КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Профориентация как социальная проблема. Сущность и функции профессиональной ориентации учащихся
Тема 17. ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ПЛАНИРОВАНИЯ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ
1. Профориентация как социальная проблема. Сущность и функции профессиональной ориентации учащихся. 2. Принципы, структура и этапы профессиональной ориентации. 3. Основные функции организаторов профориентационной работы в школе. 4. Планирование, критерии и показатели эффективности профориентационной работы с учащимися.
Рекомендуемая литература
1. Виленчик, Л.В. Система профориентационной работы в учреждениях образования/ Л.В. Виленчик // Кiраванне ў адукацыi. – 2010. – №10. – С. 3–12. 2. Профессиональное самоопределение учащихся /авт.-сост. В.С. Терех. – Минск: Красико-Принт, 2011. – 128 с. 3. Профессия моих родителей / авт.-сост. Л.С. Козыренцева, Л.М. Волкова. – Минск: Красико-Принт, 2010. – 128 с. 4. Рожков, М.И. Классному руководителю по профессиональной ориентации: учеб.-метод. пособие / М.И. Рожков. – М.: ВЛАДОС, 2011, – 280 с.
Проблема профессиональной ориентации сопровождает человечество с периода разделения труда, произошедшего впервые в недрах первобытнообщинного строя. Первые литературные источники, освещавшие проблемы профориентации, появились в XIX веке: во Франции вышло «Руководство по выбору профессии» (1849); в России была издана книга профессора Петербургского университета Н. И. Кареева «Выбор факультета и прохождение университетского курса» (1897). В 1908 г. профессор Гарвардского университета Ф. Парсонс основал в Бостоне (США) «бюро ориентации» для оказания помощи подросткам в определении жизненного пути. Такого же рода работа в начале ХХ в. развернулась в Англии, Германии, Бельгии, Испании, Чехословакии, Швейцарии, Швеции, Дании, Финляндии и других странах. Деятельность этих бюро принято считать началом профориентационного движения, которое способствовало осуществлению большой работы по изучению различных профессий с технической, гигиенической, психолого-педагогической, социально-экономической точек зрения. В Российской империи, а затем в Советском Союзе основы изучения человека в труде были заложены работами Н. Е. Введенского, В. М. Бехтерева, И. П. Павлова, И. М. Сеченова, А. А. Ухтомского и др. В 20-е годы XX в. был заложен теоретический фундамент профессиональной ориентации такими учеными, как А. П. Болтунов, Л. Н. Гостев, К. Ф. Кларк, Г Д. Малис, В. Е. Смирнов, А. И. Щербаков и др. В настоящее время актуальность проблемы профессиональной ориентации молодежи возросла. Одним из подтверждений активности исследовательской работы в этом направлении явилась организация и ежегодная публикация в Беларуси межвузовского сборника научных статей «Актуальные проблемы профориентации и профадаптации» А. М. Кухарчук и Л. Ф. Мирзаяновой. Немалую важность представляют также работы М. С. Валитова, С. С. Гриншпун, Н. И. Калугина, Е. А. Климова, Н. С. Пряжникова, А. Д. Сазонова, В. Д. Симоненко, Б. А. Федоришина, А. Б. Ценципер и др. Хронологически к настоящему моменту профориентация, как социально-педагогическое явление, прожила свой первый век (начиная с создания первого профориентационного бюро в Бостоне в 1909 г.). США 100-летие открытия первого бюро в Бостоне отмечают на уровне государства. В настоящий период многие учёные, исследователи и практики задаются вопросом — «Каким же быть второму веку профориентации?» По-прежнему с ориентацией на выбор единственной массовой профессии на всю жизнь? Или, принимая во внимание «смену монопрофессионализма на полипрофессионализм», непредсказуемость рыночных отношений, как характерных черт стремительно развивающегося информационного общества, ориентировать учащихся одновременно и на инвариантность, и на поливариативность выбора форм трудоустройства и образовательных траекторий ещё в стенах школы? В Национальном институте образования Беларуси в рамках отраслевой научно-технической программы «Современная образова-тельная среда» для системы общего среднего образования разрабатывается профориентационный компонент и инновационное внедрение компетентностно ориентированной модели управления качеством полипрофориентационной работы, которое под научным патронатом доцента А.В. Луцевич и совместно с ректором Республиканского центра профориентационной работы с молодёжью осуществляется на площадках СОШ № 37 Минска, № 9 г. Слонима, № 14 г. Орши и г. п. Копаткевичи Гомельской области (агро-городок). Моральный (ценностно-нравственный) и социальный императив человека XXI века направлен на формирование профессиональной мобильности, конкурентоспособности, способности работать в команде, т.е. на формирование таких профессионально важных качеств и такой направленности профориентационного компонента современной образовательной среды, который будет отвечать требованиям поли- и транспрофессионального мира. Такой подход подразумевает трансформацию существующей трансляционной модели профориентационной работы со школьниками и учащейся молодёжью в развивающуюся. К одной из концепций, имеющих самое непосредственное отношение к сущностным аспектам преобразования профориентационной работы, относится концепция цивилизационного развития профессий, разработанная английским социологом Г. Перкиным. Согласно этой концепции, исследователь выделяет четыре профессиональные революции в цивилизации Нового времени, которые, по его оценке, ведут к формированию в глобальном масштабе профессионального общества. При этом развитие профессий в течение Нового времени представляется в виде следующей «цепочки» становления и развития профессионального общества: свободные профессионалы — I этап (XVI—XIX вв.), массовые профессионалы — II этап (XIX—XX вв.), парапрофессионалы (полипрофессионалы) — III этап (конец XX—XXI в.) и транспрофес-сионалы — IV этап (XXI в. и далее). Российский методолог П.В. Малиновский следующим образом представил векторную схему развития четырёх типов профессионализма.
Свободные Транспрофессионалы профессионалы (XVI—XVIII вв.) (ХХI в. и далее)
Специализация Универсализация
Массовые профессионалы Полипрофессионалы Унификация
Из концепции цивилизационного развития профессий просматривается взаимосвязь между потребностями работодателей массовых профессий и становлением профориентационной работы в начале XX в. Сущность профориентационной работы в этот период заключалась в упреждающем знакомстве молодых людей с существующими массовыми профессиями и подготовке их к выбору какой-то одной профессии, что соответствует трансляционной организации модели профориентации, которая широко распространена в современном обществе. В настоящее время в условиях развивающегося полипрофес-сионального общества, названного в документах Лиссабонской стратегии «Веком знаний», повышается актуальность полипрофессиональной модели полипрофориентационной работы. Преобразование модели профориентационной работы предусмат-ривает принципиальное изменение её целей, содержания, а также поиск новых форм работы и технологий. При этом ведущими характеристиками трансформированной модели профориентационной работы становится её полипрофессиональный и «опережающий» характер, позволяющий с учётом профориентационного партнёрства поддерживать процесс взросления (индивидуализации и социализации) личности и моделировать процессы развития общества поли- и транспрофессионалов, в целом закладывая основы готовности старшеклассников к принятию ценностно-нравственных карьерных решений в типичных и непредсказуемых ситуациях выбора. Целью преобразований должно стать развитие ключевых профессионально важных компетенций и компетенций профессионального самоопределения старшеклассников, как основных характеристик уникальности личности, позволяющих успешно и экологически безопасно решать профессионально важные задачи в будущей самостоятельной поли- и транспрофессиональной трудовой деятельности, быть профессионально мобильным и конкурентоспособным, способным работать в группах, создавать новые профессии и осознавать свою ответственность за жизнь последующих поколений. Следовательно, полипрофориентационная работа сегодня — это социопсихолого-педагогический вид деятельности, ориентированный на реализацию профориентационного партнёрства (родители — школа — межшкольный учебно-производственный комбинат — профессиональные, специальные и высшие учебные заведения — работодатели — государство) с целью формирования готовности старшеклассников к ценностно-нравственному принятию карьерных решений в типичных и непредсказуемых ситуациях выбора форм трудоустройства или образовательных траекторий как условия «удовлетворения потребностей будущих поколений» и благосостояния человека в целом. Полипрофориентационная работа сегодня находится в нашей стране в стадии развития. В общеобразовательных же учреждениях система профориентационной работы опирается во многом на трансляционную модель, которая на современном этапе призвана обеспечить координацию действий государственных органов, школы, семьи, органов профессио-нальнo-технического, среднего специального, высшего образования и других социальных институтов, комплексное проектированиe воздействий на личность школьника с учетом его особенностей и социально-экономического прогноза. Подготовка к выбору профессии важна ещё и потому, что она является неотъемлемой частью разностороннего развития личности, и её следует рассматривать в единстве и взаимодействии с нравственным, трудовым, интеллектуальным, политическим, эстетическим и физическим совершенствованием личности. Таким образом, профориентация — это важный компонент, как в развитии каждого человека, так и в функционировании общества в целом. В связи с этим организации профессиональной ориентации в школе сегодня отводятся новые роли — создание условий для выявления профессиональных интересов и склонностей учащихся, определение их реальных возможностей в освоении той или иной профессии, оказание психолого-педагогической поддержки в профессиональном самоопре-делении, успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. Сегодня профориентация молодежи – проблема не только педагогическая, но и общественная. Сущность профориентации как общественной проблемы состоит в необходимости преодолевать противоречия между объективно существующими потребностями рынка труда в сбалансированной структуре кадров и неадекватными субъектными устремлениями молодежи. В данное время в мире насчитывается около 7000 профессий, но среди выпускников школ из года в год популярностью пользуются только несколько десятков из них (экономист, юрист, программист, врач и др.). Часто школьники слабо информированы о сложном мире профессий, и их выбор является необоснованным, неадекватным и случайным. Многие выпускники выбирают профессию не потому, что их привлекает содержание деятельности, скорее им нравится определённый образ жизни, при котором профессия является лишь средством для престижа и популярности в обществе. Экономические потери государства в результате смены профессий и длительного периода адаптации составляют ежегодно около 50 млрд рублей. Таким образом, подготовка старшеклассников к сознательному, правильному выбору жизненного пути — задача большой государственной важности. Решение вопроса: «Кем быть?» — серьезная проблема не только для юношей и девушек, вступающих в самостоятельную жизнь, но и для всего общества, которое заинтересовано в правильном профессиональном определении учащихся. Правильно выбрав профессию, молодой человек принесет большую пользу стране и сам получит более полное личное удовлетворение. Случайно, неправильно выбрав специальность, он приносит ущерб и себе, и государству: работа его не увлекает, не раскрываются полностью творческие возможности человека и в результате — низкая производи-тельность труда, частая смена работы, личная неудовлетворенность. На этой основе в профориентации, являющейся комплексной проблемой, выделяют экономический, социальный, психологический, медико-физиологический аспекты. Экономический аспект профориентации направлен на изучение демографической структуры трудовых ресурсов рынка труда и условий, повышающих его производительность. Социальный аспект связан с выявлением общественного мнения, касающегося популярности, привлекательности, престижа различных профессий в глазах молодёжи и других возрастных категорий, удовлетворённости (неудовлетворённости) работой и выбранной профессией. Психологический аспект предполагает изучение профессиональной пригодности человека, выявление профессионально значимых свойств его личности. Медико-физиологический аспект связан с определением психофизиологических особенностей человека, состоянием его здоровья, позволяющим выполнять определённую профессиональную деятельность. Педагогический аспект профориентации предполагает поиск решения воспитательных задач, путей и методов её проведения. Исходя из сказанного, на современном этапе профессиональная ориентация определяется как обоснованная система социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических, производственно-технических мер, направленных на оказание помощи личности в профессиональном самоопределении. Профессиональная ориентация в школе — это система мероприятий по оказанию помощи школьнику в выборе профессии, направленных на усвоение им необходимого объема знаний о социально-экономических, психофизиологических характеристиках профессии, требованиях, которые она предъявляет к человеку. Для того чтобы успешно и эффективно решать задачу подготовки школьников к правильному, сознательному выбору жизненного пути, в каждой средней школе нужно проводить хорошо продуманную работу по профессиональной ориентации учащихся. Пряжников Н.С. считает, что профориентационная работа с учащи-мися в школе — это постепенное формирование у них профессиональных интересов, склонностей, намерений, мотивов выбора профессии, внутренней готовности к осознанному планированию, корректировке и реализации своих профессиональных планов и перспектив. Профориентация является неотъемлемой частью всего учебно-воспитательного процесса. Она осуществляется в процессе изучения школьниками основ наук, факультативных курсов, участия их в работе кружков, клубов, в процессе проведения всей системы внеклассной работы и общественно полезного труда. К основным особенностям организации профориентационной работы с учащимися в школе относится определение основной цели профориентации, ее компонентов, методов, форм работы с учащимися. Конкретные цели и задачи профориентации возникают на стыке социальных потребностей и формирования личности профессионала нового типа и комплекса реальных возможностей общества, школы для осуществления такого социального заказа. В соответствии с проектируемыми результатами профориентация на всех уровнях имеет свои цели и задачи. Цель профессиональной ориентации учащихся в школе состоит в том, чтобы подготовить их к сознательному выбору пути продолжения образования и сформировать устойчивые профессиональные интересы, склонности, намерения к определенной профессии. Задачи: ü представление информации о мире профессий, о классификации и социально-психологических характеристиках профессий; ü оказание помощи в профессиональном самоопределении учащейся молодежи в соответствии с индивидуальными интересами, склонностями, способностями, психофизиологическими особенностями и возможностями каждого; ü формирование профессиональных интересов и осознанного подхода к выбору профессии с учетом социальных и экономических условий жизни. На основе анализа психолого-педагогической литературы можно выделить следующие функции профориентационной работы, определяемые ее целью: 1. Социальная — предполагает процесс усвоения школьниками определенной системы знаний, норм, ценностей, позволяющих осуществлять свою социально-профессиональную деятельность в качестве полноправного члена общества. Профориентация рассматривается с позиции социального заказа общества, а также прогнозирования подготовки будущих кадров для страны, единства формирования у учащихся личных и общественных ценностных ориентации. 2. Экономическая — означает улучшение качественного состава рабочей силы, повышение удовлетворенности юношей и девушек содержанием труда, снижение текучести кадров, повышение профессиональной активности и производительности труда, экономию рабочего времени. В единой воспитательной системе общеобразо-вательной школы профориентация учащихся способствует формированию экономического мышления, навыков современной культуры труда, разумного потребления. 3. Психолого-педагогическая — выявление и формирование интересов, склонностей, способностей школьников, помощь в поиске призвания, в выборе такой профессии, которая соответствовала бы индивидуальным особенностям личности, ее потенциальным возмож-ностям; определение путей и условий эффективного управления профессиональным самоопределением школьников. 4. Медико-физиологическая — реализация требований к здоровью и отдельным физиологическим качествам, необходимым для выполнения той или иной профессиональной деятельности. В условиях общеобразо-вательной школы важно своевременно определить имеющиеся особенности в состоянии здоровья учащихся, предостеречь их от выбора противопоказанной профессии, в случае необходимости скорректировать профессиональные планы школьников таким образом, чтобы они максимально соответствовали их физическим возможностям. Объектом профориентационной деятельности выступает процесс социально-профессионального самоопределения человека, которым руководствуются (или должны руководствоваться) девушки и юноши, выбирая себе профессию и место в социальной структуре общества.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 6768; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |