Для этого специалисты могут использовать ряд методик, например: тест-опросник «Уровень самооценки одаренного школьника (по А.И. Доровскому), анкету «Склонность к одиночеству», анкету «Анализ семейной тревоги» и др. На основании выявленных проблем планируется дальнейшая индивидуальная и групповая коррекционно-профилактическая работа с одаренными детьми, в которой также может принимать участие педагог социальный. Занятия, запланированные в рамках данной работы, помогают одаренному ребенку научиться устанавливать эмоциональный контакт с окружающими, адекватно оценивать собственные возможности, увидеть имеющиеся проблемы психосоциального плана, предпринять первые шаги по их устранению. Такие занятия проводятся в группе, в состав которой включаются как одаренные учащиеся, так и «нормальные». Рассмотрим содержание некоторых занятий, направленных на диагностику и коррекцию ценностных ориентации; межличностных отношений со сверстниками и взрослыми; наиболее типичных и индивидуальных эмоциональных проблем; поведенческих особенностей; стремления к самоактуализации. Примером одного из многочисленных методов, направленных на развитие, коррекцию и прогнозирование межличностных отношений детей в ходе коррекционного занятия, является игра «Приветствие». Начинается занятие с беседы педагога-психолога (педагога социального) об истории и назначении приветствия: оно относится к древнейшим правилами этикета; приветствуя друг друга, люди обмениваются добрыми пожеланиями и чувствами, выражают собственное отношение друг к другу. После краткой беседы детям предлагается попробовать разные формы приветствия и определить самые эффективные. Для этого группа делится на две команды, они встают в шеренги напротив друг друга и по сигналу ведущего приближаются и обмениваются разнообразными приветствиями (рукопожатия, реверансы, восторженные восклицания, объятия, тихие слова, многозначительные взгляды и др.). Затем предлагается поменять партнеров и вновь обменяться приветствиями, уже другими. Предлагается подумать, как можно приветствовать нового партнера. В заключение ведущий проводит конкурс на самое оригинальное приветствие. Способность адекватно воспринимать себя, сверстников и взрослых является одной из важных составляющих психосоциального развития ребенка. Особые сложности часто имеют, с этой точки зрения, именно одаренные дети. С целью тренировки этой способности можно использовать разные методы и приемы, например, деловую игру «Самокритика». Вначале психолог (педагог), беседуя с детьми, постепенно подводит их к мысли о том, что каждый человек имеет собственные представления о себе, о том, что делает его уникальным, непохожим на других. Затем также постепенно подводит детей к вопросам: Всегда ли другие люди разделяют мнение человека о самом себе? Видят ли другие человека таким, каким он сам себя представляет? Детям предлагается подписать лист бумаги и разделить его на три равные части по вертикали. В первой части предлагается написать десять слов-эпитетов, отвечающих на вопрос: «Кто я такой?» (Задание нужно выполнять быстро и записывать ответы в такой последовательности, в какой они приходят в голову.) Во второй графе надо написать также десять слов-эпитетов, «отвечающих» на вопрос: «Как о тебе отозвались бы родители или другие старшие родственники?» (Ребенок может выбрать кого-то одного из них.) Затем каждый участник игры выбирает кого-нибудь из членов группы и передает ему листок. «Избранник» пишет десять слов-эпитетов в третьей графе, «отвечающих» на вопрос: «Кто ты такой?» Затем листки возвращаются к «автору», и он сравнивает все три варианта ответов: необходимо, прежде всего, выделить сходство всех трех списков, потому что доминирующая характеристика наверняка будет повторяться во всех ответах. Затем дети показывают количество совпадений. Ответы анализируются. Одаренные дети выделяются рядом особенностей поведения. Многие дети, как одаренные, так и «нормальные», нуждаются в коррекции умения управлять своими эмоциями и чувствами. Для коррекции поведения можно использовать занятие на тему «Уверенный ответ». Каждый ребенок-школьник знает, как высоко ценятся уверенные ответы. Но ребенку часто бывает не так легко понять, какой ответ можно считать уверенным. Каждому ребенку в группе предлагается продемонстрировать в гипотетической ситуации – три стиля ответов: неуверенный, агрессивный и уверенный. Предлагается детям представить, что кто-то из одноклассников попросил взаймы ручку, учебник или тетрадь, но к оговоренному сроку не вернул. Каждому из детей предлагается по очереди продемонстрировать различные варианты поведения. Вот наиболее типичные примеры ответов. Агрессивный («Черт возьми! Я знал, что тебе нельзя доверять! Когда ты обещал, что все вернешь? Я хочу получить все немедленно!») Неуверенный («Извини, я знаю, что надоедаю тебе, но как ты думаешь, не сможешь ли ты вернуть мне учебник в ближайшее время?») Уверенный («Я считал, что мы договорились, когда ты обещал вернуть мне учебник сегодня. Принеси мне его, пожалуйста, в самое ближайшее время».) Необходимо вовлечь в работу всех участников группы. Но самое главное – не оценка психолога («правильно-неправильно»), а реакция группы, которую можно выявить путем обсуждения, ориентация учащихся на уверенное, но в то же время тактичное бесконфликтное поведение. Стремление реализовать себя, раскрыть свой творческий потенциал – одна из важнейших характеристик, отличающая творчески одаренного человека. Это стремление, пусть в латентном состоянии, но живет в каждом, для творца это – необходимое условие реализации потенциальных способностей. В этом плане приведем пример игрового занятия «Кто я?» Каждый ребенок в группе должен иметь лист бумаги, карандаш или ручку. Ему предлагается написать цифры от 1 до 10 и десять раз ответить на вопрос: «Кто я?» Каждое предложение начинается с местоимения «Я». То есть требуется вспомнить различные характеристики, черты, интересы, чувства для описания себя, своих личностных особенностей. После того как ребенок закончит составлять этот перечень, он прикалывает этот листок на груди. Затем начинает медленно ходить по комнате, подходить к другим членам группы и внимательно читать то, что написано на их листках. Дается инструкция — не стесняться комментировать ответы других участников; прочитать свои эпитеты вслух всей группе. Ответы обсуждаются. Психолог помогает учащимся не только осуществить самопознание, но и лучше узнать окружающих детей, обратить внимание на их характерные черты и достоинства. Также огромное значение имеют тренинги, направленные на формирование психосоциальной зрелости ребенка. В числе таких занятий можно представить занятие на тему: «Самооценка личности. Ее роль в становлении образа «Я». Работа с отрицательными и положительными качествами личности». Цель тренинга: способствовать формированию адекватной самооценки и позитивного образа «Я». Задачи тренинга: Ø познакомить с понятием «самооценка»; Ø провести индивидуальную диагностику самооценки (анкетирование детей); Ø работать над адекватной самооценкой и позитивным отношением к себе. Оборудование: бланки для анкетирования («Какой я?»), бланки для определения уровня притязаний (методика Дембо-Рубинштейна), клубок ниток, бланки с аутотренингом. Ход занятия: 1. Приветствие Называем имя и положительное качество. Игра проводится по кругу. - Что вы цените в себе? - Трудно ли было находить в себе хорошее качество? - Что вы при этом чувствовали? 2. Эпиграф «Никогда не поздно изменить образ собственного «Я» и, следовательно, начать новую жизнь» (Максуэл Мольц) - Как вы понимаете это высказывание? - Как вы можете изменить собственную жизнь? - К каким последствиям это может привести? 3. Беседа Все наши действия и поступки согласуются с нашим образом «Я». Мы всегда будем действовать подобно той личности, с которой себя отождествляем. Часто мы себя отождествляем с привлекательной девочкой или с бестолковым мальчиком. Но если этой девочке или этому мальчику изменить образ собственного «Я», то произойдут настоящие превращения. А представление о собственном «Я» действительно можно изменить. - Как узнать, какой каждый из нас человек? В этом нам поможет самооценка – оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Самооценка бывает различных видов — самооценка интеллектуальной деятельности, самооценка морального облика и отдельных качеств, самооценка мотивационной сферы, самооценка внешнего облика и т.д. Целостная самооценка формируется из различных компонентов самооценок. В различных ситуациях свои различные качества человек может оценивать по-разному. Все эти самооценки взаимосвязаны между собой и в итоге способствуют формированию общей целостной самооценки. Самооценка не приходит сама по себе. Это результат взаимодействия человека с окружающей средой. Окружающие люди могут как положительно, так и отрицательно влиять на самооценку человека. IV. Упражнение «Моя самооценка»
Какой я?
Учеником заполняется таблица: да – 1 балл, нет – 0 баллов, иногда, не знаю – 0,5 баллов. Далее суммируются все ответы, в итоге: 10 баллов – сильно завышенная самооценка; 8-9 баллов – завышенная самооценка; 4-7 баллов – адекватная самооценка; 2-3 балла – заниженная самооценка; 0-1 баллов – сильно заниженная самооценка. Обсуждение: Ø У кого верный образ о себе? Ø Что лучше: завышенная или заниженная самооценка? Ø Какие внешние проявления в поведении человека с завышенной самооценкой? С заниженной самооценкой? Ø Какому человеку легче добиться успеха в жизни: с завышенной или заниженной самооценкой? Почему? Ø Что делать человеку, если у него выработалось неправильное представление о себе? V. Игра «Дружественные ладошки» Обвести свою ладонь. Подписать свое имя. Передавать по кругу. Написать на ладошке что-то хорошее о хозяине ладошки. Представленное занятие предназначено для учащихся младшего и среднего школьного возраста. Особое значение в коррекционно-профилактической работе с одаренными детьми имеет метод библиотерапии, который целесообразно использовать педагогу социальному. Этот метод особенно эффективен в работе с одаренными детьми, потому что: • эти дети рано начинают читать и интересуются книгами; • книги предоставляют возможность общаться с талантливыми людьми всех времен и народов, прошедшими и преодолевшими подобные проблемы. В романах и пьесах, биографиях и автобиографиях, поэмах и дневниках одаренный ребенок может найти ключ к лучшему пониманию того, что происходит с ним и миром. Через отождествление себя с героями, сталкивающимися со знакомыми конфликтами, мучающимися теми же вопросами, одаренные находят пути разрешения своих проблем. Педагог социальный является важным звеном в программе библиотерапии. Первым шагом в воплощении программы становится определение проблем, с которыми сталкиваются одаренные дети. В этом помогут наблюдения, беседы с ребенком и с его родителями. Следующий шаг — консультации социального педагога со школьным библиотекарем или контакты с детской библиотекой, для того чтобы выбрать подходящие книги. Со временем можно составить собственный каталог детских книг, раскрывающих определенные проблемы. Библиотерапию в классе можно использовать в зависимости от потребностей класса и/или отдельных учащихся. Это может быть проблема трудностей взаимоотношений с одноклассниками более старшего возраста при «перепрыгивании» через класс; личностные трудности – например, в развитии положительного самовосприятия и др. Успешная библиотерапия требует: • прочтения специально подобранной книги, отражающей в той или иной мере аналогичную проблему; • последующего обсуждения прочитанного. Чтение книги без обсуждения может не привести к желаемому результату. Важно, чтобы одаренный ребенок принял участие в обсуждении прочитанного, имел возможность высказаться. В зависимости от проблемы обсуждение может быть проведено во всем классе, в малых группах, только с одним человеком. В дополнение к обсуждению, основываясь на книге, можно использовать ролевые игры, драматизацию, поиск новых вариантов решения проблем. Необходимо помнить и выполнять несколько положений, связанных с использованием библиотерапии: • самому педагогу следует читать как можно больше, т.к. желание и интерес к чтению детской литературы – основа успеха этой формы работы; • книги должны быть легко доступными для учащихся, и у них должно быть достаточно времени для чтения с удовольствием; • предлагаемые книги обязательно должны соответствовать уровню развития одаренного ребенка; •обсуждения, следующие за прочтением книги, должны быть сосредоточены на проблемах детей, и именно дети должны быть активными участниками обсуждения. Библиотерапия не может решить все проблемы, с которыми встречаются одаренные дети, однако при хорошей организации она предлагает богатые возможности для решения многих существующих трудностей и предотвращения будущих. В целом, социально-педагогическое обеспечение развития одаренности детей в условиях образовательного учреждения включает: ü разработку пакета документов с целью определения способностей, склонностей одаренных детей и создания условий поддержки учащихся; ü создание банка данных с содержательными характеристиками одаренных детей; ü разработку и внедрение индивидуальных образовательных и воспитательных программ; ü создание психолого-развивающего пространства в учреждении образования; ü обучение одаренных детей навыкам поддержания психологической стабильности и психорегуляции; ü формирование умения адаптироваться в социально значимой среде (семье, среде сверстников, педагогов); ü организация индивидуальной и дифференцированной работы с учителями, направленной на повышение уровня их психолого-педагогической подготовки в работе с одаренными детьми.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1515; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |