Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Диагностические методики в профориентационной работе




В профориентационной диагностической работе школьного психолога может применяться как индивидуальный, так и групповой подход. Для этого используются такие популярные методики, в числе которых: методика «Личная профессиональная перспектива» (приложение Б), «Сфера профессиональных предпочтений учащихся (опросник Йовай-ши)» (приложение Б); «Дифференциально-диагностический опросник (ДДО, Е.А. Климова)», «Карта интересов (Е.А. Голомшток)» и др.

Данные вносятся в карту «Результаты профориентационной диагностики учащегося» (см. пример ниже).

 

 

 

Если позволяет материально-техническая база, то в школе может быть установлена одна из компьютерных программ для определения возможного профессионального пути. Эти программы и большинство существующих тестов предназначены для ситуации, когда у школьника есть какой-то определенный вариант выбора, и он может более или менее адекватно оценить свои качества и профессиональные установки.

В зарубежной психологии, прежде всего в рамках теории Д. Сьюпера, профессиональные установки изучены достаточно основательно. И для этапа выбора профессии они оснащены хорошим психодиагностическим аппаратом. Одной из наиболее рано созданных является методика Шкала зрелости профессиональных установок Дж. Крайтса. По своей структуре она ориентирован на выявление 5-ти видов установок, таких как:

ü уверенность и решительность в профессиональном выборе;

ü нерешительность, боязнь;

ü беззаботность и материальная обеспеченность;

ü эгоцентризм и материальные интересы;

ü самостоятельность и активность;

ü зависимость;

ü реализм и готовность к компромиссам;

ü социальный престиж;

ü информированность и рациональность;

Эта методика обладает достаточно хорошей валидностью (по связям показателей профессиональных установок с показателями зрелости Я-концепции, уровня профессиональных знаний, наличия опыта практической трудовой деятельности и т.д.), но ретестовая надежность, из-за динамичности профессиональных установок в возрасте 14–16 лет, достаточно низкая.

В профорентационной работе используется, как правило, комплексное профдиагностирование с помощью следующих тестов: тест Айзенка; тест «ЦОЕ»; тест Дж. Голланда; тест «ДДО» Е. А. Климова; тест Йовайши; тест «Эрудит»; тест «КОС». В то же время комплекс методик может иметь различные варианты содержания, например:

Ø Опросник «Лесенка профессиональных планов».

Ø Анкета «Мои профессиональные ориен­тиры».

Ø Методика неоконченных предложений.

Ø Методика «Социогенограмма».

Ø Методика «Дифференциально-диагнос­тический опросник» (ДДО) Е.А. Климова.

Ø Методика ретроспекции значимых собы­тий и другие.

Цель комплекса – изучение ранних предпо­сылок профессионального самоопределе­ния личности и их устойчивости в процессе ее развития.

Ниже рассмотрим содержание представленных методик.

Опросник «Лесенка профессиональных планов» является вводным и создаёт на­строй для выполнения методик всего диа­гностического комплекса. Поэтому в него включены пункты, отражающие достаточно традиционно задаваемые в профдиагностике и профконсультации вопросы. Письменное заполнение блан­ка с профилем лестницы ярче объективи­рует для консультируемого и консультанта общую динамику профессионального са­моопределения человека на разных этапах онтогенеза, т.е. личностного становления (см. рисунок ниже).

Обычно эта методика применяется в работе с учащимися старших классов школы или выпускниками интернатных учреждений. Никаких дополни­тельных комментариев от испытуемого этот опросник не требует.

Опросник позволяет проследить изменение жизненных позиций и интересов респондента.

Во взрослой жизни

я представляю себя…

По окончании

школы я хочу…

В подростковом

возрасте я мечтал(а)

стать …

В детском саду и

начальной школе

я хотел(а) быть …

 

Последующие методи­ки выполняют углубляющую и уточняющую функции. Так анкета «Мои профессиональные ориенти­ры» позволяет расширить представление о профессиональных ориентирах и меха­низмах становления профессиональной идентичности консультируемого. Для ори­ентировки в профессионально-смысловом поле опрашиваемого введены три положи­тельных и три отрицательных выбора (по аналогии с социометрией). Эти выборы соотносятся с профессиональным полем, вы­являемым в других методиках, в том числе и методикой ДДО (см. лекцию № 7 данного курса).

Следующая методика основывается на положении представления семьи как фактора, оказывающего во многом решающее влияние на жизненное и профессиональное самоопределение ребенка. Исходя из этого, ряд ученых обратились к биографическому направлению в психологии и медицине в изучении семьи. так, например, в медицине существует метод генограммы, применяющийся в семейной терапии как проенктивная методика и предполагающий сбор данных о физическом, клиническом и эмоциональном наследии человека.

На этой основе российскими учеными для изучения профессионального самоопределения членов семьи была разработана методика «Социогенограмма профессионального выбора».

В бланке для заполнения этой методики используется традиционная символика обозначения мужских и женских членов семьи; нуклеарная базовая структура семейных связей обозначена прямой линией, расширен­ная — пунктирной. Данный вариант бланка предлагается для исполь-зования в режиме анонимного анкетирования (см. рис. ниже).

 

дедушка
бабушка
дедушка
бабушка
дядя
дядя
тетя
тетя
  мать
  отец
  брат
  сестра
Я

 


В условиях индивидуальной работы возможно введение дополнительных обозна­чений. Так, с целью индикации паттернов семейных отношений можно использовать следующие: очень тесные отношения вы­деляются жирной линией, конфликтные — ломаной, отдалённые — пункти­ром, отчуждение или разрыв обозначаются прерывистыми вертикальными чертами, по возможности, с указанием года разрыва. Эти обозначения накладываются на блан­ковые линии желательно другим цветом. Рекомендуется двухэтапное заполнение бланка. Первоначально испытуемый обво­дит реальную структуру своей семьи, воз­можно, добавляет недостающих членов в той же символике. На втором этапе запол­няет профессиональная атрибуция членов семьи по следующим критериям:

уровень образования: а) высшее (два вы­сших); б) среднее специальное; в) среднее; г) неполное среднее; д) не знаю.

сфера деятельности родственников: а) промышленность; б) сельское хозяйство; в) транспорт, связь; г) строительство; д) просве­щение, культура; е) здравоохранение; ж) тор­говля; з) сфера обслуживания; и) не знаю.

характер деятельности родственников: а) руководящая; б) творческая; в) исполни­тельская; г) не знаю.

Реальная практика консультирования с ис­пользованием данной диагностической методики позволяет старшекласснику объективировать опыт профессионального самоопределения, на­копленный семьёй, сформировать представ­ления о семейном ресурсе, глубже осознать смыслы профессиональной деятельности в контексте жизненных ценностей, обеспечи­вая в итоге более взвешенный выбор раз­вития профессионального пути.

Широко известная в практике профконсультирования методика ДДО Е.А. Климова впредлагаемом комплексе выступает как дополнительная для уточнения поля профессионального выбора в настоящий момент жизни консультируемого (см. приложение В). В сочетании с вышеописанной методикой «Социогенограмма профессионального выбора» результаты методики ДДО, объективирующей профессиональные склонности, показывают степеньпреемственности выбора профес-сионального поля деятельности и его устойчивость.

Одним из видов проективных методик является «Тест неоконченных предложений», который используется для изучения доминирующих установок в процессе становления профессиональной идентичности выпускника школы. В случае применения данной методики разраба-тывается бланк с неоконченными предложениями, которые предлагается дополнить ученику. В ряду таких предложений могут быть следующие:

ü От своих знакомых я слышу о себе, что ……………………

ü Мои друзья советуют мне ……………………………………

ü Я считаю, что у меня лучше всего получается………………….

ü Я думаю, что мои одноклассники не правы, когда говорят ……

ü От педагогов я слышал, что мне лучше заниматься ……………

ü Я согласен с педагогами, потому что……………………………..

ü Я не согласен с педагогами, потому что………………………….

ü Мой папа всегда говорил мне ……………………………………

ü Мои близкие думают, что самое большое, что я могу достичь в жизни, это …………………………………………………………………….

ü Мама часто говорит мне о том, что я………………………………

ü Я думаю, что мои близкие ………………………………………….

В сочетании с описанными выше методиками можно провести сопоставительный анализ родительских установок, установок педагогов и их ре6ального профессионального статуса, а также идентичности с планами молодого поколения.

Завершает комплекс диагностических материалов проективная методика «Психологическая автобиография», построенная на принципе ретроспекции (воспоминание ранее произошедших событий) и относящаяся к методикам событийно-биографического подхода. Данная методика позволяет изучить жизненный путь человека в совокупности значимых для него событий. На первый план здесь выступает личностное значение ответов: как содержа­тельных характеристик называемых собы­тий (тип, вид, частота), так и их формальных особенностей (количество, «вес», степень значимости, время свершения).

Представленная ниже модификация метода ретроспекции жизнен-ных событий челове­ка направлена только на изучение событий, связанных с формированием профессио­нальной идентичности, которые имели мес­то в жизненном опыте испытуемого. Цель методики – диагностика восприя-ия значи­мых для профессионального самоопреде­ления жизненных событий. Бланк методики выглядит следующим образом:

Инструкция: «Выстроите на листе модель своего жизненного пути. Вдоль оси укажите не более 7 событий в соответствии с Вашим возрастом, повлиявших на Ваш профессио­нальный выбор. В зависимости от положи­тельной или отрицательной модальности со­бытия размещайте его выше или ниже оси. К каждому событию сделайте подпись.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1477; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.