Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Принципы, структура и этапы профессиональной ориентации

Основными принципами профориентационной деятельности являются:

1. Принцип сознательности — выражается в стремлении удов­летворить своим выбором не только личностные потребности в трудовой деятельности, но и принести как можно больше пользы обществу.

2. Принцип соответствия выбираемой профессии интересам, склонностям, способностям личности и одновременно потребно­стям общества в кадрах определенной профессии, выражает связь личностного и общественного аспектов выбора профессии.

3. Принцип активности – характеризует тип деятельности лич­ности в процессе профессионального самоопределения. Про­фессию необходимо выбирать самому. Этому способствует: прак­тическая проба сил в процессе трудовой и профессиональной подготовки, советы родителей и их профессиональный опыт, по­иск и чтение литературы, работа во время практики и т. п.

4. Принцип развития — отражает идею выбора такой профес­сии, которая бы давала личности возможность повышения ква­лификации, увеличение заработка, по мере роста опыта и про­фессионального мастерства, возможность активно участвовать в общественной работе, удовлетворять культурные потребности личности, потребность в жилье, отдыхе и т. д.

Также в профориентации выделяют группу принципов, тесно связанных с общепедагогическими:

— связь профориентации с жизнью, трудом, практикой, пред­усматривающей оказание помощи человеку в выборе его будущей профессии в органичном единстве с потребностями народного хо­зяйства в квалификационных кадрах;

— связь профориентации с трудовой подготовкой школьни­ков предусматривает хорошую постановку трудового воспитания и обучения. В отрыве от трудовой подготовки профориентация приобретает черты абстрактности, призывности, оторванности от практики, от общих задач трудового и профессионального станов­ления личности;

— системность и преемственность в профориентации обе­спечивает профориентационная работа с 1 по 11 классы при ус­ловии обязательной преемственности этой работы их класса в класс;

— взаимосвязь школы, семьи, базового предприятия, средних профессиональных учебных заведений и общественности в про­фориентации учащихся предусматривает тесный контакт по ока­занию помощи молодым людям в выборе профессии. При этом предполагается усиление целенаправленности и координации в совместной деятельности;

— воспитывающий характер профориентации состоит в необходи-мости осуществления профориентационной работы в со­ответствии с задачами формирования гармоничной личности, в единстве трудового, экономического, нравственного, эстетиче­ского, правового и физического воспитания;

— взаимосвязь диагностического и воспитательного подходов к проведению профориентационной работы — принцип, предпо­лагающий недопустимость противопоставления одного подхода к другому. Каждый из них решает свои задачи;

— дифференцированный и индивидуальный подход к учащим­ся в зависимости от возраста и уровня сформированности их профессио-нальных интересов, от различий в ценностных ориентациях и жизненных планах, от уровня успеваемости. Дифференциация учащихся по группам позволяет точнее определять их средства воздействия, которые будучи эффективными в одной группе мо­гут отказаться неэффективными в другой. Дифференциация соз­дает условия для реализации индивидуального подхода;

— оптимальное сочетание массовых, групповых и индивиду­альных форм профориентационной работы с учащимися и их ро­дителями, утверждающих необходимость использования разных форм, отхода от традиционно используемых одних только массо­вых форм, усиление внимания к сбалансированному сочетанию всех форм работы;

— соответствия содержания форм и методов профориентацион­ной работы потребностям профессионального развития личности и одновременно потребностям района (города, региона) в кадрах определенных профессий и требуемого уровня квалификации.

Профессиональная ориентация является целостной системой и включает в себя следующие структурные компоненты: цель и задачи, основные направления, формы и методы профориентационной работы с уча­щимися.

Общая структура профориентации может быть изображена в виде треугольника. Ос­нование треугольника представляет собой учёт индивидуально-психологических осо­бенностей человека, одна из cторон — зна­ние требований профессии к человеку, вто­рая сторона — учёт требований рынка про­фессий в настоящее время.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Профориентация как социальная проблема. Сущность и функции профессиональной ориентации учащихся | Знание требований учет требований рынка профессии к человеку профессий
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 7080; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.