КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Знание требований учет требований рынка профессии к человеку профессий
Учет индивидуально-психологических особенностей личности
В числе основных направлений профессиональной ориентации выделяются: профессиональное просвещение, профессиональная диагностика, профессиональная консультация, профессиональный отбор, профессиональная адаптация. Профессиональное просвещение включает профессиональную информацию, состоящую из двух элементов: профессиональной пропаганды и профессиональной агитации. Профпросвещение имеет своей целью сообщение школьникам сведений о различных профессиях, их социально-экономических особенностях, требованиях, которые профессия предъявляет к состоянию здоровья, психофизиологическим свойствам и психологическим качествам человека. С работы по профессиональному просвещению начинается ознакомление учащихся с профессиями, путями их получения, с потребностями конкретного района, города, государства в рабочих кадрах, особенностями трудоустройства. Составляющим элементом профпросвещения является профессиография. Профессиография — это описание профессий (специальностей), включающее их требования к психофизиологическим качествам человека. Результатом являются профессиограммы и психограммы. Профессиограмма — комплексное, систематизированное описание конкретной профессии (вида трудовой деятельности), её характеристика, включающая сведения об условиях труда, правах и обязанностях работника, а также необходимых для овладения профессией личностных качествах, знаниях, умениях и навыках. Профпросвещение в первую очередь должно поднимать престиж востребованных на рынке труда профессий. Начинать эту работу можно с 1-го класса, постепенно, от класса к классу расширяя и усложняя круг сведений. Организатором профпросвещения должен быть классный руководитель. А вопросы профинформации должны органично войти в план воспитательной работы с классом. Это могут быть беседы, классные часы, диспуты, экскурсии профориентационной направленности. К проведению этих мероприятий вполне возможно привлечь и педагога-психолога, и педагога социального, и школьного библиотекаря, и врача, и членов родительского комитета, и школьные молодежные организации, и представителей предприятий и организаций района, которые в соответствии со своей профессиональной компетентностью будут информировать учащихся о разнообразных аспектах профессионального самоопределения. Профессиональное просвещение предполагает и профессиональное воспитание, которое включает ряд мер по формированию склонностей и профессиональных интересов школьников. Это направление профори-ентационной работы предполагает в качестве основного повышение эффективности учебной работы, вовлечение школьников в разнообразные виды внеучебной общественно полезной деятельности, стимулирование их познавательных возможностей, самопознания и самовоспитания. На этом участке профориентационной работы классный руководитель должен действовать в тесном контакте с учителями-предметниками. Выявлять и поддерживать интересы школьника к различным учебным предметам, побуждать к самостоятельной работе по изучению заинтересовавшей его сферы деятельности. Положительную роль здесь должны сыграть предметные кружки и кружки по интересам, особенно если выбраны они будут с учетом преобладающего интереса к одному из типов профессиональной деятельности. Ведь неоспоримо, что только в конкретной работе возможно воспитание профессиональных интересов, воспитание уважения к профессии, в основе которого должна лежать любовь к труду, психологическая готовность к любой работе. Профессиональная диагностика осуществляется по отношению к каждому конкретному ученику на протяжении всего периода школьного обучения классным руководителем и педагогом-психологом с использованием различных методик: анкет, опросников, тестов. В ходе профессиональной диагностики изучаются особенности высшей нервной деятельности человека, состояние его здоровья, интересы, склонности, намерения, мотивы выбора профессии, ценностные ориентации, установки. Профессиональная консультация заключается в советах специалистов (психологов, врачей, педагогов) в оказании помощи учащимся в выборе профессии. Различают несколько типов профконсультаций. В ходе справочно-информационной консультации школьника знакомят более глубоко с содержанием профессии, требованиями к ней, возможностями трудоустройства, путями повышения профессионального мастерства. Диагностическая профконсультация имеет своей целью определение возможных областей деятельности, в которых ученики могут наиболее успешно трудиться. Результатом диагностической индивиду-альной профконсультации должно быть определение не одной какой-либо профессии, а группы родственных профессий. Формирующая профконсультация имеет целью руководство выбором учащимися профессий, коррекцию этого выбора; рассчитана на длительный период времени, предполагает систематическую регистрацию изменений личности школьника в отношении профессионального самоопределения. Медицинская профконсультация устанавливает степень соответствия здоровья человека требованиям профессии. Профессиональный отбор направлен на предоставление личности свободы выбора в мире профессий. Его осуществляет не школа, а высшие и средние специальные учебные заведения, предъявляющие определен-ные требования к поступающим, или учреждения, принимающие человека на работу. Цель профессионального отбора — выявление пригодности человека к конкретному виду труда. Профессиональная адаптация — это процесс вхождения молодого человека в профессиональную деятельность, приспособление к системе производства, трудовому коллективу, условиям труда, особенностям специальности. Успешность адаптации является показателем правильности выбора профессии, Профадаптация характеризуется сохранением и дальнейшим развитием склонностей к конкретной профессиональной деятельности, слиянием общественной и личной мотивации труда, она осуществляется в единстве с социальной адаптацией. Работа по профессиональной ориентации завершается трудоустройством, которое проводится с учетом потребностей государства в кадрах и сложившихся у молодого человека профессиональных интересов, склонностей, намерений.. Но трудоустройство — это не только определение выпускников на работу или на учебу в то или иное высшее или среднее специальное учебное заведение, это и закрепление их на производстве, дальнейшее совершенствование по избранной профессии. Долг школы — проследить судьбу каждого своего выпускника, своевременно оказать ему нужную помощь и поддержку. С учетом психологических и возрастных особенностей школьников можно выделить следующие этапы профориентационной работы в школе и их содержание: 1—4-е классы: формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе; развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на посильной практической включенности в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую, игровую, исследовательскую; 5—7-е классы: развитие у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности; представления о собственных интересах и возможностях (формирование образа «Я»); приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики: технике, искусстве, медицине, сельском хозяйстве, экономике и культуре. Этому способствует выполнение учащимися профессиональных проб, которые позволяют соотнести свои индивидуальные возможности с требованиями, предъявляемыми профессиональной деятельностью к человеку; 8—9-е классы: уточнение образовательного запроса в ходе факультативных занятий и других курсов по выбору; групповое и индивидуальное консультирование с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе профиля обучения; формирование образовательного запроса, соответствующего интересам и способностям, ценностным ориентациям; 10—11-е классы: обучение действиям по самоподготовке и саморазвитию, формирование профессиональных качеств в избранном виде труда, коррекция профессиональных планов, оценка готовности к избранной деятельности.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 911; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |