КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 19. Профессиональное консультирование
Бланк обработки данных
1. Профессиональная консультация: сущность, содержание, функции и условия проведения. 2. Факторы выбора профессии. Ошибки выбора профессии и их профилактика в профориентационной консультации. 3. Профориентационное консультирование в школе: индиви-дуальный подход. 4. Организационные основы группового профконсультирования. 5. Этика профессионального консультирования. Стратегии профкон-сультационной помощи учащимся.
Рекомендуемая литература
1. Зеер, Э.Ф. Профориентология. Теория и практика: учеб. пособие для высш. школы / Э.Ф. Зеер, А.М. Павлова, Н.О. Садовникова. – М.: Академпроект, 2006. – 192 с. 2. Клипинина, В.Н. Интересы школьников как основа процесса профессиональной ориентации / В.Н. Клипинина, И.О. Пилипенко // Сацыяльна-педагагiчная работа. – 2011. – № 3. – С. 9–14. 3. Пряжникова, Е.Ю. Профориентация: учеб. пособие по направлению и специальностям психологии / Е.Ю. Пряжникова, Н.С. Пряжников. – М.: Академия, 2005. – 4994 с. 4. Рогов, Е.И. Выбор профессии: становление профессионала / Е.И. Рогов. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. –336 с.
1. Профессиональная консультация: сущность, содержание, функции и условия проведения. На современном этапе жизнь нашего общества – это, прежде всего, мир труда людей, занятых в материальном и духовном производстве, в совершении полезных действий по обслуживанию человека, по упорядочению сложных социальных процессов. Профессионал везде высоко ценится, фирмы и предприятия, желающие быть конкурентоспособными, прежде всего, заботятся о подборе кадров и стремятся иметь в своём штате человека, способного работать с наибольшей отдачей. Исходя из этого, задача профконсультанта заключается в том, чтобы определить, какие качества индивида, навыки, умения и интеллектуальные способности требуются в той или иной профессии для ее качественного выполнения, рассмотреть наличие этих качеств у клиента, помочь ему сориентироваться в мире профессий, исходя из его индивидуальных характеристик. Профессиональная консультация является одним из структурных элементов профориентационной работы. Под профконсультацией понимается система психолого-педагогического изучения личности в целях оказания ей помощи в профессиональном самоопределении Ориентирующее в профессии (профориентацио́нное) консульти-рование, в качестве отдельного вида психологического консультирования, представляет собой психологические консультации, направленные на работу с проблематикой профессионального становления, профессио-нальной деятельности, развития личности в профессии. Психолог-консультант, при этом, концентрируется на работе с профессионально-важными качествами личности консультируемого. Профориентационное консультирование, связано с решением следующих основных вопросов: · выбор человеком профессии (просветительская профориента-ционная психологическая работа, проводимая консультантом); · смена человеком профессии (или смена места работы, или изменение рабочих обязанностей); · совершенствование и развитие профессиональных способностей, умений и навыков человека (психологическая профессиональная помощь и поддержка психолога-консультанта); · помощь человеку в самоорганизация его труда, повышение (укрепление) его работоспособности, работа, направленная на развитие возможностей социальной адаптации человека (помощь психолога-консультанта в планировании времени, отводимого на профессиональные занятия, формирование и развитие оптимального для человека индивидуального стиля деятельности, раскрытие приспособительных и совлада́ющих способностей человека). Профконсультация в общеобразовательном учреждении – это система оказания помощи в трудовом самоопределении подростков, целенаправленное руководство деятельностью учащихся по формированию их профессиональной направленности на основе длительного изучения индивидуальных особенностей личности. Особенно важно не только диагностировать у школьников имеющиеся профессионально необходимые качества, но и выявлять уровень психологической и практической готовности школьника к намечаемой им профессии и стимулировать его к самовоспитанию и развитию недостающих качеств личности. На этой основе профконсультация включает в себя: · всестороннее изучение личности школьника (интересов, наклонностей, способностей, психофизиологических качеств, состояние здоровья); · сопоставление уровня практической и психологической подготовленности школьника с требованиями профессии и совместный подбор профессии, наиболее соответствующей качествам ученика; · совместно со школьником определение путей компенсации недостающих профессионально важных качеств личности, необходимых для успешного овладения будущей профессией; · стимулирование самовоспитания и самооценки школьника путем систематического контроля его деятельности по достижению намеченной цели. Подготовительная профконсультация подводит учащихся к осознанному выбору профессии. Завершающая профконсультация направлена на оказание помощи в выборе профессии в соответствии с интересами, склонностями и психофизиологическими способностями ученика. В рамках работы СППС профориентационное консультирование является специальной психологической деятельностью, представляющей собою помощь человеку в решении проблем индивидуальной занятости, производимую с учётом его личностных особенностей, анализируемых во взаимосвязи с выбором профессии, с определением профиля профессионального развития. Традиционно, смысл и значение профориентационной консультационной психологической помощи видится, прежде всего, в специализированных рекомендациях профессионально самоопределяющемуся человеку (например, старшекласснику) по выбору личностно подходящей для него профессии и/или сферы деятельности, а так же в постепенном формировании у подростка/юноши внутренней готовности к осознанному и самостоятельному планированию, корректировке и реализации своих профессиональных планов и перспектив своего развития в выбранной профессии. Основная цель профконсультации – исследование психологических и физиологических особенностей индивида, его поведения в различных условиях и факторов, воздействующих на профессиональное самоопределение. В профконсультации осуществляется ориентация молодежи на основные сферы человеческого труда. Выделяют три основные функции профконсультации: Ø информационная функция профконсультации предполагает сообщение школьнику информации о конкретных специальностях и профессиях рекомендуемого типа деятельности, а также сведений справочного характера о рекомендуемых учебных заведениях; Ø диагностическая функция профконсультации предполагает определение уровня развития основных психологических особенностей учащихся. В связи с этим можно выделить две основные формы диагностической профконсультации: медицинскую и психологическую. Медицинская профконсультация всегда должна предшествовать психологической. Она предполагает освидетельствование всех систем организма, а также уровня функционирования анализаторов. Психологическая профконсультация предполагает диагностику, где основной акцент делается на исследование уровня выраженности психофизиологических характеристик субъекта. Изучению подвергаются: • мотивационная сфера личности. Дается характеристика интересов, ценностных ориентаций и др. мотивов выбора профессии школьником, их содержание, глубина, устойчивость; • способности субъекта и другие личностные характеристики, которые могут выступать как профессионально важные качества. Устанавливается уровень развития основных психических процессов (памяти, восприятия, внимания и др.); • уровень подготовленности. Оценке подвергаются знания субъекта по конкретным областям науки, специальные знания. Особое внимание необходимо уделять умению применять эти знания при решении конкретных практических задач; • особенности самооценки и формирование профессиональных планов; Ø прогностическая функция профконсультации является объединением первых двух функций. Она заключается в рекомендации школьнику типа профессии на основе изучения его личности. Прогностическая оценка должна отражать следующие три характеристики ученика как будущего объекта трудовой деятельности: • успешность трудовой деятельности; • удовлетворенность человека своим трудом • психофизиологические затраты человека при овладении данной профессией или достижение успехов в ней. Прогностическая функция предполагает сообщение школьнику информации о возможных путях и способах преодоления личных недостатков и дальнейшего развития профессионально важных качеств. Решение профконсультационной задачи должно свестись в итоге к рекомендации школьнику сферы профессиональной деятельности и типа учебного заведения, которые соответствуют его интересам и способностям. Рассмотрим требования к профконсультационной работе и условия ее проведения. Можно выделить четыре группы оперативных требований, которые предполагают акцентирование внимания на тех процедурных моментах, которые необходимы в данной конкретной ситуации: ü коммуникативные требования к консультанту. Установление контакта с испытуемым является важным моментом проведения профконсультационной работы. Степень легкости установления контакта может зависеть от отношения школьника к процедуре профконсультации; ü психодиагностические требования к консультативной работе. Предполагается использование тех психодиагностических процедур, которые необходимы в данной конкретной ситуации. Учет психодиагностических оперативных требований предполагает наличие стандартных наборов методик как для определения каких-либо общих характеристик личности, так и для определения характеристик, специфических для каждой сферы профессиональной деятельности; ü конструктивно-педагогические требования. Предполагается планирование стратегии и тактики педагогических воздействий в зависимости от характера ситуации: или просто информирование о путях реализации профессиональных планов (консультант должен внести более или менее существенные коррективы в профессиональный план, или создать профессиональный план у оптанта); ü воздейственно-педагогические требования. Предполагается реализация тех способов педагогического воздействия, которые были спланированы профконсультантом. Стабильные условия – проведение профконсультации на основе теоретических принципов психологической науки, соблюдения юридических и этических норм. Оперативные условия – наличие сведений о школьнике в каждом конкретном случае. К ним относятся: • сведения о факторах выбора профессии в отношении данного оптанта; • сведения о рассогласовании в факторах выбора; • сведения об объективных возможностях реализации профессиональных планов.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 2819; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |