Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Знание требований учет требований рынка профессии к человеку профессий




Учет индивидуально-психологических особенностей личности

 

 

 


 

В числе основных направлений профессиональной ориентации выделяются: профессиональное просвещение, профессиональная диагностика, профессиональн­ая консультация, профессиональный отбор, профессиональ­ная адаптация.

Профессиональное просвещение включает про­фессиональную информацию, состоящую из двух элементов: профессиональной пропаганды и профессиональной агитации. Профпросвещение имеет своей целью сообщение школьникам сведений о различных профессиях, их социально-экономических особенностях, требованиях, которые профессия предъявляет к со­стоянию здоровья, психофизиологическим свойствам и психоло­гическим качествам человека. С работы по профессиональному просвещению начинается ознакомление учащихся с профессиями, путями их получения, с потребностями конкретного района, горо­да, государства в рабочих кадрах, особенностями трудоустройства.

Составляющим элементом профпросвещения является профессиография. Профессиография — это описание профес­сий (специальностей), включающее их тре­бования к психофизиологическим качествам человека. Результатом являются профессиограммы и психограммы. Профессиограмма — комплексное, систематизированное описание конкретной профессии (вида тру­довой деятельности), её характеристика, включающая сведения об условиях труда, правах и обязанностях работника, а также необходимых для овладения профессией личностных качествах, знаниях, умениях и навыках.

Профпросвещение в первую очередь должно поднимать престиж востребованных на рынке труда профессий. Начинать эту рабо­ту можно с 1-го класса, постепенно, от класса к классу расширяя и усложняя круг сведений. Организатором профпросвещения должен быть классный руководитель. А вопросы профинформации долж­ны органично войти в план воспитательной работы с классом. Это могут быть беседы, классные часы, диспуты, экскурсии профо­риентационной направленности. К проведению этих мероприя­тий вполне возможно привлечь и педагога-психолога, и педагога социального, и школь­ного библиотекаря, и врача, и членов родительского комитета, и школьные молодежные организации, и представителей предпри­ятий и организаций района, которые в соответствии со своей про­фессиональной компетентностью будут информировать учащихся о разнообразных аспектах профессионального самоопределения.

Профессиональное просвещение предполагает и профессиональное воспитание, которое включает ряд мер по форми­рованию склонностей и профессиональных интересов школьни­ков. Это направление профори-ентационной работы предполагает в качестве основного повышение эффективности учебной работы, вовлечение школьников в разнообразные виды внеучебной обще­ственно полезной деятельности, стимулирование их познаватель­ных возможностей, самопознания и самовоспитания. На этом участке профориентационной работы классный руководитель должен действовать в тесном контакте с учителями-предметника­ми. Выявлять и поддерживать интересы школьника к различным учебным предметам, побуждать к самостоятельной работе по из­учению заинтересовавшей его сферы деятельности. Положитель­ную роль здесь должны сыграть предметные кружки и кружки по интересам, особенно если выбраны они будут с учетом преоблада­ющего интереса к одному из типов профессиональной деятельно­сти. Ведь неоспоримо, что только в конкретной работе возможно воспитание профессиональных интересов, воспитание уважения к профессии, в основе которого должна лежать любовь к труду, психологическая готовность к любой работе.

Профессиональная диагностика осуществляется по отношению к каждому конкретному ученику на протяжении всего периода школьного обучения классным руководителем и пе­дагогом-психологом с исполь­зованием различных методик: анкет, опросников, тестов. В ходе профессиональной диагностики изучаются особенности высшей нервной деятельности человека, состояние его здоровья, интере­сы, склонности, намерения, мотивы выбора профессии, ценност­ные ориентации, установки.

Профессиональная консультация заключается в советах специ­алистов (психологов, врачей, педагогов) в оказании помощи уча­щимся в выборе профессии. Различают несколько типов профконсультаций. В ходе справочно-информационной консультации школьника знакомят более глубоко с содержанием профессии, требованиями к ней, возможностями трудоустройства, путями повышения профессионального мастерства. Диагностическая профконсультация имеет своей целью определение возможных обла­стей деятельности, в которых ученики могут наиболее успешно трудиться. Результатом диагностической индивиду-альной профконсультации должно быть определение не одной какой-либо профессии, а группы родственных профессий. Формирующая профконсультация имеет целью руководство выбором учащимися профессий, коррекцию этого выбора; рассчитана на длительный период времени, предполагает систематическую регистрацию из­менений личности школьника в отношении профессионального самоопределения. Медицинская профконсультация устанавливает степень соответствия здоровья человека требованиям профессии.

Профессиональный отбор направлен на предоставление лично­сти свободы выбора в мире профессий. Его осуществляет не школа, а высшие и средние специальные учебные заведения, предъявляю­щие определен-ные требования к поступающим, или учреждения, принимающие человека на работу. Цель профессионального отбо­ра — выявление пригодности человека к конкретному виду труда.

Профессиональная адаптация — это процесс вхождения моло­дого человека в профессиональную деятельность, приспособле­ние к системе производства, трудовому коллективу, условиям тру­да, особенностям специальности. Успешность адаптации является показателем правильности выбора профессии, Профадаптация характеризуется сохранением и дальнейшим развитием склон­ностей к конкретной профессиональной деятельности, слиянием общественной и личной мотивации труда, она осуществляется в единстве с социальной адаптацией.

Работа по профессиональной ориентации завершается трудоу­стройством, которое проводится с учетом потребностей государства в кадрах и сложившихся у молодого человека профессиональных интересов, склонностей, намерений.. Но трудоустройство — это не только определение выпускников на работу или на учебу в то или иное высшее или среднее специальное учебное заведение, это и закрепление их на производстве, дальнейшее совершенствование по избранной профессии. Долг школы — проследить судьбу каждого своего вы­пускника, своевременно оказать ему нужную помощь и поддержку.

С учетом психологических и возрастных особенностей школь­ников можно выделить следующие этапы профориен­тационной работы в школе и их содержание:

1—4-е классы: формирование у младших школьников ценност­ного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе; развитие интереса к учебно-познавательной деятель­ности, основанной на посильной практической включенности в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую, игровую, исследовательскую;

5—7-е классы: развитие у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессио­нальной деятельности; представления о собственных интересах и возможностях (формирование образа «Я»); приобретение пер­воначального опыта в различных сферах социально-профессио­нальной практики: технике, искусстве, медицине, сельском хо­зяйстве, экономике и культуре. Этому способствует выполнение учащимися профессиональных проб, которые позволяют соотнести свои индивидуальные возможности с требованиями, предъяв­ляемыми профессиональной деятельностью к человеку;

8—9-е классы: уточнение образовательного запроса в ходе фа­культативных занятий и других курсов по выбору; групповое и индивидуальное консультирование с целью выявления и форми­рования адекватного принятия решения о выборе профиля обуче­ния; формирование образовательного запроса, соответствующего интересам и способностям, ценностным ориентациям;

10—11-е классы: обучение действиям по самоподготовке и са­моразвитию, формирование профессиональных качеств в избран­ном виде труда, коррекция профессиональных планов, оценка го­товности к избранной деятельности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 877; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.