В общеобразовательной школе должен быть создан методический комплекс по профориентационной работе с учащимися, в который включаются:
Ø информация об учебных заведениях Республики Беларусь и своей области (города);
Ø каталог профессий;
Ø информация о новых профессиях (риэлтор, крупье, менеджер по рекламе, вебдизайнер и др.);
Ø профессиограммы;
Ø методические рекомендации по организации учебно-воспитательной работы (нормативно-правовая база);
Ø банк диагностических методик по профориентации;
Ø исследовательские работы учащихся.
На основе нормативной базы по профориентационной работе в школе составляются:
· комплексно-целевая программа по профессиональному самоопре-делению учащихся на определенный (например, трехлетний) период;
· план профориентационной работы школы на учебный год (см. приложение А);
· план профориентационной деятельности в младших классах, основанный на методических рекомендациях Республиканского центра профориентации, которые были апробированы в подшефных школах;
· план профориентационной деятельности в 5-11 классах;
· план профориентационной работы в шестой школьный день (например, 1 раз в месяц в субботу проведение мероприятий профориен-тационной направленности).
С учетом мероприятий, отраженных в указанных планах, каждый классный руководитель планирует профориентационную работу с классом, внося в план как общешкольные, так и классные формы работы. При этом составляется план профессионального самоопределения для каждого учащегося.
В управлении профориентационной работой к наиболее важным относятся вопросы определения критериев и показателей эффективности этой работы. Для оценки эффективности управления профессиональным развитием учащихся выделяются три основных критерия:
Ø когнитивный,
Ø мотивационно-ценностный,
Ø деятельностно-практический (составление, уточнение, коррекция и реализация профессиональных планов). Рассмотрим содержание названных критериев с помощью таблицы.
Ø
Критерии
Показатели
VIII—IX классы
X—XI классы
Когнитивный
1. Знание своих склонностей, способностей, индивидуальных качеств
2. Владение способами самодиагностики и саморазвития
3.Знание многообразия мира труда и профессий
3. Знание предметной стороны профессиональной деятельности; общих и специальных профес-сионально важных качеств (ГШК)
4.Понимание специфики проф-ориентационного обучения, его значения для профессионального самоопределения
4. Знание своих интересов, склон-ностей, способностей
Мотивацион-но-ценност-ный
1.Заинтересованность в получе-нии знаний
2.Положительное отношение к продолжению обучения
3.Осознанная мотивация на изучение мира профессий и их специфики
4.Осознание необходимости до-полнительного образования на основе соотнесения своих наме-рений с возможностями
5.Адекватное отношение к себе как субъекту выбора направле-ния обучения, самостоятельность и активность при осуществлении выбора
1.Устойчивые познавательные инте-ресы
2.Отношение к избираемой профес-сиональной деятельности (понима-ние общественной и личной значи-мости избираемой профессио- нальной деятельности)
3.Адекватная самооценка ПВК
Деятельност-но-практичес-кий
1. Проявление волевых усилий в достижении поставленных про-фессионально ориентированных целей
2.Проявление своего творческого потенциала, коммуникативности и самостоятельности в достиже-нии наивысших результатов по интересующим, профессионально значимым учебным дисциплинам
2.Готовность к исследовательской, преобразовательной и коммуника-тивной деятельности в избранной сфере
3.Ориентация на творчество
4.Стремление к совершенствованию ПВК
Некоторые авторы выделяют также процессуальные критерии эффективности профориентационной работы, в числе которых следующие:
■ индивидуальный характер любого профориентационного воздействия;
■ направленность профориентационных воздействий, прежде всего, на разностороннее развитие личности (предоставление свободы в выборе профессии, создание возможности для пробы сил в различных областях профессиональной деятельности, пробуждение активности в самостоя-тельном выборе).
К основным психолого-педагогическим показателям эффективности профориентационной работы, по мнению ряда авторов (Л.В. Виленчик, Л.С. Козыренцева и др.) относятся:
1. Достаточность информации о профессиях и путях их получения. Показателем достаточности информации в данном случае является ясное представление учащихся о требованиях профессии к человеку, конкретном месте её получения, потребностях общества в данных специалистах.
2. Потребность в обоснованном выборе профессии. Показатели сформированности потребности в обоснованном профессиональном выборе — это самостоятельно проявляемая школьником активность по получению необходимой информации о той или иной профессии, желание (не обязательно реализуемое, но проявляемое) пробы своих сил в конкретных областях деятельности, самостоятельнее составление своего профессионального плана.
3. Уверенность школьника в социальной значимости труда, т. е. сформированное отношение к нему как к жизненной ценности. По данным исследований жизненных ценностей учащихся VIII—XI классов, отношение к труду как к жизненной ценности прямо соотносится у них с потребностью в обоснованном выборе профессии.
4. Степень самопознания школьника. От того, насколько глубоко он сможет изучить свои профессионально важные качества, во многом будет зависеть правомерность его выбора.
5. Наличие у учащегося обоснованного профессионального плана. Показателем обоснованности является умение соотносить требования профессии к человеку со знанием своих индивидуальных особенностей.
Как показывает анализ школьной практики, ведущими факторами, определяющими эффективность профориентационной работы в школе выступают:
— сформированность у старшеклассников профессиональной направленности личности;
— наличие у них профессиональных интересов, склонностей, намерений, мотивов выбора профессии;
В настоящее время эффективность профориентационной работы школы нередко определяется по тому, сколько учащихся (в процентах) выбрали профессии, на которые их ориентировали. Если же это сделать главной целью и самоцелью профориентации, притом без серьёзной диагностической и воспитательной работы с учащимися, то вся работа приобретает своеобразный уклон, мешающий в первую очередь самой профориентации, подрывающий доверие к ней со стороны учащихся и их родителей. Достижение поставленной цели возможно и оправдано только при активной целенаправленной работе со школьниками, при выявлении их реальных интересов и способностей, формировании убеждённости в правильном выборе профессии.
Вот почему с педагогической точки зрения эффективность выбора профессии означает меру соответствия индивидуального выбора профессии рекомендациям педагога, врача и психолога. При этом предполагается, что педагогические рекомендации основаны на учёте как личных, так и общественных потребностей. Соответственно, чем большее число учащихся избирают рекомендованные им профессии, тем выше действенность профориентационной работы педагогов и школы в целом.
ПРИЛОЖЕНИЕ А
ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ ШКОЛЫ
Содержание деятельности
Класс
Ответственные
Организационные мероприятия в системе профориентации школы
Оформление кабинета, уголка по профориентации. «Твоя профессиональная карьера» «В мире профес-сий» «Слагаемые выбора профессии». Оформление стенда (общешкольного) «Образовательная карта горо-да» (школьная сеть, направления, учебные заведения), «В помощь выпускнику», «Куда пойти учиться»
совет по профориентации
Создание школьного совета по профориентации
зам. директора по воспитатель-ной работе
Проведение анализа результатов профориентации за прошлый год (вопросы трудоустройства и поступления в профессиональные учебные заведения выпускников IX, XI кл.)
зам. директора по воспитатель-ной работе
Сопоставление и обсуждение плана профориентацион-ной работы на новый учебный год. Презентация.
Защита планов воспитательной работы по профориентации «Организация профориентационной работы в классе»
зам. директора по воспитатель-ной работе
Обеспечение школы документацией и методическими материалами по профориентации
зам. директора по воспитатель-ной работе
Пополнение библиотечного фонда литературной по профориентации и трудовому обучению
библиотекарь
Обеспечение участия школьников в работе ученических трудовых объединений
администрация
Организация работы предметных кружков на базе школьных мастерских, кружков декоративно-прикладного творчества, спортивно-технических, худо-жественных
замдиректора по УВР, зам. дирек-тора по воспита-тельной работе
Введение элективных курсов и факультативов: «Твоя профессиональная карьера», «Выбор профессии» и др.
зам. директора по УВР
Организация регулярная выпуска газеты «Кем быть»
редколлегия
Вовлечение учащихся в общественно полезную деятельность в соответствии с познавательными и профессиональными интересами
зам. директора по воспитатель-ной работе, кл. руководитель
Осуществление взаимодействия с учреждениями доп. образования, МУК, Центром занятости
зам. директора но воспитатель-ной работе, совет по профориентации, кл. руководитель
Оформление и обновление стенда «Профессии, которые нам предлагают»
зам. директора по воспитатель-ной работе
Создание из числа старшеклассников группы про-финформаторов для работы с младшими школьниками
зам. директора по воспитатель-ной работе, совет по профориентации
Работа с педагогическими кадрами
Разработать рекомендации классным руководителям по планированию профориентационной работы с учащимися различных возрастных групп
зам. директора но воспитатель-ной работе
Организовать для педагогов и классных руководителей цикл семинаров по теме «Теория и практика профориентационной работы»
зам. директора по УВР, зам. ди-ректора по вос-питательной работе
Предусмотреть в плане работы методических объединений педагогов рассмотрение вопросов методики профориентационной работы, обмен опытом ее проведения: «Подготовка учащихся к компетентному выбору профессии»; «Система образования страны»; «Система профориентационной работы в городе, в школе»; «Методика профориентационной работы по возрастным группам»; «Психологическая и социальная обусловленность выбора профессии старшеклассниками»; «Методические основы профориентации во внеклассной работе»; «Работа с учащимися по интересам»; «Методы исследований и наблюдений психофизиологических особенностей учащихся, основы профконсультации»; «Методы работы с родителями по вопросу выбора профессии»; «Профориентация в процессе изучения основ наук»
зам.директора по воспитательной работе, руководитель МО, психолог
Организовать для педагогов профконсультации по изучению личности школьника: «Исследование готовности учащихся к выбору профессии», «Изучение личностных особенностей и способностей учащихся», «Изучение склонностей и интересов», «Изучение профессиональных намерений и планов учащихся»
психолог
Организовать проведение конкурса пособий по профориентации, методических разработок внеклассных мероприятий
совет по профориентации, зам. директора по вос-питательной ра-боте
Практиковать отчетность учителей-предметников, классных руководителей, руководителей кружков о проделанной работе
зам. директора по воспитатель-ной работе
Подготовка рекомендаций классным руководителям по учету профессиональной направленности учащихся в педагогическом процессе
психолог
Организовать помощь в разработке классных часов
зам. директора по воспитатель-ной работе
Скоординировать деятельность учителей, работающих в классе, психолога, медика и других специалистов, решающих задачи профориентационной работы с учащимися.
зам. директора по воспитатель-ной работе
Работа с родителями
Организовать для родителей лекторий по теме «Роль семьи в правильном профессиональном самоопределении»
зам. директора по воспитатель-ной работе
Проводить индивидуальные консультации с родителями по вопросу выбора профессий учащимися, элективных курсов: «Слагаемые выбора профиля обучения и направления дальнейшего образования»
классные руководители, психолог
Организовать встречи учащимися с их родителями — представителями различных профессий
классные руково-дители, учителя-предметники
Привлекать родителей к участию в проведении экскурсий учащихся на предприятия и учебные заведения
классные руководители
Спланировать проведение родительских собраний (общешкольных, классных: «Анализ рынка труда и востребованности профессий в регионе». «Медицинские аспекты при выборе профессии»
зам. директора по воспитатель-ной работе, клас-сные руководи-тели
Привлекать родителей к оформлению профориен-тационных уголков, кабинетов профориентационных стендов, к организации экскурсий
классные руково-дители, учителя-предметники
Подготовка рекомендаций родителям по возникшим проблемам профориентации
классные руково-дители, психолог
Привлекать родителей к руководству кружками по интересам
зам. директора по воспитатель-ной работе, клас-сные руководи-тели
Организовать для родителей встречи со специалистами: круглый стол «Выбираем свой путь» для учащихся и их родителей с участием предста-вителей учебных заведений, колледжей экономики и права, педагогического образования, информатики и права, училищ, лицеев;
классные руководители, психолог
Работа с учащимися
Предпрофильная подготовка: курс «Выбор»;
«Твоя профессиональная карьера»
учителя-предмет-ники, классные руководители
Проведение экскурсий на предприятия и в учебные заведения города
классные руково-дители
Организация тестирования и анкетирования учащихся с целью выявления профнаправленности
психолог, класс-сные руководи-тели
Проведение опроса по выявлению проблем учащихся в сфере профориентации
классные руково-дители, психолог
Проведение классных часов по изучению профессиограмм учебных заведений
классные руково-дители
Осуществление индивидуальных и групповых консультаций учащихся
психолог
Проведение месячников по профориентации, конкурсов по профессии, конференций, интеллектуальных игр и др.: форм работы (праздник «Город Мастеров», «Встреча с Самоделкиным»; классный час «Есть такая профессия — Родину защищать»; конкурс рисунков «Моя будущая профессия», «Мама, папа на работе», «Фестиваль профессий» и др.)
зам. директора по воспитатель-ной работе, клас-сные руководи-тели
Организация предметных недель, декады (по направлениям), олимпиады по «Технологии»
учителя техноло-гии
Организация и проведение с учащимися выставок «В мире профессий»; «Транспорт», «Военные профес-сии»; «Информационные технологии»; «Строитель-ство и архитектура», «Машиностроение» и т.д. Орга-низация и проведение с учащимися викторин, бесед
классные руководители, библиотекарь
Проведение серий классных часов (согласно возрастным особенностям): «Сто дорог — одна твоя», «Как претворить мечты в реальность», «Легко ли быть молодым», «К чему люди стремятся в жизни»
классные руково-дители
Организация и проведение встреч с представителями различных профессий
классные руково-дители
Организация экскурсий и встреч со специалистами «Центра занятости»
зам. директора по воспитатель-ной работе
Обеспечение участия старшеклассников в днях открытых дверей учебных заведений
зам. директора по воспитатель-ной работе
Знакомство с профессиями на уроках экономики, чтения, труда и т. д. Расширение знаний учащихся учителями-предметниками
учителя-предмет-ники
Организация экскурсий в УПК, помощь в определении профиля обучения
классные руково-дители, психолог
Обеспечение участия учащихся в работе ярмарки вакансий с целью знакомства с учебными заведениями и рынком труда
зам. директора по воспитатель-ной работе, клас-сные руководи-тели
Оформление на каждого учащегося профориента-ционнои карты. Создание портфолио учащегося.
классные руково-дители, психолог
Организация работы кружков на базе школьных мастерских и вовлечение в них учащихся. Участие в конкурсах декоративно-прикладного и технического творчества.
учителя технологии
Привлечение к занятиям в кружках и спортивных секциях в школе в учреждениях дополнительного образования
классные руково-дители
Организация «Дня выпускника» для учащихся на бирже труда
зам. директора по воспитатель-ной работе, клас-сные руководи-тели
Проведение диагностики по выявлению интересов учащихся
психолог
Организация пятой трудовой четверти. Обеспечение участия учащихся в работе ученических трудовых бригад, работа на пришкольном участке:
- знакомство с профессиями, связанными с растениеводством;
- знакомство со строительными профессиями;
- пришкольный лагерь отдыха (педкласс)
зам. директора по воспитатель-ной работе, клас-сные руководи-тели
Организация общественно полезного труда школьников, как проба сил для выбора будущей профессии (общественные поручения и т. д.)
классные руково-дители
Изучение читательских интересов школьников, составление индивидуальных планов чтения, обсуждение книг, имеющих профориентационное значение
библиотекарь
Защита проектов: «Мой выбор профессиональной деятельности и реализация профессионального плана»; «Ступени мастерства»; «Мои жизненные планы, перспективы и возможности»
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2025) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление