Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Профориентация как социальная проблема. Сущность и функции профессиональной ориентации учащихся

Читайте также:
  1. I группа. Свойства, характеризующие сущность и сложность системы
  2. I. Сущность финансовой политики
  3. II. Понятие, признаки и функции правового акта управления (ПАУ)
  4. II. Сущность и функции стратегического планирования.
  5. II. Функции государственного кредита
  6. III. ФУНКЦИИ ФСБ РОССИИ
  7. Ав.т. Мир и Россия на пороге XX века. Практикум по философии: Социальная философия. – Мн., 2007. С.384-387.
  8. Активационные функции
  9. Алгебраический метод построения матрицы ориентации
  10. Анализ практической ситуации. Функции контроллера.
  11. Антонимия и ее стилистические функции.
  12. Антропогенез. Биосоциальная природа человека

Тема 17. ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ПЛАНИРОВАНИЯ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ

 

1. Профориентация как социальная проблема. Сущность и функции профессиональной ориентации учащихся.

2. Принципы, структура и этапы профессиональной ориентации.

3. Основные функции организаторов профориентационной работы в школе.

4. Планирование, критерии и показатели эффективности профориентационной работы с учащимися.

 

Рекомендуемая литература

 

1. Виленчик, Л.В. Система профориентационной работы в учреждениях образования/ Л.В. Виленчик // Кiраванне ў адукацыi. – 2010. – №10. – С. 3–12.

2. Профессиональное самоопределение учащихся /авт.-сост. В.С. Терех. – Минск: Красико-Принт, 2011. – 128 с.

3. Профессия моих родителей / авт.-сост. Л.С. Козыренцева, Л.М. Волкова. – Минск: Красико-Принт, 2010. – 128 с.

4. Рожков, М.И. Классному руководителю по профессиональной ориентации: учеб.-метод. пособие / М.И. Рожков. – М.: ВЛАДОС, 2011, – 280 с.

 

Проблема профессиональной ориентации сопровождает человечество с периода разделения труда, произошедшего впервые в недрах первобытнообщинного строя. Первые литера­турные источники, освещавшие проблемы профориентации, по­явились в XIX веке: во Франции вышло «Руководство по выбору профессии» (1849); в России была издана книга профессора Пе­тербургского университета Н. И. Кареева «Выбор факультета и прохождение университетского курса» (1897). В 1908 г. профессор Гарвардского университета Ф. Парсонс основал в Бостоне (США) «бюро ориентации» для оказания помощи подросткам в опреде­лении жизненного пути. Такого же рода работа в начале ХХ в. развернулась в Англии, Германии, Бельгии, Испании, Чехословакии, Швейцарии, Швеции, Дании, Финляндии и других странах. Деятельность этих бюро принято считать началом профориентационного движения, которое способствовало осуществлению большой работы по изуче­нию различных профессий с технической, гигиенической, психо­лого-педагогической, социально-экономической точек зрения.

В Российской империи, а затем в Советском Союзе основы изучения человека в труде были заложены работами Н. Е. Введен­ского, В. М. Бехтерева, И. П. Павлова, И. М. Сеченова, А. А. Ух­томского и др.

В 20-е годы XX в. был заложен теоретический фундамент про­фессиональной ориентации такими учеными, как А. П. Болтунов, Л. Н. Гостев, К. Ф. Кларк, Г Д. Малис, В. Е. Смирнов, А. И. Щер­баков и др.

В настоящее время актуальность проблемы профессиональ­ной ориентации молодежи возросла. Одним из подтверждений ак­тивности исследовательской работы в этом направлении явилась организация и ежегодная публикация в Беларуси межвузовского сборника научных статей «Актуальные проблемы профориентации и профадаптации» А. М. Кухарчук и Л. Ф. Мирзаяновой. Немалую важ­ность представляют также работы М. С. Валитова, С. С. Гриншпун, Н. И. Калугина, Е. А. Климова, Н. С. Пряжникова, А. Д. Сазонова, В. Д. Симоненко, Б. А. Федоришина, А. Б. Ценципер и др.



Хронологически к настоящему моменту профориентация, как социально-педагогическое явление, прожила свой первый век (начиная с создания первого профориентационного бюро в Бостоне в 1909 г.) . США 100-летие открытия первого бюро в Бостоне отмечают на уровне государства.

В настоящий период многие учёные, ис­следователи и практики задаются вопро­сом — «Каким же быть второму веку проф­ориентации?» По-прежнему с ориентацией на выбор единственной массовой профес­сии на всю жизнь? Или, принимая во вни­мание «смену монопрофессионализма на полипрофессионализм», непредсказуемость рыночных отношений, как характерных черт стремительно развивающегося информаци­онного общества, ориентировать учащихся одновременно и на инвариантность, и на поливариативность выбора форм трудоус­тройства и образовательных траекторий ещё в стенах школы?

В Национальном институте образования Беларуси в рамках отраслевой научно-технической программы «Современная образова-тельная среда» для системы общего среднего образования разрабатывается профориентаци­онный компонент и инновационное внедрение компетентностно ориентированной мо­дели управления качеством полипрофориентационной работы, которое под научным патронатом доцента А.В. Луцевич и совместно с ректором Республиканского центра профориентационной работы с молодёжью осуществляется на площадках СОШ № 37 Минска, № 9 г. Слонима, № 14 г. Орши и г. п. Копаткевичи Гомельской области (агро-городок).

Моральный (ценностно-нрав­ственный) и социальный императив челове­ка XXI века направлен на формирование профессиональной мобильности, конкурен­тоспособности, способности работать в ко­манде, т.е. на формирование таких профес­сионально важных качеств и такой направ­ленности профориентационного компонента современной образовательной среды, кото­рый будет отвечать требованиям поли- и транспрофессионального мира.

Такой подход подразумевает трансфор­мацию существующей трансляционной мо­дели профориентационной работы со школьниками и учащейся молодёжью в раз­вивающуюся.

К одной из концепций, имеющих самое непосредственное отношение к сущностным аспектам преобразования профориентаци­онной работы, относится концепция цивилизационного развития профессий, разработанная английским социологом Г. Перкиным. Согласно этой концепции, исследо­ватель выделяет четыре профессиональные революции в цивилизации Нового времени, которые, по его оценке, ведут к формирова­нию в глобальном масштабе профессио­нального общества. При этом развитие профессий в течение Нового времени пред­ставляется в виде следующей «цепочки» становления и развития профессионального общества: свободные профессионалы — I этап (XVI—XIX вв.), массовые профессио­налы — II этап (XIX—XX вв.), парапрофессионалы (полипрофессионалы) — III этап (ко­нец XX—XXI в.) и транспрофес-сионалы — IV этап (XXI в. и далее).

Российский методолог П.В. Малинов­ский следующим образом представил век­торную схему развития четырёх типов про­фессионализма.

Уникализация

 

Свободные Транспрофессионалы

профессионалы (XVI—XVIII вв.) (ХХI в. и далее)

 

Специализация Универсализация

 

Массовые профессионалы Полипрофессионалы

Унификация

 

Из концепции цивилизационного разви­тия профессий просматривается взаимо­связь между потребностями работодателей массовых профессий и становлением проф­ориентационной работы в начале XX в. Сущность профориентационной работы в этот период заключалась в упреждающем знакомстве молодых людей с существую­щими массовыми профессиями и подготов­ке их к выбору какой-то одной профессии, что соответствует трансляционной организации модели профориентации, которая широко распространена в современном обществе.

В настоящее время в условиях развивающегося полипрофес-сионального общества, названного в документах Лиссабонской стратегии «Веком знаний», повышается актуальность полипрофессиональной модели полипрофориентационной работы.

Преобразование модели профориентационной работы предусмат-ривает принципиальное изменение её целей, содержания, а также поиск новых форм работы и технологий. При этом ведущими характеристиками транс­формированной модели профориентационной работы становится её полипрофессиональный и «опережающий» характер, позволяющий с учётом профориентационного партнёрства поддерживать процесс взросления (индивидуализации и социализации) личности и моделировать процессы развития общества поли- и транспрофессионалов, в целом закладывая основы готовности старшеклассников к принятию ценностно-нравственных карьерных решений в типичных и непредсказуемых ситуациях выбора.

Целью преобразований должно стать развитие ключевых профессионально важных компетенций и компетенций профессиональ­ного самоопределения старшеклассников, как основных характеристик уникальности личности, позволяющих успешно и экологи­чески безопасно решать профессионально важные задачи в будущей самостоятельной поли- и транспрофессиональной трудовой деятельности, быть профессионально мобильным и конкурентоспособным, способным работать в группах, создавать новые профессии и осознавать свою ответственность за жизнь последующих поколений.

Следовательно, полипрофориентационная работа сегодня — это социопсихолого-педагогичес­кий вид деятельности, ориентированный на реализацию профориентационного партнёр­ства (родители — школа — межшкольный учебно-производственный комбинат — про­фессиональные, специальные и высшие учебные заведения — работодатели — государство) с целью формирования готовно­сти старшеклассников к ценностно-нрав­ственному принятию карьерных решений в типичных и непредсказуемых ситуациях вы­бора форм трудоустройства или образова­тельных траекторий как условия «удовлет­ворения потребностей будущих поколений» и благосостояния человека в целом.

Полипрофориентационная работа сегодня находится в нашей стране в стадии развития. В общеобразовательных же учреждениях система профориентационной работы опирается во многом на трансляционную модель, которая на современном этапе призвана обеспечить координацию действий государственных органов, школы, семьи, органов профессио-нальнo-технического, среднего специального, высшего образования и других социальных институтов, комплексное проектированиe воздействий на личность школьника с учетом его особенностей и социально-экономического прогноза. Подготовка к выбору профессии важна ещё и потому, что она является неотъемлемой частью разностороннего развития личности, и её следует рассматривать в единстве и взаимодействии с нравственным, трудовым, интеллектуальным, политическим, эстетическим и физическим совершенствованием личности. Таким образом, профориентация — это важный компонент, как в развитии каждого человека, так и в функционировании общества в целом.

В связи с этим организации профессиональной ориентации в школе сегодня отво­дятся новые роли — создание условий для выявления профессиональных интересов и склонностей учащихся, определение их реальных возможностей в освоении той или иной профессии, оказание психолого-педагогической поддержки в профессиональном самоопре-делении, успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.

Сегодня профориентация молодежи – проблема не только педагогическая, но и общественная. Сущность профориентации как общественной проблемы состоит в необходимости преодолевать противоречия между объективно существующими потребностями рынка труда в сбалансированной структуре кадров и неадекватными субъектными устремлениями молодежи.

В данное время в мире насчитывается около 7000 профессий, но среди выпускников школ из года в год популярностью пользуются только несколько десятков из них (экономист, юрист, программист, врач и др.). Часто школьники слабо информированы о сложном мире профессий, и их выбор явля­ется необоснованным, неадекватным и слу­чайным. Многие выпускники выбирают про­фессию не потому, что их привлекает содержание деятельности, скорее им нра­вится определённый образ жизни, при кото­ром профессия является лишь средством для престижа и популярности в обществе. Экономические потери государства в ре­зультате смены профессий и длительного периода адаптации составляют ежегодно около 50 млрд рублей.

Таким образом, подготовка старшеклассников к сознательному, правильно­му выбору жизненного пути — задача большой государственной важности. Решение вопроса: «Кем быть?» — серьезная проблема не только для юношей и девушек, вступающих в самостоятельную жизнь, но и для всего общества, которое заинтересовано в пра­вильном профессиональном определении учащихся.

Правильно выбрав профессию, молодой человек принесет большую пользу стране и сам получит более полное личное удов­летворение. Случайно, неправильно выбрав специальность, он приносит ущерб и себе, и государству: работа его не увлекает, не раскрываются полностью творческие возможности человека и в результате — низкая производи-тельность труда, частая смена ра­боты, личная неудовлетворенность.

На этой основе в профориентации, являющейся комп­лексной проблемой, выделяют экономичес­кий, социальный, психологический, медико-физиологический аспекты.

Экономический аспект профориентации направлен на изучение демографической структуры трудовых ресурсов рынка труда и условий, повышающих его производитель­ность.

Социальный аспект связан с выявлением общественного мнения, касающегося попу­лярности, привлекательности, престижа различных профессий в глазах молодёжи и других возрастных категорий, удовлетворён­ности (неудовлетворённости) работой и выбранной профессией.

Психологический аспект предполагает изучение профессиональной пригодности человека, выявление профессионально зна­чимых свойств его личности.

Медико-физиологический аспект связан с определением психофизиологических осо­бенностей человека, состоянием его здоро­вья, позволяющим выполнять определённую профессиональную деятельность.

Педагогический аспект профориента­ции предполагает поиск решения воспита­тельных задач, путей и методов её прове­дения.

Исходя из сказанного, на современном этапе профессиональная ориентация определяется как обоснован­ная система социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических, производственно-технических мер, направленных на оказание помощи личности в профессиональ­ном самоопределении.

Профессиональная ориентация в школе — это система меро­приятий по оказанию помощи школьнику в выборе профессии, направленных на усвоение им необходимого объема знаний о со­циально-экономических, психофизиологических характеристи­ках профессии, требованиях, которые она предъявляет к человеку.

Для того чтобы успешно и эффективно решать задачу подго­товки школьников к правильному, сознательному выбору жизнен­ного пути, в каждой средней школе нужно проводить хорошо про­думанную работу по профессиональной ориентации учащихся.

Пряжников Н.С. считает, что профориентационная работа с учащи-мися в школе — это постепенное формирование у них профес­сиональных интересов, склонностей, намерений, мотивов выбо­ра профессии, внутренней готовности к осознанному планиро­ванию, корректировке и реализации своих профессиональных планов и перспектив.

Профориентация является неотъемлемой частью всего учебно-воспитательного процесса. Она осуществляется в процессе изуче­ния школьниками основ наук, факультативных курсов, участия их в работе кружков, клубов, в процессе проведения всей системы внеклассной работы и общественно полезного труда.

К основным особенностям организации профориентационной работы с учащимися в школе относится определение основной цели профориентации, ее компонентов, методов, форм работы с учащимися.

Конкретные цели и задачи профориентации возникают на стыке социальных потребностей и формирования личности про­фессионала нового типа и комплекса реальных возможностей об­щества, школы для осуществления такого социального заказа.

В соответствии с проектируемыми результатами профориента­ция на всех уровнях имеет свои цели и задачи.

Цель профессиональной ориентации учащихся в школе со­стоит в том, чтобы подготовить их к сознательному выбору пути продолжения образования и сформировать устойчивые профес­сиональные интересы, склонности, намерения к определенной профессии.

Задачи:

ü представление информации о мире профессий, о классификации и социально-психологических характеристиках профессий;

ü оказание помощи в профессиональном самоопределении учащейся молодежи в соответствии с индивидуальными интересами, склонностями, способностями, психофизиологическими особенностями и возможностями каждого;

ü формирование профессиональных интересов и осознанного подхода к выбору профессии с учетом социальных и экономических условий жизни.

На основе анализа психолого-педагогической литературы можно выделить следующие функции профориентационной работы, определяемые ее целью:

1. Социальная — предполагает процесс усвоения школьниками определенной системы знаний, норм, ценностей, позволяющих осуществлять свою социально-профессиональную деятельность в качестве полноправного члена общества. Профориентация рас­сматривается с позиции социального заказа общества, а также прогнозирования подготовки будущих кадров для страны, един­ства формирования у учащихся личных и общественных ценност­ных ориентации.

2. Экономическая — означает улучшение качественного состава рабочей силы, повышение удовлетворенности юношей и девушек содержанием труда, снижение текучести кадров, повышение профессиональной активности и производительности труда, эконо­мию рабочего времени. В единой воспитательной системе общеобразо-вательной школы профориентация учащихся способствует формированию экономического мышления, навыков современ­ной культуры труда, разумного потребления.

3. Психолого-педагогическая — выявление и формирование интересов, склонностей, способностей школьников, помощь в поиске призвания, в выборе такой профессии, которая соответ­ствовала бы индивидуальным особенностям личности, ее по­тенциальным возмож-ностям; определение путей и условий эф­фективного управления профессиональным самоопределением школьников.

4. Медико-физиологическая — реализация требований к здоро­вью и отдельным физиологическим качествам, необходимым для выполнения той или иной профессиональной деятельности. В ус­ловиях общеобразо-вательной школы важно своевременно опре­делить имеющиеся особенности в состоянии здоровья учащихся, предостеречь их от выбора противопоказанной профессии, в слу­чае необходимости скорректировать профессиональные планы школьников таким образом, чтобы они максимально соответство­вали их физическим возможностям.

Объектом профориентационной деятельности выступает про­цесс социально-профессионального самоопределения человека, которым руководствуются (или должны руководствоваться) де­вушки и юноши, выбирая себе профессию и место в социальной структуре общества.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Здоровье и здоровый образ жизни. Характеристика компонентов ЗОЖ | Принципы, структура и этапы профессиональной ориентации

Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 3438; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2019) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.006 сек.