Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Стратегия здравосозидания как приоритетное направление государственной образовательной политики

Тема 14. Здоровье и здоровый образ жизни как социально-педагогическая ценность

 

1. Стратегия здравосозидания как приоритетное направление государственной образовательной политики.

2.Сущность, специфика, структура и основные понятия валеологии. Педагогическая валеология: общая характеристика.

3. Здоровье и здоровый образ жизни. Характеристика компонентов ЗОЖ.

 

Рекомендуемая литература

 

1. Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь // Зборнік нарматыýных дакументаý Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь. – 2007. - № 11.

2. Концепция формирования навыков здорового образа жизни учащихся общеобразовательных учреждений Республики Беларусь // Веснік адукацыі. – 2008. – № 10. – с. 11–22

3. Корзенко, В.Н. Основы формирования здорового образа жизни школьников: пособие для педагогов общеобразоват. учреждений / В.Н. Корзенко, А.Л. Смотрицкий, Г.Е., Смотрицкая. – Минск: Нац. ин-т образования, 2009. – 176 с.

4. Лагун, А.В. Здоровье школьника – здоровье страны / А.В. Лагун // Адукацыя і выхаванне. – 2009. – № 9. – С. 41–43.

5. Медведев, А.С. Научно-методологические принципы организации системы охраны здоровья учащихся / С.С. Медведев // Адукацыя і выхаванне. –2008. – № 6. – С. 42-48.

 

Обеспечение высокого уровня здоровья нации — это безусловная прерогатива государства, судьба которого напрямую и в решающей степени определяется именно надлежащим здоровьем его граждан. На этом основании здоровье нации включается в понятие национальной безопасности наряду с обороноспособностью, экономической мощью, образованием, культурой, социальным единством и политическим руководством.

Об улучшении здоровья детей и подростков говорится в Декларации тысячелетия, принятой государствами-членами ООН в 2000 году (цели 2-6 в области развития). Европейскими странами, в том числе и Республикой Беларусь накоплен огромный опыт по разработке и претворению в жизнь политики, ориентированной на здоровье. Эта политика включает в себя стратегии, направленные на поддержание физической активности, здоровое питание, снижение риска для здоровья, связанного с табакокурением, алкоголизмом и наркоманией, здоровую окружающую среду, сохранение и укрепление психического и репродуктивного здоровья. Проблема сохранения здоровья является проблемой всего общества, а не только систем образования, медицины, физической культуры и спорта.

Активными участниками процесса по формированию здорового образа жизни населения в республике совместно с Министерством спорта и туризма являются Министерство здравоохранения, Министерство образования и другие органы государственного управления, профсоюзные, молодежные организации и объединения, средства массовой информации.

Концепцией национальной безопасности Республики Беларусь определено, что основные жизнен­но важные интересы страны в гуманитарной сфере связаны с созданием условий для полноценного духовного и физического развития каждого гражданина, сохранением и укреплением здоровья нации.

Помимо данной концепции разработан ряд документов, отражающих стратегию здравосозидания в области государственной политики. Так на рубеже веков в нашей республике были разработаны и внедрялись в жизнь Государственная программа «Здоровье народа» на 1999–2005 гг. и «Государственная программа по формированию здорового об­раза жизни населения Республики Беларусь на 2002—2006 годы». Реализация этих программ способствовала решению ряда таких актуальнейших задач, как улучшение качества окружающей среды и условий труда, стабилизация и снижение заболеваемости с временной утратой трудоспособности, а также улучшение демографической ситуации в стране.

Стратегия здравосозидания нашла отражение и в ряде государственных программ, предназначенных для детей и учащейся молодежи, в их числе Республиканская программа «Молодежь Беларуси», государственная программа «Молодые таланты Беларуси», Президентская программа «Дети Беларуси».

Основной целью республиканской программы «Молодежь Беларуси» на 2006-2010 гг. выступало развитие потенциала молодых граждан для их самореализации и участия в созидании сильной и процветающей Беларуси через создание оптимальных социально-экономических, правовых и организационных условий. Одной из задач, решаемых в рамках реализации программы, предполагалось формирование здорового образа жизни, укрепление здоровья молодежи. Пропаганда здорового образа жизни осуществлялась через проведение мероприятий, ориентированных на его формирование, внедрение здоровьесберегающих технологий на всех уровнях образования; проведение творческих конкурсов на лучшие публикации по вопросам освещения здорового образа жизни; организацию и проведение мероприятий и акций, направленных на противодействие табакокурению, употреблению алкоголя и распространению наркотиков в молодежной среде; создание клубов (команд) по игровым видам спорта при учебных заведениях.

Целью государственной программы «Молодые таланты Беларуси» на 2006–2010 годы было создание целостной системы выявления, поддержки и развития талантливой молодежи в Республике Беларусь, в рамках включения молодежи в интеллектуальную и творческую деятельность. В программе делался акцент на организацию оздоровительных, спортивно-оздоровительных лагерей, специализи-рованных учебно-спортивных учреждений, профильных смен. Здоровому образу жизни молодых людей придавалось в программе исключительное значение.

Президентская программа «Дети Беларуси» на 2006–2010 гг. (первая программа «Дети Беларуси» была принята в РБ в 1998 г.)имела цельюобеспечение условий, необходимых для полноценного физического, умственного и духовного развития детей; формирование эффективной комплексной системы социальной защиты и интеграции в общество детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. В числе задач программы было намечено укрепление здоровья и содействие здоровому образу жизни детей, что нашло свое отражение в ряде следующих разделов программы: «Дети Чернобыля»; 4) «Дети-инвалиды»; 5) «Дети-сироты»; 6) «Детское питание».

Одним из ведущих документов в сфере образования на современном этапе является «Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь», которая своей целью ставит качественное развитие системы воспитания, обеспечивающей формирование разносторонне развитой, нравственной и социально зрелой, творческой личности обучающегося. Одной из задач, необходимой для достижения цели, как указывается в Концепции, является формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни, который проявляется в отношении к своему здоровью и здоровью окружающих как к ценности и осознании своей ответственности не только за свое здоровье, но и за здоровье будущих поколений; умении противостоять разрушительным для здоровья формам поведения; сформированности навыков личной гигиены; наличии умений и навыков сохранения и укрепления здоровья.

Данная концепция отмечает условия воспитания здорового образа жизни: сотрудничество учреждений образования с семьей, учреждениями, подведомственными министерствам здравоохранения спорта и туризма Республики Беларусь; педагогический коллектив как эталон здорового образа жизни; внедрение здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательный процесс, противодействие распространению вредных зависимостей; систематические занятия обучающихся физической культурой, спортом и туризмом; организация воспитания в процессе оздоровительного отдыха.

Реализация идей Концепции представлена в «Программе непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь на 2011–2015 годы». Программа включает раздел «Воспитание культуры здорового образа жизни», содержащего ряд мероприятий. Среди этих мероприятий следующие:

ü проведение спортивно-массовых и физкультурно-оздорови-тельных мероприятий с обучающимися, в том числе:

• республиканской спартакиады школьников;

• республиканской универсиады среди студентов;

• республиканского смотра уровня физической подготовленности в программе физкультурно-спортивного движения «Олимпийские надежды Беларуси»;

• республиканских соревнований по подвижным играм «Вас вызывает Спортландия!»;

• республиканской спартакиады по зимнему и летнему многоборью среди допризывной и призывной молодежи «Защитник Отечества»;

• республиканской спартакиады по техническим видам спорта;

• республиканских туристских слетов учащихся и студентов;

ü проведение республиканских акций «Здоровый я – здоровая страна», «Молодежь против табака» и др.

ü проведение в учреждениях образования спортивно-массовых и туристических акций «Спорт против наркотиков», «Туризм против наркотиков», творческих конкурсов и иных мероприятий, направленных на предупреждение и искоренение вредных зависимостей среди обучающихся, сохранение и улучшение репродуктивного здоровья и др.;

ü проведение профильных смен, акций, направленных на сохранение и укрепление здоровья обучающихся в оздоровительных лагерях, центрах.

Одним из основных документов, отражающих стратегию здравосозидания является также «Концепция формирования навыков здорового образа жизни учащихся общеобразовательных учреждений Республики Беларусь», которая разработана с целью предоставления концептуальной базы для развития процесса обучения учащихся на­выкам здорового образа жизни (ЗОЖ); со­действия развитию правовой базы для совершенствования школьных программ; со­здания оптимальных условий для разви­тия и реализации системы формирования навыков ЗОЖ; разработки национальных стандартов в данной сфере в соответствии с международными требованиями.

Цель общеобразовательного учрежде­ния в рамках данной Концепции – фор­мирование потребности учащихся в здо­ровом образе жизни на основе осозна­ния ценности здоровья, приобретения здоровьесберегающих социальных устано­вок и жизненных навыков.

Задачи образовательного учреждения, сформулированные в рамках Концепции:

1. Сформировать позитивное отноше­ние учащихся к ЗОЖ посредством повышения уровня знаний о необ­ходимых жизненных навыках.

2. Вовлечь учащихся в различные виды деятельности по сохранению и ук­реплению здоровья.

3. Мотивировать родителей, сверстни­ков, сообщества на соблюдение иде­ологии здоровья примерами повы­шения уровня образования в облас­ти формирования навыков ЗОЖ.

4. Содействовать созданию образова­тельной среды, способствующей со­хранению и укреплению здоровья учащихся.

Ежегодно Министерство Образования издает инструктивно-методические письма по организации идеологической и воспитательной работы в учреждениях образования, публикуемые в газете «Настаўнiцкая» перед началом нового учебного года. В июле 2011 г. было опубликовано инструктивно-методическое письмо Мин. Образования «Особенности организации и планирования идеологической и воспитательной работы в учреждениях общего среднего образования в 2011/2012 учебном году», в котором воспитание культуры здорового образа жизни названо как одна из составляющих воспитательной работы в учреждении образования.

В данном письме уделяется внимание вопросам соблюдения в учреждениях образования техники безопасности, предотвращения несчастных случаев и травматизма, формированию у обучающихся культуры безопасной жизнедеятельности. В этих целях рекомендуется проводить мероприятия, способствующие повышению образовательного уровня подрастающего поколения, способного не только освоить, но и творчески использовать достижения научно-технического прогресса для безопасной жизнедеятельности, сформировать стратегии безопасного и ответственного поведения.

В соответствии с приказом Министерства образования Республики Беларусь от 27.05.2011 № 348 «О совершенствовании системы идеологической и воспитательной работы в учреждениях образования» управлениям образования облисполкомов, комитету по образованию Мингорисполкома было необходимо разработать и реализовать комплекс мер по профилактике и пресечению курения, употребления алкогольных и слабоалкогольных напитков, пива, наркотических средств, психотропных, токсических и других одурманивающих веществ в учреждениях образования, комплекс мер по выполнению приказа Министерства образования Республики Беларусь от 27.07.2010 № 516 «Об организации работы по профилактике табакокурения в учреждениях образования», других нормативных правовых документов по формированию навыков безопасного и ответственного поведения обучающихся, вовлечению их в массовые занятия физкультурой и спортом.

В письме было отмечено, что в 2011–2012 учебном году учреждения образования и прилегающие к ним территории должны стать «зонами, свободными от курения» (126 статья Кодекса об образовании). С этой целью необходимо: при разработке планов идеологической и воспитательной работы включать разделы по профилактике табакокурения, воспитанию культуры безопасной жизнедеятельности; при проведении мониторинга состояния идеологической и воспитательной работы учреждения общего среднего образования анализировать вопросы распространенности табакокурения среди обучающихся, а также эффективность проводимой профилактической работы.

В целях формирования здорового образа жизни обучающихся в письме было рекомендовано расширить работу по проведению мероприятий, направленных на популяризацию физической культуры и спорта, укрепление и сохранение здоровья обучающихся: акции «Здоровый я – здоровая страна!», «Беларусь против табака», «Нет курению!», молодежный марафон «Формула Будущего: Молодежь + здоровье», круглогодичная спартакиада, дни здоровья и др.; обеспечить бесперебойную работу спортивных залов, стадионов, спортивных секций, кружков, клубов и других объединений по интересам в шестой школьный день и каникулярный период.

Согласно статье 283 Кодекса об образовании в учреждениях общего среднего образования может разрабатываться и реализовываться Программа воспитания детей, нуждающихся в оздоровлении, которая определяет цели, задачи, формы и методы работы с обучающимися, нуждающимися в оздоровлении, и направлена на укрепление их здоровья, в том числе формирование навыков здорового образа жизни, безопасного и ответственного поведения.

Вопросы формирования здорового образа жизни на современном этапе также нашли отражение в таких важнейших государственных программах и документах, как:

Ø Государственная программа комплексных мер противодействия наркомании, незаконному обороту наркотиков и связанным с ними правонарушениям в Республике Беларусь на 2009–2013 годы;

Ø Комплексный план мероприятий по борьбе против табакокурения на 2011–2015 годы;

Ø Государственная программа профилактики ВИЧ-инфекции на 2011–2015 годы;

Ø Государственная программа национальных действий по предупреждению и преодолению пьянства и алкоголизма на 2011–2015 годы;

Ø Приказ Министерства образования Республики Беларусь от 14.06.2004 № 739 «О состоянии работы органов управления и учреждений образования по профилактике правонарушений, наркомании, токсикомании и алкоголизма среди учащихся и студентов»;

Ø Национальная программа демографической безопасности Республики Беларусь на 2011–2015 гг.

Так, глава 5 Национальной программы демографической безопасности Республики Беларусь на 2011–2015 гг. «Укрепление здоровья населения и увеличение ожидаемой продолжительности жизни» отражает проблемы здоровья населения Республики Беларусь, статистические данные о детской и материнской смертности, причины младенческой, детской и подростковой смертности и заболеваний; раскрывает пути и мероприятия по сохранности психического и физического здоровья населения, повышению ответственности родителей за жизнь и здоровье детей, внедрению новых медицинских технологий.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Психологическое сопровождение и социально-педагогическая поддержка одаренного ребенка. Коррекционно-профилактическая работа с одаренными детьми | Сущность, специфика, структура и основные понятия валеологии. Педагогическая валеология: общая характеристика
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 703; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.