Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методика




«ЛИЧНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕРСПЕКТИВА» (ЛПП)

 

Методика представляет из себя открытый опросник, используемый для обобщенной и целостной оценки и самооценки перспектив профессионального и личностного развития.

Целесообразно использовать опросник на первых и на последних занятиях с группой. Вся методика занимает обычно около 30 минут. Общая процедура проведения опросника следующая:

Воспитанникам предлагается взять чистые с двух сторон листочки и подписать в верхней правой части: Ф.И.О., курс, взвод, дата.

Инструкция: «Внимательно слушайте зачитываемые высказывания.

Вы должны кратко, одним-двумя предложениями, отвечать на них и, по возможности, обосновывать эти ответы. Обозначайте только номера вопросов и сразу же пишите ответы и свои небольшие обоснования. Попробуйте отвечать откровенно, иначе работа будет неинтересной».

Ведущий по порядку зачитывает вопросы, а воспитанники кратко отвечают на них. Перед тем, как собрать листочки с ответами воспитанников, ведущий (психолог) предлагает классу оценить качество каждого из выписанных ответов, но для этого сначала немного поучиться оценивать свои ответы.

Далее, психолог зачитывает в качестве примера один-два анонимных бланка с ответами, сделанными подростками из других школ. Каждый ответ оценивается по условной 5-балльной шкале (при наличии времени можно предложить воспитанникам и более конкретную шкалу (см. критерии оценок). Воспитанники вместе с психологом оценивают ответы своих сверстников и, таким образом, как бы учатся оценивать самих себя. Затем психолог предлагает воспитанникам против каждого своего ответа на листочках также проставить оценки по 5-балльной шкале.

Листочки собираются и анализируются психологом. Имеются разные варианты использования результатов опросника:

1) Например, психолог может сам оценить по 5-балльной шкале ответы воспитанников и сравнить свои оценки с самооценками учащихся.

2) Можно также подсчитать, какой средний балл для данного класса по каждому из ответов (по каждой из позиций профессионального самоопределения), что позволит психологу более обоснованно планировать свою работу с классом, уже с учетом того, где у большинства школьников имеются проблемы (невысокие средние баллы), а где этих проблем поменьше (средние баллы высокие). При этом можно даже сравнить средние баллы по данному классу в начале работы с ним и в конце проведения психологического (профориентационного) курса, как бы оценив, по каким позициям ЛПП произошло улучшение, а по каким все осталось без изменений, а может даже и ухудшилось. Таким образом, результаты опросника могут быть использованы как одно из средств оценки (самооценки) эффективности профориентационной работы.

3) Также можно использовать опросник в индивидуальной работе с учащимися. В ходе такой работы можно сопоставить оценки психолога и самооценки школьника. При обсуждении несоответствия между этими оценками может оказаться так, что сам психолог по-настоящему не понял данного подростка (например, недооценил его). Ответы учащегося на конкретные вопросы могут стать прекрасной основой для построения профконсультации или разговора о построении жизненных перспектив и личностного развития данного воспитанника.

Перечень вопросов для опросника

по построению Личной профессиональной перспективы ЛПП

1. Стоит ли в наше время честно трудиться? Почему?

2. Зачем учиться после школы, ведь можно и так прекрасно устроиться?

3. Хорошо ли Вы знаете мир профессий? Сейчас я назову букву, а вы за 1 минуту должны будете написать как можно больше профессий, начинающихся с этой буквы. Далее я назову еще две буквы и также засеку время (по 1 минуте на букву). После этого необходимо сосчитать, сколько всего получилось профессий (по трем буквам за три минуты). Можно даже устроить небольшой конкурс  у кого таких профессий окажется больше

4. Ради чего Вы собираетесь прожить свою жизнь (в чем Вы видите ее смысл)?

5. Кем Вы мечтаете стать в профессии через 20–30 лет? Как согласуется Ваша профессиональная мечта с другими, непрофессиональными, но важными для Вас пожеланиями (досуговыми, личными, семейными), нет ли противоречия мечты с этими желаниями?

6. Выделите основные 5–7 этапов на пути к Вашей профессиональной мечте (что собираетесь делать после школы и т.д.).

7. Выпишите выбираемую профессию (или ту, которая Вас хоть как-то интересует) и соответствующее учебное заведение, где вы собираетесь приобрести эту профессию. Отдельно для профессии и для учебного заведения напишите по три самых неприятных момента, связанных с работой по данной профессии и с учебой в соответствующем заведении. Покажите, что Вы хорошо представляете то, что собираетесь выбирать.

8. Какие Ваши собственные недостатки могут помешать Вам на пути к профессиональной цели? Если можно, напишите что-то, кроме лени, ведь многие, например, невнимательны, стеснительны, имеют проблемы со здоровьем и т.д.

9. Как Вы собираетесь работать над собой и готовиться к профессии?

10. Кто и что могут помешать Вам в реализации Ваших профессиональных планов (какие люди и обстоятельства)?

11. Как Вы собираетесь преодолевать эти внешние препятствия?

12. Есть ли у Вас резервные варианты выбора на случай неудачи по основному варианту?

13. Что Вы уже сейчас делаете для подготовки к избранной профессии и для поступления в соответствующее учебное заведение? Напишите, что вы делаете, кроме хорошей учебы в школе.

Критерии оценок (и самооценок) для опросника

по схеме построения ЛПП

1 балл – отказ отвечать на данный вопрос;

2 балла – явно ошибочный ответ или честное признание в отсутствии ответа;

3 балла – минимально конкретизированный ответ (например, собираюсь поступать в институт, но неясно, в какой);

4 балла – конкретный ответ с попыткой обоснования;

5 баллов – конкретный и хорошо обоснованный ответ, не противоречащий другим ответам.

По самооценкам самих учащихся наибольшие трудности вызывают вопросы, связанные с пониманием смысла жизни, с осознанием внешних и внутренних препятствий на пути к целям, с представлением о путях преодоления этих препятствий, а также с выделением резервных вариантов выбора (самооценки на уровне 2–3 баллов).

ПРИЛОЖЕНИЕ Б




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 3091; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.