Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Личностная диагностика в профориентационной работе педагога-психолога и педагога социального




Профдиагностика – неотъемлемый компонент в системе профориентации, который охватывает все ступени школьного обучения. Диагностическая работа выстраивается таким образом, чтобы максимально выявлять потребности, интересы и склонности каждого ребенка на каждом возрастном этапе.

Особенности памяти, внимания, чувств, воли, желаний и способностей нельзя увидеть, оценить, измерить так же, как мы видим, оцениваем многие из окружающих нас предметов. Эти и ряд других качеств психики человека нельзя непосредственно созерцать ни у себя, ни у других людей. Но в то же время различные профессии предъявляют конкретные требования к психологическим, а также физиологически особенностям личности.

Психофизиологические особенности человека – это особенности его психики, развития, строения организма, состояния здоровья. Каждый человек обладает определенными психофизиологическими качествами. Поэтому можно говорить о том, что человек по своим природным данным более или менее подготовлен к успешному овладению профессией или группой профессий. Но в связи с этим встает вопрос: как же правильно определить эти особенности и свойства личности? Ведь вся трудность состоит именно в том, что особенности психики школьника не могут быть полностью определены учителем, так как далеко не всегда в учебной и внеклассной деятельности учащихся можно создать условия, подходящие для их проявления. Школьная деятельность лишь в какой-то степени моделирует условия труда, поэтому не все профессионально важные особенности могут быть полностью проявлены.

С другой стороны, трудность состоит в том, что необходимо определить не только существующий уровень развития личности, но и возможности ее развития (видеть перспективу).

Исходя из этого, участие в профориентации и помощь учащимся в обоснованном выборе профессии — одна из важнейших сторон работы школьного психолога и педагога социального.

Помощь учащимся в выборе профессии в работе этих специалистов реализуется в двух направлениях:

ü организация самопознания, исследования школьником своих качеств в контексте определенной профессии (или группы профессий);

ü содействие объективной оценке учеником своих возможностей, определению степени выраженности тех или иных профессионально важных качеств и прочих ресурсов, обусловливающих профессиональный выбор.

На этой основе в содержание профориентационной деятельности педагога-психолога СППС школы входит:

а) выявление интересов, склонностей учащихся, направленности личности, первичных профессиональных намерений и их динамики;

б) определение социальных установок и помощь в их формировании;

в) определение мотивации выбора и ее структуры;

г) формирование готовности к самоанализу и самооценке, реальному уровню притязаний;

д) определение выраженности и структуры способностей;

е) определение уровня развития различных сторон личности, динамики и вариативности проявлений, жизненного стиля, возможной «цены» деятельности (конфликтность, напряженность, тревожность, склонность к монотонности, потенциальные возможности и их реализация, устойчивость и настойчивость, целеустремленность и т.п.);

ж) осуществление профподбора, при необходимости — первичного профотбора;

з) определение степени соответствия «профиля личности» и профессиональных требований, внесение корректив в профнамерения учащихся;

и) участие в проведении занятий с учащимися по курсу «Основы выбора профессии» (Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. — М.: «Просвещение», «Учебная литература», 1996.).

Диагностическая работа осуществляется в два этапа.

1 этап. Предварительная групповая профессиональная диагностика. Эффективность этого вида диагностики зависит от правильно подобранно-диагностического инструментария. Специалисты на этом этапе работают с различными комплексами методик, предназначенных для диагностики профессиональных склонностей старшеклассников и представлений об их профессональных способностях. Данные, по­лученные с помощью диагностических методик, используются специалистами СППС школы для профинформирования, профконсультирования и профвоспитания. Использование комплекса диагностик позволяет педагогам-психологам сделать вывод о необходимости индивидуальных профконсультаций, развивающей работы в классном коллективе (профориентационные игры, классные часы и т. д.).

2 этап. Индивидуальная диагностика в рамках индивидуальной консультации по профес­сиональной ориентации. Очевидно, что в условиях школы, где работа носит групповой характер, индивидуальную профдиагностику и консультации проводить сложно. Поэтому целессобразно оборудовать в школе кабинет профориентации для индивидуальной углубленной профессиональной диа­гностики, деятельность которого будет основываться на программно-методическом комплексе «Профиль», рекомендованном Министерством образования для использования в качестве диагностического инструмен­тария профес-сионального самоопределения старшеклассников.

Данный комплекс разра­ботан в Республиканском центре профессиональной ориентации молодежи и включает набор специализированных компьютерных тестовых заданий, предназначенных для выявления свойств личности, склонностей к той или иной профессиональной деятель­ности, а также выступает как средство формирования реалистического представления учащегося о себе. С помощью углубленной диагностики специалисты определяют профессиональные интере­сы, склонности, мотивы выбора профессии, направленность и другие индивидуальные особенности личности. Пакет психодиагностических методик «Профиль» позволяет:

ü автоматизировать профориентационную работу педагога-психолога, социаль­ного педагога, классного руководителя;

ü сэкономить временные, трудовые, материальные затраты по обработке ре­зультатов диагностики;

ü проводить групповое обследование учащихся благодаря возможности работы в локальной сети;

ü накапливать информацию в базе данных для последующего использования в аналитической работе.

Подпрограммы (тесты), входящие в программный комплекс, сгруппированы в блоки: «Направленность личности», «Свойства личности», «Когнитивные свойства личности».

Рассмотрим схему индивидуальной профориентационнной беседы с учащимся, проводимой с целью диагностики его профессиональных склонностей:

I. Профессиональные намерения учащегося

1. Что собирается делать после окончания IX класса:

а) учиться в X классе, ПТУ, техникуме (записать полное название учебного заведения);

б) работать (записать полное название предприятия, цеха, отдела, специальности).

2.Что знает о содержании избираемой профессии, об условиях учебы, работы?

3. Знает ли о требованиях избираемой профессий к человеку?

4. Что советуют делать родители после окончания IX класса?

Согласен ли учащийся с их мнением?

II. Интересы

1. Какие учебные интересы преобладают («любимые» и «нелюбимые» предметы)?

2. Есть ли интересы, связанные с выбором профессии (чтение специальной литературы, беседы о профессии со специалистом, посещение учебных заведений)?

3. Как развивает интересы, связанные с выбором профессии?

4. Оказывают ли помощь родители в развитии учебных интересов и интересов к профессиональной деятельности? В чем это заключается?

III. Склонности

1. Какие склонности называет учащийся (в учебной деятельности, в кружковой работе, в свободное от учебы время)?

2. Есть ли склонности, связанные с выбором профессии («проба сил»)?

3. Как развивает склонности, связанные с выбором профессии?

4. Оказывают ли помощь родители в развитии склонностей к какой-либо профессиональной деятельности? В чем это заключается?

IV. Способности

1. Какие способности находит у себя учащийся (в учебной деятельности)?

2. Есть ли профессиональные способности, т.е. способности, необходимые для успешного освоения избираемой профессии?

3. Как развивает способности, связанные с выбором профессии (тренирует память, внимание, улучшает физическую подготовку, углубляет знания о профессии)?

4. Совпадают ли интересы, склонности со способностями учащегося (совпадают частично или совсем не совпадают)?

5. Знает ли учащийся мнение учителей и родителей о его способностях? Согласен ли он с их мнением?

6. Как учащийся считает, оказывают ли ему учителя, родители помощь в развитии способностей?

V. Личные качества

1. Какие личные качества, по мнению учащегося, наиболее ярко у него выражены (положительные или отрицательные)?

2. Какие качества, по его мнению, необходимо развить для успешного освоения избираемой профессии?

3. Как развивает качества, необходимые для успешной профессиональной деятельности?

4. Занимается ли самовоспитанием?

5. Оказывают ли помощь учителя и родители в развитии личных качеств?

VI. Готовность к выбору профессионального пути

1. Как учащийся оценивает достигнутые им успехи в учебной деятельности?

2. По каким учебным предметам, по его мнению, будут нужны знания в дальнейшей профессиональной деятельности?

3. Считает ли учащийся, что сможет осуществить свои профессиональные намерения? Что этому может помешать?

4. В случае неосуществления основных планов есть ли запасные?

VII. Советы и рекомендации учащемуся по подготовке к выбору профессионального пути

1. Литература для чтения.

2. Кружок, факультатив, углубленное изучение отдельных предметов.

3. Тема доклада в классе об избираемой профессии.

4. Встреча со специалистом.

5. Советы по развитию, совершенствованию индивидуальных качеств.

6. Дата первичной профконсультации.

В ходе диагностической беседы принимаются во внимание следующие ценностные ориентации учащегося на:

— самоутверждение в обществе, в ближайшей социальной среде;

— авторитет в трудовом коллективе;

— признание родных, знакомых, друзей;

— самосовершенствование и самовыражение — интересная работа;

— применение своих знаний, умений, способностей;

— творческий характер труда;

— материально-практические, утилитарные ценности — хоро­шей заработок;

— должность, удовлетворяющая личности, перспектива про­должения по службе.

Изучение учащихся в целях профориентации (предварительная профдиагностика), как уже было сказано выше, составляет один из важ-нейших составных компонентов профориентации школьников. На этом этапе следует изучить характерные особенности личности: ценностные ориентации, интересы, потребности, склонности, способности, профес-сиональную направленность, профессиональные намерения, мотивы выбора профессии, черты характера, темперамент, состояние здоровья.

Изучение индивидуальных психологических особенностей может осуществляться различными способами: от простого наблюдения за достижениями в освоении учебных дисциплин до использования различных анкет, опросников, традиционных и модифицированных методик по самоопределению учащихся.

На основе выявленных показателей для дальнейшей работы с учащимся составляется индивидуальный план его профессионального самоопределения, для чего должны быть учтены три со­ставляющие (пo Е.А. Климову): «хочу» (профессиональные склонности и интересы ученика), «могу» (состояние здоровья, профессиональная квалификация, профессиональные способности), «надо» (спрос на рынке труда).

Согласно И.С. Кону, профессиональное самоопределение начинается далеко в детстве и заканчивается в ранней юности, когда уже необходимо принять решение, которое повлияет на всю дальнейшую жизнь человека.

На этой основе специалистам СППС рекомендуется ежегодно проводить анкетирование учащихся 1–11 классов по теме: «Моя будущая профессия», на классных часах проводить опрос по выбору профессии и дальнейшего учебного заведения. Это позволит оценить запросы учащихся и проследить динамику более востребованных детьми профессий.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1441; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.