Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Планирование, критерии и показатели эффективности профориентационной работы с учащимися




В общеобразовательной школе должен быть создан методический комплекс по профориентационной работе с учащимися, в который включаются:

Ø информация об учебных заведениях Республики Беларусь и своей области (города);

Ø каталог профессий;

Ø информация о новых профессиях (риэлтор, крупье, менеджер по рекламе, вебдизайнер и др.);

Ø профессиограммы;

Ø методические рекомендации по организации учебно-воспитательной работы (нормативно-правовая база);

Ø банк диагностических методик по профориентации;

Ø исследовательские работы учащихся.

На основе нормативной базы по профориентационной работе в школе составляются:

· комплексно-целевая программа по профессиональному самоопре-делению учащихся на определенный (например, трехлетний) период;

· план профориентационной работы школы на учебный год (см. приложение А);

· план профориентационной дея­тельности в младших классах, основанный на методических рекомендациях Республиканского центра профориентации, которые были апробированы в подшефных школах;

· план профориентационной деятельности в 5-11 классах;

· план профориентационной работы в шестой школьный день (например, 1 раз в месяц в субботу проведение мероприятий профориен-тационной направленности).

С учетом мероприятий, отраженных в указанных планах, каждый классный руководитель планирует профориентационную работу с классом, внося в план как общешкольные, так и классные формы работы. При этом составляется план профессионального самоопределения для каждого учащегося.

В управлении профориентационной ра­ботой к наиболее важным относятся вопро­сы определения критериев и показателей эффективности этой работы. Для оценки эффективности управления профессиональ­ным развитием учащихся выделяются три основных критерия:

Ø когнитивный,

Ø мотивационно-ценностный,

Ø деятельностно-практический (составление, уточнение, коррекция и реализация профессиональных планов). Рассмотрим содержание названных критериев с помощью таблицы.

Ø

Критерии Показатели
  VIII—IX классы X—XI классы
     
Когнитивный 1. Знание своих склонностей, способностей, индивидуальных качеств
  2. Владение способами самодиагностики и саморазвития
    3.Знание многообразия мира труда и профессий 3. Знание предметной стороны профессиональ­ной деятельности; общих и специальных профес-сионально важных качеств (ГШК)
    4.Понимание специфики проф-ориен­тационного обучения, его значения для профессионального самоопреде­ления 4. Знание своих интересов, склон-ностей, спо­собностей
Мотивацион-но-ценност-ный 1.Заинтересованность в получе-нии знаний 2.Положительное отношение к продолжению обучения 3.Осознанная мотивация на изучение мира профессий и их специфики 4.Осознание необходимости до-полнительного образования на основе соотнесения своих наме-рений с возможностями 5.Адекватное отношение к себе как субъекту выбора направле-ния обучения, самостоятельность и активность при осуществлении выбора 1.Устойчивые познавательные инте-ресы 2.Отношение к избираемой профес-сиональной деятельности (понима-ние общественной и личной значи-мости избираемой профессио- нальной деятельности) 3.Адекватная самооценка ПВК
Деятельност-но-практичес-кий 1. Проявление волевых усилий в достижении поставленных про-фессионально ориентированных целей
2.Проявление своего творческого потенциала, коммуникативности и самостоятельности в достиже-нии наивысших результатов по интересующим, профессионально значимым учебным дисциплинам 2.Готовность к исследовательской, преобразовательной и коммуника-тивной деятельности в избранной сфере 3.Ориентация на творчество 4.Стремление к совершенствованию ПВК

 

Некоторые авторы выделяют также процессуальные критерии эффективности профориентационной рабо­ты, в числе которых следующие:

■ индивидуальный характер любого профориентационного воздействия;

■ направленность профориентационных воздействий, прежде всего, на раз­ностороннее развитие личности (предос­тавление свободы в выборе профессии, создание воз­можности для пробы сил в различных обла­стях профессиональной деятельности, про­буждение активности в самостоя-тельном выборе).

К основным психолого-педагогическим показателям эффективности профориентационной рабо­ты, по мнению ряда авторов (Л.В. Виленчик, Л.С. Козыренцева и др.) относятся:

1. Достаточность информации о про­фессиях и путях их получения. Показате­лем достаточности информации в данном случае является ясное представление уча­щихся о требованиях профессии к челове­ку, конкретном месте её получения, потреб­ностях общества в данных специалистах.

2. Потребность в обоснованном вы­боре профессии. Показатели сформиро­ванности потребности в обоснованном про­фессиональном выборе — это самостоя­тельно проявляемая школьником активность по получению необходимой информации о той или иной профессии, желание (не обя­зательно реализуемое, но проявляемое) пробы своих сил в конкретных областях де­ятельности, самостоятельнее составление своего профессионального плана.

3. Уверенность школьника в социаль­ной значимости труда, т. е. сформирован­ное отношение к нему как к жизненной ценности. По данным исследований жизнен­ных ценностей учащихся VIII—XI классов, отношение к труду как к жизненной ценно­сти прямо соотносится у них с потребнос­тью в обоснованном выборе профессии.

4. Степень самопознания школьника. От того, насколько глубоко он сможет изу­чить свои профессионально важные каче­ства, во многом будет зависеть правомер­ность его выбора.

5. Наличие у учащегося обоснованно­го профессионального плана. Показате­лем обоснованности является умение соот­носить требования профессии к человеку со знанием своих индивидуальных особен­ностей.

Как показывает анализ школьной практики, ведущими факторами, определяющими эффективность профориентационной работы в школе выступают:

— сформированность у старшеклассников профессиональной направленности личности;

— наличие у них профессиональных интересов, склонностей, намерений, мотивов выбора профессии;

— личность профориентатора (классного руководителя, педагога социального, педагога-психолога).

В настоящее время эффективность профориентаци­онной работы школы нередко определяется по тому, сколько учащихся (в процентах) выбрали профессии, на которые их ориен­тировали. Если же это сделать главной це­лью и самоцелью профориентации, притом без серьёзной диагностической и воспита­тельной работы с учащимися, то вся рабо­та приобретает своеобразный уклон, меша­ющий в первую очередь самой профориен­тации, подрывающий доверие к ней со стороны учащихся и их родителей. Дости­жение поставленной цели возможно и оп­равдано только при активной целенаправ­ленной работе со школьниками, при выявле­нии их реальных интересов и способностей, формировании убеждённости в правильном выборе профессии.

Вот почему с педагогической точки зре­ния эффективность выбора профессии означает меру соответствия индивиду­ального выбора профессии рекоменда­циям педагога, врача и психолога. При этом предполагается, что педагогические рекомендации основаны на учёте как лич­ных, так и общественных потребностей. Со­ответственно, чем большее число учащихся избирают рекомендованные им профессии, тем выше действенность профориентацион­ной работы педагогов и школы в целом.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ А

 

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ ШКОЛЫ

 

Содержание деятельности Класс Ответственные
Организационные мероприятия в системе профориентации школы
Оформление кабинета, уголка по профориентации. «Твоя профессиональная карьера» «В мире профес-сий» «Слагаемые выбора профессии». Оформление стенда (общешкольного) «Образовательная карта горо-да» (школьная сеть, направления, учеб­ные заведения), «В помощь выпускнику», «Куда пойти учиться»   совет по проф­ориентации
Создание школьного совета по профориентации   зам. директора по воспитатель-ной работе
Проведение анализа результатов профориентации за прошлый год (вопросы трудоустройства и посту­пления в профессиональные учебные заведения вы­пускников IX, XI кл.)   зам. директора по воспитатель-ной работе
Сопоставление и обсуждение плана профориентацион-ной работы на новый учебный год. Презентация. Защита планов воспитательной работы по профо­риентации «Организация профориентационной ра­боты в классе»   зам. директора по воспитатель-ной работе
Обеспечение школы документацией и методиче­скими материалами по профориентации   зам. директора по воспитатель-ной работе
Пополнение библиотечного фонда литературной по профориентации и трудовому обучению   библиотекарь
Обеспечение участия школьников в работе учени­ческих трудовых объединений   администра­ция
Организация работы предметных кружков на базе школьных мастерских, кружков декоративно-при­кладного творчества, спортивно-технических, худо-жественных   замдиректора по УВР, зам. дирек-тора по воспита-тель­ной работе
Введение элективных курсов и фа­культативов: «Твоя профессиональная карьера», «Выбор профессии» и др.   зам. директора по УВР
Организация регулярная выпуска газеты «Кем быть»   редколлегия
Вовлечение учащихся в общественно полезную дея­тельность в соответствии с познавательными и про­фессиональными интересами   зам. директора по воспитатель-ной рабо­те, кл. руково­дитель
Осуществление взаимодействия с учреждениями доп. образования, МУК, Центром занятости   зам. директо­ра но воспитатель-ной ра­боте, совет по профориента­ции, кл. руко­водитель
Оформление и обновление стенда «Профессии, ко­торые нам предлагают»   зам. директора по воспитатель-ной работе
Создание из числа старшеклассников группы про-финформаторов для работы с младшими школьни­ками   зам. дирек­тора по воспитатель-ной работе, совет по профориен­тации
Работа с педагогическими кадрами
Разработать рекомендации классным руководите­лям по планированию профориентационной рабо­ты с учащимися различных возрастных групп   зам. директора но воспитатель-ной работе
Организовать для педагогов и классных руководи­телей цикл семинаров по теме «Теория и практика профориентационной работы»   зам. директора по УВР, зам. ди-ректора по вос-пита­тельной работе
Предусмотреть в плане работы методических объ­единений педагогов рассмотрение вопросов мето­дики профориентационной работы, обмен опытом ее проведения: «Подготовка учащихся к компетентному выбору профессии»; «Система образования страны»; «Си­стема профориентационной работы в городе, в шко­ле»; «Методика профориентационной работы по возрастным группам»; «Психологическая и соци­альная обусловленность выбора профессии старше­классниками»; «Методические основы профориен­тации во внеклассной работе»; «Работа с учащимися по интересам»; «Методы исследований и наблюде­ний психофизиологических особенностей учащих­ся, основы профконсультации»; «Методы работы с родителями по вопросу выбора профессии»; «Профориентация в процессе изучения основ наук»   зам.дирек­тора по вос­питательной работе, руко­водитель МО, психолог
Организовать для педагогов профконсультации по изучению личности школьника: «Исследование готовности учащихся к выбору про­фессии», «Изучение личностных особенностей и способностей учащихся», «Изучение склонностей и интересов», «Изучение профессиональных намере­ний и планов учащихся»   психолог
Организовать проведение конкурса пособий по профориентации, методических разработок вне­классных мероприятий   совет по проф­ориентации, зам. директора по вос-пита­тельной ра-боте
Практиковать отчетность учителей-предметников, классных руководителей, руководителей кружков о проделанной работе   зам. директора по воспитатель-ной работе
Подготовка рекомендаций классным руководите­лям по учету профессиональной направленности учащихся в педагогическом процессе   психолог
Организовать помощь в разработке классных часов   зам. директора по воспитатель-ной работе
Скоординировать деятельность учителей, работа­ющих в классе, психолога, медика и других специ­алистов, решающих задачи профориентационной работы с учащимися.   зам. директора по воспитатель-ной работе
Работа с родителями
Организовать для родителей лекторий по теме «Роль семьи в правильном профессиональном са­моопределении»   зам. директора по воспитатель-ной работе
Проводить индивидуальные консультации с роди­телями по вопросу выбора профессий учащимися, элективных курсов: «Слагаемые выбора профиля обучения и направления дальнейшего образования»   классные руководители, психолог
Организовать встречи учащимися с их родителя­ми — представителями различных профессий   классные руково-дители, учителя-предметники
Привлекать родителей к участию в проведении экс­курсий учащихся на предприятия и учебные заве­дения   классные ру­ководители
Спланировать проведение родительских собраний (общешкольных, классных: «Анализ рынка труда и востребованности профессий в регионе». «Меди­цинские аспекты при выборе профессии»   зам. директора по воспитатель-ной рабо­те, клас-сные руководи-тели
Привлекать родителей к оформлению профориен-тационных уголков, кабинетов профориентационных стендов, к организации экскурсий   классные руково-дители, учителя-пред­метники
Подготовка рекомендаций родителям по возник­шим проблемам профориентации   классные руково-дители, психолог
Привлекать родителей к руководству кружками по интересам   зам. директора по воспитатель-ной рабо­те, клас-сные руководи-тели
Организовать для родителей встречи со специалистами: круглый стол «Выбираем свой путь» для учащихся и их родителей с участием предста-вителей учебных заведений, колледжей экономики и права, педаго­гического образования, информатики и права, учи­лищ, лицеев;   классные ру­ководители, психолог
Работа с учащимися
Предпрофильная подготовка: курс «Выбор»; «Твоя профессиональная карьера»   учителя-предмет-ники, классные руководители
Проведение экскурсий на предприятия и в учебные заведения города   классные руково-дители
Организация тестирования и анкетирования уча­щихся с целью выявления профнаправленности   психолог, класс-сные руководи-тели
Проведение опроса по выявлению проблем уча­щихся в сфере профориентации   классные руково-дители, психолог
Проведение классных часов по изучению профессиограмм учебных заведений   классные руково-дители
Осуществление индивидуальных и групповых кон­сультаций учащихся   психолог
Проведение месячников по профориентации, кон­курсов по профессии, конференций, интеллекту­альных игр и др.: форм работы (праздник «Город Мастеров», «Встреча с Самоделкиным»; классный час «Есть такая профессия — Ро­дину защищать»; конкурс рисунков «Моя будущая профессия», «Мама, папа на работе», «Фестиваль профессий» и др.)   зам. директора по воспитатель-ной рабо­те, клас-сные руководи-тели
Организация предметных недель, декады (по на­правлениям), олимпиады по «Технологии»   учителя техноло-гии
Организация и проведение с учащимися выставок «В мире профессий»; «Транспорт», «Военные профес-сии»; «Информаци­онные технологии»; «Строитель-ство и архитектура», «Машинострое­ние» и т.д. Орга-низация и проведение с учащимися викторин, бесед   классные руководители, библиотекарь
Проведение серий классных часов (согласно воз­растным особенностям): «Сто дорог — одна твоя», «Как претворить мечты в реальность», «Легко ли быть молодым», «К чему люди стремятся в жизни»   классные руково-дители
Организация и проведение встреч с представителя­ми различных профессий   классные руково-дители
Организация экскурсий и встреч со специалистами «Центра занятости»   зам. директора по воспитатель-ной работе
Обеспечение участия старшеклассников в днях от­крытых дверей учебных заведений   зам. директора по воспитатель-ной работе
Знакомство с профессиями на уроках экономики, чтения, труда и т. д. Расширение знаний учащихся учителями-предмет­никами   учителя-предмет-ники
Организация экскурсий в УПК, помощь в опреде­лении профиля обучения   классные руково-дители, психолог
Обеспечение участия учащихся в работе ярмарки вакансий с целью знакомства с учебными заведени­ями и рынком труда   зам. директора по воспитатель-ной рабо­те, клас-сные руководи-тели
Оформление на каждого учащегося профориента-ционнои карты. Создание портфолио учащегося.   классные руково-дители, психолог
Организация работы кружков на базе школьных ма­стерских и вовлечение в них учащихся. Участие в конкурсах декоративно-прикладного и технического творчества.   учителя тех­нологии
Привлечение к занятиям в кружках и спортивных секциях в школе в учреждениях дополнительного образования   классные руково-дители
Организация «Дня выпускника» для учащихся на бирже труда   зам. директора по воспитатель-ной рабо­те, клас-сные руководи-тели
Проведение диагностики по выявлению интересов учащихся   психолог
Организация пятой трудовой четверти. Обеспечение участия учащихся в работе учени­ческих трудовых бригад, работа на пришкольном участке: - знакомство с профессиями, связанными с расте­ниеводством; - знакомство со строительными профессиями; - пришкольный лагерь отдыха (педкласс)   зам. директора по воспитатель-ной рабо­те, клас-сные руководи-тели
Организация общественно полезного труда школь­ников, как проба сил для выбора будущей профес­сии (общественные поручения и т. д.)   классные руково-дители
Изучение читательских интересов школьников, со­ставление индивидуальных планов чтения, обсуж­дение книг, имеющих профориентационное значе­ние   библиотекарь
Защита проектов: «Мой выбор профессиональной деятельности и ре­ализация профессионального плана»; «Ступени ма­стерства»; «Мои жизненные планы, перспективы и возможности»   классные руково-дители

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 3641; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.