КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Социально-педагогические профориентационные проекты
Профориентационные игры в работе со старшеклассниками. Игровые технологии в воспитании и обучении детей имеет особе значение, так как способствуют, с одной стороны, развитию зрелых социальных установок ученика, с другой — компенсации информационной перегрузки, организации психологического и физиологического отдыха. Актуально применение игры и в профориентационной работе, ибо игра способна: • развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес; • научить общению, помочь усвоить нормы человеческого общежития; • научить преодолевать различные трудности, возникающие в различных видах жизнедеятельности; • стимулировать занятия самопознанием и самореализацией; • изучить и осуществлять различные виды деятельности; • развивать интересы и способности и т. д. С целью повышения эффективности профориентационной работы со страшеклассниками целесообразно подробно остановиться на проведении деловых игр, которые позволяют осмысленно выстроить реальную деятельность, достичь конкретных целей. В деловой игре скрыт огромный потенциал активизации познавательной деятельности учащихся за счёт приближения игровых условий к реальным. Она способствует созданию целостного представления о профессиональной проблеме и тем самым её пониманию. Деловые игры используются также для достижения комплексных задач: усвоения и закрепления учебного материала, форми-рования общеучебных умений, развития творческих способностей и т. п. Достоинство деловой игры — это возможность в игровой форме применить полученные теоретические знания, проявить себя в различных жизненных и профессиональных ситуациях. В классификации педагогических игр Г. К. Селевко деловые игры дифференцируются следующим образом: имитационные игры, ролевые, деловой театр, операциональные игры, психо- и социодрама. Методика проведения каждой из них отличается своеобразием. Имитационные игры. На занятиях имитируется деятельность какой-либо организации, предприятия или его подразделения. Имитироваться могут как события, конкретная деятельность людей (деловое совещание, обсуждение плана, проведение беседы и г. д.), так и обстановка, условия, в которых проходит событие или осуществляется деятельность (кабинет начальника цеха, зал заседаний и т. д.). Сценарий имитационной игры, кроме сюжета события, содержит описание структуры и назначения имитируемых процессов и объектов. Операционные игры. Помогают отрабатывать выполнение конкретных специфических операций, находящихся в основе определенных профессиональных действий, например, методики написания тематического текса (игра «Журналист»), выполнения чертежей (игра «Инженер-консруктр») и т.д. В операционных играх моделируется соответствующий процесс. Игры этого типа также проводятся в условиях, имитирующих реальные. Деловой театр. В нём разыгрывается какая-либо ситуация. Учащийся должен мобилизовать весь свой опыт, знания, навыки, суметь вжиться в образ определённого лица, понять его действия, оценить обстановку и найти правильную линию поведения в нестандартной ситуации. Основная задача метода инсценировки — научить подростка ориентироваться в различных обстоятельствах, давать объективную оценку своему поведению, учитывать возможности других людей, устанавливать с ними контакты, влиять на их интересы, потребности и деятельность, не прибегая к формальным атрибутам власти, к приказу. Для метода инсценировки составляется сценарий, где описываются конкретная ситуация, функции и обязанности действующих лиц, их задачи. Игра может отражать ситуации профессий, которые основываются на непосредственном общении с людьми (специалист по рекламе, менеджер по продажам, артист, педагог, психолог, врач, юрист и т.д.). Ролевая игра. В ней отрабатывается тактика поведения, действий, выполнения функций и обязанностей конкретного лица в стандартной для профессии ситуации. Для проведения игр с исполнением роли разрабатывается модель (сценарий ситуации), между учащимися распределяются роли с «обязательным содержанием». Психодрама и социодрама. Они весьма близки к исполнению ролей и деловому театру. Это тоже «театр», но уже социально-психологический, в котором отрабатывается умение чувствовать ситуацию в коллективе, оценивать и изменять состояние другого человека, войти с ним в продуктивный контакт. В целом, существует ряд принципов организации и проведения деловых игр всех видов с детьми подросткового и старшего возраста: • полное погружение участников деловой игры в её проблематику: анализ и изучение во время игры только тех вопросов, которые к ней относятся; • постепенное вхождение участника деловой игры в ситуацию; • равномерная нагрузка, распределение материала во времени и с учётом возможностей игроков. Этому способствует использование тестов для оценки уровня компетентности играющих; перемещение участников разных групп на разных этапах игры, назначение их на разные игровые должности; создание специальных ситуаций для демонстрации группе слабо изученных ею вопросов; • правдоподобие игровой ситуации; • участие лиц более высокого социального статуса, чем основные игроки (преподавателей, руководителя), что сказывается на достижениях в игре. Технология деловой игры состоит из следующих этапов: 1) Этап подготовки. Начинается с разработки сценария, в содержание которого входят: • учебная цель занятия; • описание изучаемой проблемы; • обоснование поставленной задачи; • план деловой игры; • общее описание процедуры игры; • содержание ситуации; • характеристики действующих лиц. 2) Ввод в игру, ориентация участников и экспертов. Определяется режим работы, формулируется главная цель игры, обосновывается постановка проблемы и выбора ситуации. Выдаются пакеты материалов, инструкций, правил, установок. Собирается дополнительная информация. При необходимости ученики обращаются за консультацией к ведущему и экспертам. 3) Непосредственно игровая деятельность. 4) Заключительный этап. Дискуссия, обсуждение, рефлексия. Анализ результатов игры её руководителем и участниками касается следующих моментов: • особенности принятых в игре решений, их эффективность, оригинальность и т. д.; • недостатки в теоретической и практической подготовке участников и способы их устранения; • фактор личности; • соответствие роли человеку, влияние его личности на эффективность принимаемого решения и т. д.; • возможные противоречия в функциональных обязанностях; • возможные рекомендации. На первом этапе проведения деловой игры обсуждаются следующие правила поведения её участников. 1. Допускаются предварительные контакты между участниками игры. 2. Запрещается отказываться от полученной по жребию роли (в крайнем случае, можно предложить роль наблюдателя), выходить из игры, пассивно относиться к игре, подавлять активность другого участника, нарушать регламент и этику поведения. 3. Запрещается вмешиваться в ход игры (кроме ведущего). 4. Правила должны быть понятны всем участникам. 5. Условия, роли, требования к игре должны быть прочитаны вслух и напечатаны или написаны на листе бумаги. Для организации игры любого вида среди учащихся необходимо учесть следующие рекомендации психологов-практиков: ü строго оговорить правила поведения во время игры (на первом этапе); ü избегать чрезмерного физического и психологического давления на учащихся; ü учитывать при проведении занятий и воспитательных мероприятий физические изменения, происходящие в ребятах, т.е. избегать долгих периодов монотонной работы без движения; ü создавать условия для общения со сверстниками в формальных и неформальных условиях, предлагать развивающую досуговую деятельность, соответствующую потребностям современных учеников; ü раскрывать социальные нормы и обычаи различных культур, содействовать взаимодействию воспитанников разных полов, культурных и социоэкономическнх характеристик; ü учитывать индивидуальные особенности развития познавательной сферы детей во время организации учебно-воспитательной деятельности; ü проводить педагогу диагностику участников игры. Это необходимо для того, чтобы, основываясь на своих наблюдениях, корректировать поведение участников через создание определённых игровых ситуаций; ü предоставлять ученикам возможность исследовать свои интересы и способности для успешного развития познавательной деятельности; ü применять подход, названный «давай подумаем, как сделать лучше»; ü предоставлять слово наблюдателям после непосредственных участников игры; ü создавать атмосферу, гарантирующую школьникам возможность достигнуть успеха и получить поощрение за успех; ü подводить итог обсуждения должен ведущий. Он анализирует игру, ход рассуждения подростков во время её обсуждения, обращая внимание на нужные моменты, на барьеры общения, правила эффективной коммуникации и т.п. ü быть готовым педагогу к тому, что деловая игра может приводить к всплеску эмоции в группе, в том числе и негативных. Чтобы игровая деятельность была успешной, необходимо соответствие педагога следующим требованиям. Руководитель должен быть: • креативным, чтобы придумать интересную игру; • наблюдательным, чтобы вовремя предложить игру ребятам; • авторитетным, чтобы получить на реализацию своих идей согласие учеников; • тактичным, чтобы ни в коем случае не обидеть хотя бы одного ребёнка; • гибким к внезапным изменениям, возникшим в ходе игры. Перед педагогами стоят три задачи: 1. Научить детей жить в игровом пространстве, полностью погружаясь в игровые отношения. 2. Научить детей быть свободными в игровом пространстве, осознавать свои особенности и выстраивать отношения с другими людьми. 3. Научить осмысливать игровой опыт, используя игру как инструмент самопознания. Как показывает опыт, использование игровых технологий помогает подросткам подготовиться к взрослой жизни, позволяет освободиться от шаблонов, выйти за пределы стереотипных моделей поведения, осуществлять поиск нестандартных решений, отрабатывать коммуникативные умения, являющиеся залогом успеха во многих профессиях. Игра для учеников — это способ опробовать новые модели поведения и деятельности, приобрести новый опыт, что по сути сближает игру с такой формой профориентационной работы как профессиональные пробы. На современном этапе одной их актуальных форм работы специалистов СППС с учащимися являются социально-педагогические проекты, которые могут быть посвящены различным проблемам обучения и воспитания молодого поколения. Активно используются сегодня социально-педагогические проекты и в профориентационной деятель-ности. Для примера рассмотрим ниже содержание социально-педагогического профориентационного проекта «ПрофLine». Данный проект базируется на соледующих основополагающих вопросах: Ø ЧТО? – оказание помощи учащимся в выборе жизненного и профессионального пути (профессиональное самоопределение); Ø ГДЕ? — в учреждении образования (в школе, гимназии, лицее); Ø КОГДА? — в период обучения в школе (с I по XI класс). Цель проекта — содействие эффективной профориентации и сознательному выбору профессии учащимися. Задачи проекта: • определить возможности материально-технической базы, образовательных и информационных ресурсов школы по профессиональной ориентации; • разработать личностно ориентированную модель деятельности по профориентации посредством расширения информационного пространства школы; • создать детский информационный центр «ПрофLine»; • апробировать новые формы и методы работы по профориентации. В осуществление проекта вовлекаются учащиеся и их родители, педагоги и администрация школы. Координирует работу социальный педагог. Ожидаемые результаты реализации проекта: • профориентационное информирование и содействие самоопределению учащихся в профессиональном выборе; • реализация личностно ориентированной модели работы по профориентации; • активизация познавательной деятельности учащихся посредством создания информационного центра «ПрофLine»; • повышение эффективности системы профориентационной работы в школе. Реализация проекта осуществляется в три этапа: подготовительный, основной, итоговый (см. приложение А), которые рассчитаны на 2 года – период осуществления проекта социально-педагогической работы по профориентации и созданию детского информационного центра «ПрофLine»». Успех в работе по реализации проекта зависит от использования и расширения образовательного и информационного пространства школы. С целью объяснения сущности профориентационной работы сквозь призму проектной деятельности участникам предоставляется информация о структуре существующей системы профориентационной работы, зависимости успешности в профвыборе от степени осознанности получаемой информации, эффективности обучения равного равным, внедрения такой формы профориентационной работы, как детский информационный центр. Педагогам предлагается пересмотреть профориентационную составляющую своего учебного предмета и установить чёткие межпредметные связи. На уроках педагоги должны акцентировать внимание учащихся на связи изучаемого предмета с будущей выбираемой профессией, особенно в старших классах, когда выбор жизненного пути и профессии становится особо значимым. Классным руководителям ставится задача разнообразить содержательную сторону внеклассных мероприятий по профориентации и использовать новые формы работы в данном направлении. Для учащихся и педагогов организуются специальные курсы по формированию умений работать с социальной информацией (тематические практикумы с элементами лекций) и готовить компьютерные презентации. В рамках реализации проекта разрабатывается личностно ориентированная модель профориентационной работы, определяются её основные подходы и ведущие направления деятельности. Эта работа имеет социально значимый характер, поскольку в её основе — образование, направленное на развитие и саморазвитие личности как субъекта познания с учётом её индивидуальных особенностей, а также организация взаимодействия по решению социально-педагогических, социально-профессиональных социокультурных проблем. Важным фактором в реализации проекта является выбор индивидуальных, групповых и коллективных форм и методов обучения и воспитания, образовательных методик личностно ориентированного и компетентностного характера, которые осуществляются на основном этапе проекта. При этом используются как традиционные формы работы, так и элементы инновационных педагогических методов. Среди эффективных форм, используемых в рамках проекта, можно отметить мультимедийные презентации профессий, ролевые и деловые игры, тренинги, рекламные видеоролики, слайд-шоу, радиопередачи, профориентационную интернет-страничку, интерактивные конференции с представителями организаций, виртуальные экскурсии, позволяющие учащимся заочно ознакомиться с учреждениями образования, в которых можно получить интересующую их профессию, и технологиями производства, побывать на конвейерных линиях, а также работу информационных групп в рамках волонтёрского движения и акции к профессиональным праздникам, позволяющие открыть учащимся новые грани профессионального мира. Системообразующим звеном всей профориентационной работы выступает детский информационный центр «ПрофLine».
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1228; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |