Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Профпригодность как категория профессиональной диаг-ностики




Тема 18. ЛИЧНОСТНАЯ ДИАГНОСТИКА В СИСТЕМЕ ПРОФОРИЕНТАЦИИ

 

1. Профпригодность как категория профессиональной диагностики.

2. Профотбор в системе профориентационной работы.

3. Личностная диагностика в профориентационной работе педагога- психолога и педагога социального.

4. Диагностические методики в профориентационной работе.

 

Рекомендуемая литература

 

1. Батаршев, А.В. Темперамент и характер: психологическая диагностика / А.В. Батаршев. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. – 336 с.

2. Диагностика профессиональных интересов и склонностей: тесты для профориентации/ сост. М.А. Дыгун, Е.М. Качубей, П.П. Шумский. – Мозырь: РИФ «Белый ветер», 1997. 16 с.

3. Пряжников, Н.С. Игры и методики для профессионального самоопределения старшеклассников / Н.С. Пряжников. – М.: Первое сентября, 2006. –224 с.

4. Резапкина, Г.В. Я и моя профессия: Программа профессио-нального самоопределения для подростков: учеб.-метод. пособие для шк. Психологов и педагогов / Г.В.Резапкина. – М.: Генезис, 2004. – 125 с.

 

Профессиональная пригодность – это совокупность психологических и психофизических свойств, а также специальных знаний умений и навыков, необходимых для достижения приемлемой эффективности профессиональной деятельности. Профпригодность не только врожденное качество, но и формирующееся в процессе труда. В это понятие также включают удовлетворение, переживаемое человеком в процессе самого труда и при оценке его результатов.

Изучая описание любой профессии, т.е. профессиограмму, мы увидим перечисление целого ряда профессионально важных качеств. Причем это перечисление начинается с особенностей физического развития и заканчивается необходимым набором профессиональных ценностей и принципов.

В процессе профессиональной ориентации учащихся на этапе диагностики необходимо в первую очередь определить пригодность конкретного ученика к избранной им профессии.

При конкретном анализе профпригодности данного человека и при соответствующем воспитании и самовоспитании следует помнить, что профессионально ценные качества образуют нечто целое, систему. В этой системе важно отметить пять основных слагаемых:

1. Гражданские качества – идейный, моральный облик человека как члена коллектива, общества. Есть профессии, специальности, в отношении которых человек оказывается непригодным, если названная группа качеств у него не развита нужным образом (например, военнослужащий, юрист и т.д.)

2. Ответственное отношение к труду, профессии, интересы и склонности к данной области деятельности. Если профессия такова, что требуется ответственная работа в одиночку, без частого внешнего контроля, за исполнителем (осмотрщики, контролеры), то такая черта характера, как добросовестность (отношение к труду), начинает выступать в роли важного звена профпригодности. Недобросовестен – значит непригоден. Также если нет интереса к определенной области, например, к миру флоры и фауны, человек не сможет быть успешным в ряде профессий (биолог, ветеринар, лесник и т.д.)

3. Дееспособность (общая, не только физическая, но и умственная). Она образуется качествами, важными в очень многих и разных видах деятельности. Например, такие качества, как широта ума, его глубина, гибкость являются важными в любой профессии. Самодисциплина, развитый самоконтроль, инициативность, активность также важны и желательны на многих трудовых постах. Дееспособность обеспечивается также состоянием здоровья, физической выносливостью, силой.

4. Единичные, частные, специальные способности. Это такие личные качества, которые важны для данной работы, профессии или для относительно узкого их круга. Например, хорошо развитый звуковы-сотный и тембровый слух важен для настройщика пианино и роялей, приемщика продукции на фабрике музыкальных инструментов.

5. Навыки, выучка, знания, опыт.

Изложенную выше структуру очень легко представить, объединив начальные буквы главных слов: ГОДЕН

Г - гражданские качества;

О - отношение к труду;

Д - дееспособность общая;

Е - единичные, частные, специальные способности;

Н - навыки.

Из сказанного ясно, что у человека не может быть полностью готовой профпригодности до того, как он практически включился в профессиональную подготовку и соответствующую трудовую деятель-ность. В то же время некоторые необходимые слагаемые пригодности к профессии могут быть сформированы именно заблаговременно в процессе обучения (такие, как гражданские качества, соотношение к труду и общая дееспособность).

В процессе профессиональной диагностики следует выявлять определенные степени профпригодности. Представим эти степени:

а) непригодность (к данной профессии). Она может быть временной или практически непреодолимой. О непригодности можно говорить в тех случаях, когда имеются отклонения в состоянии здоровья, несовместимые, с точки зрения врачей, с работой в той или иной области. При этом дело обстоит не обязательно так, что человек не может работать, а так, что работа в данной профессии может усугублять, усиливать имеющиеся (пока, может быть, небольшие) отклонения в состоянии здоровья;

б) годность (к той или иной профессии или их группе). Эта степень профпригодности характеризуется тем, что нет противопоказаний в отношении той или иной области труда, но нет, и показаний. Иначе говоря, ни за, ни против. При этом дело обстоит не так, что неизвестно ничего о противопоказаниях, а так: известно, что их нет;

в) соответствие (данного человека данной области деятельности). Нет противопоказаний (известно, что их нет), и при этом можно выделить некоторые личные качества, которые явно указывают на возможность выбора определенной профессии или группы профессий;

г) призвание (данного человека к данной профессии, области деятельности) – это высший уровень профпригодности на данном этапе развития человека как профессионала. Эта степень профпригодности характеризуется тем, что во всех основных элементах ее структуры есть явные признаки соответствия человека требованиям деятельности. Речь идет о признаках, которыми человек выделяется среди сверстников, находящихся в примерно равных условиях обучения и развития.

Степень профпригодности определяется не только на основе наличия, но и выраженности определенных личностных качеств.

В психологии труда личностные свойства группируются по разным основаниям, вычленяются и оцениваются по критерию важности для определенной профессиональной деятельности. Для каждого вида деятельности обосновывается список профессиональных качеств, которые относятся к категорий важных (ПВК).

Проведенные рядом ученых исследования позволяют выделить и рекомендовать четыре группы профессиональных качеств, коррели-рующих с успешностью деятельности. К группам таких профессиональных качеств относятся:

а) профессиональные знания:

- общие профессиональные знания;

- знания, умения, навыки безопасного выполнения операций (работ, функций), входящих в должностные обязанности;

- знания и умения, позволяющие выявлять (диагностировать), предупреждать и ликвидировать опасные (экстремальные) ситуации.

б) деловые качества:

- дисциплинированность, ответственность;

- честность, добросовестность;

- компетентность; инициативность;

- целеустремленность, настойчивость;

- самостоятельность, решительность.

в) индивидуально-психологические и личностные качества:

- мотивационная направленность;

- уровень интеллектуального развития; эмоциональная и нервно-психическая устойчивость;

- внимание (объем, устойчивость, распределение, переключение);

- память (долговременная, оперативная);

- мышление (особенности мыслительной деятельности, способность к обучению);

- гибкость в общении, стиль межличностного поведения; склонность к злоупотреблению алкоголем (наркотиками).

г) психофизиологические качества:

- выносливость, работоспособность;

- острота зрения; глазомер;

- цветовосприятие;

- острота слуха;

- дифференциация звука;

- дифференциация запаха;

- простая и сложная сенсомоторная реакция (скорость, точность).

Приведенный список ПВК является ориентировочным.

При проведении профессиографических исследований по конкретным видам деятельности и конкретным рабочим местам в список вносятся соответствующие коррективы или при необходимости специально формируется новый перечень качеств.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 851; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.