Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социально-педагогические профориентационные проекты




Профориентационные игры в работе со старшеклассниками.

Игровые технологии в воспитании и обу­чении детей имеет особе значение, так как способ­ствуют, с одной стороны, развитию зрелых социальных установок ученика, с другой — компенсации информационной перегрузки, организации психологического и физиологи­ческого отдыха.

Актуально применение игры и в профориентационной работе, ибо игра способна:

• развлечь, доставить удовольствие, воо­душевить, пробудить интерес;

• научить общению, помочь усвоить нор­мы человеческого общежития;

• научить преодолевать различные труд­ности, возникающие в различных видах жизнедеятельности;

• стимулировать занятия самопознанием и самореализацией;

• изучить и осуществлять различные виды деятельности;

• развивать интересы и способности и т. д.

С целью повышения эффективности профориентационной работы со страшеклассниками целесообразно подробно остановиться на прове­дении деловых игр, которые позволяют осмыс­ленно выстроить реальную деятельность, достичь конкретных целей. В деловой игре скрыт огром­ный потенциал активизации познавательной де­ятельности учащихся за счёт приближения игровых условий к реальным. Она способствует созданию целостного представления о профессиональной проблеме и тем самым её пониманию. Деловые игры ис­пользуются также для достижения комплексных задач: усвоения и закрепления учебного матери­ала, форми-рования общеучебных умений, разви­тия творческих способностей и т. п.

Достоинство деловой игры — это возмож­ность в игровой форме применить получен­ные теоретические знания, проявить себя в раз­личных жизненных и профессиональных ситуациях.

В классификации педагогических игр Г. К. Селевко деловые игры дифференцируются сле­дующим образом: имитационные игры, ролевые, деловой театр, операциональные игры, психо- и социодрама. Методика проведения каждой из них отлича­ется своеобразием.

Имитационные игры. На занятиях имити­руется деятельность какой-либо организации, предприятия или его подразделения. Имити­роваться могут как события, конкретная дея­тельность людей (деловое совещание, обсуж­дение плана, проведение беседы и г. д.), так и обстановка, условия, в которых проходит со­бытие или осуществляется деятельность (ка­бинет начальника цеха, зал заседаний и т. д.). Сценарий имитационной игры, кроме сюже­та события, содержит описание структуры и назначения имитируемых процессов и объ­ектов.

Операционные игры. Помогают отрабаты­вать выполнение конкретных специфических операций, находящихся в основе определенных профессиональных действий, например, методики написания тематического текса (игра «Журналист»), выполнения чертежей (игра «Инженер-консруктр») и т.д. В операцион­ных играх моделируется соответствующий процесс. Игры этого типа также проводятся в усло­виях, имитирующих реальные.

Деловой театр. В нём разыгрывается какая-либо ситуация. Учащийся должен мо­билизовать весь свой опыт, знания, навыки, суметь вжиться в образ определённого лица, понять его действия, оценить обстановку и найти правильную линию поведения в нестандартной ситуации. Основ­ная задача метода инсценировки — научить подростка ориентироваться в различных об­стоятельствах, давать объективную оценку своему поведению, учитывать возможности других людей, устанавливать с ними контак­ты, влиять на их интересы, потребности и де­ятельность, не прибегая к формальным атри­бутам власти, к приказу. Для метода инсцени­ровки составляется сценарий, где описывают­ся конкретная ситуация, функции и обязанно­сти действующих лиц, их задачи. Игра может отражать ситуации профессий, которые основываются на непосредственном общении с людьми (специалист по рекламе, менеджер по продажам, артист, педагог, психолог, врач, юрист и т.д.).

Ролевая игра. В ней отрабатывается так­тика поведения, действий, выполнения функ­ций и обязанностей конкретного лица в стандартной для профессии ситуации. Для проведения игр с исполнением роли разраба­тывается модель (сценарий ситуации), между уча­щимися распределяются роли с «обязатель­ным содержанием».

Психодрама и социодрама. Они весьма близки к исполнению ролей и деловому те­атру. Это тоже «театр», но уже социально-психологический, в котором отрабатывается умение чувствовать ситуацию в коллективе, оценивать и изменять состояние другого чело­века, войти с ним в продуктивный контакт.

В целом, существует ряд принципов орга­низации и проведения деловых игр всех ви­дов с детьми подросткового и старшего возраста:

• полное погружение участников деловой игры в её проблематику: анализ и изучение во время игры только тех вопро­сов, которые к ней относятся;

• постепенное вхождение участника дело­вой игры в ситуацию;

• равномерная нагрузка, распределение материала во времени и с учётом воз­можностей игроков. Этому способствует использование тестов для оценки уров­ня компетентности играющих; переме­щение участников разных групп на раз­ных этапах игры, назначение их на раз­ные игровые должности; создание спе­циальных ситуаций для демонстрации группе слабо изученных ею вопросов;

• правдоподобие игровой ситуации;

• участие лиц более высокого социально­го статуса, чем основные игроки (пре­подавателей, руководителя), что сказы­вается на достижениях в игре.

Технология деловой игры состоит из следующих этапов:

1) Этап подготовки. Начинается с разработки сценария, в содержание которого входят:

• учебная цель занятия;

• описание изучаемой проблемы;

• обоснование поставленной задачи;

• план деловой игры;

• общее описание процедуры игры;

• содержание ситуации;

• характеристики действующих лиц.

2) Ввод в игру, ориентация участников и экспертов. Определяется режим работы, формулируется главная цель игры, обосновывается постановка проблемы и выбора ситуации. Выдаются пакеты материалов, инструкций, правил, установок. Собирается дополнительная информация. При необходимости ученики обращаются за консультацией к ведущему и экспертам.

3) Непосредственно игровая деятельность.

4) Заключительный этап. Дискуссия, обсуждение, рефлексия.

Анализ результатов игры её руководите­лем и участниками касается следующих моментов:

• особенности принятых в игре решений, их эффективность, оригинальность и т. д.;

• недостатки в теоретической и практиче­ской подготовке участников и способы их устранения;

• фактор личности;

• соответствие роли человеку, влияние его личности на эффективность принимае­мого решения и т. д.;

• возможные противоречия в функцио­нальных обязанностях;

• возможные рекомендации.

На первом этапе проведения деловой игры обсуждаются следующие правила поведения её участников.

1. Допускаются предварительные контак­ты между участниками игры.

2. Запрещается отказываться от получен­ной по жребию роли (в крайнем случае, можно предложить роль наблюдателя), выходить из игры, пассивно относить­ся к игре, подавлять активность другого участника, нарушать регламент и этику поведения.

3. Запрещается вмешиваться в ход игры (кроме ведущего).

4. Правила должны быть понятны всем участникам.

5. Условия, роли, требования к игре долж­ны быть прочитаны вслух и напечатаны или написаны на листе бумаги.

Для организации игры любого вида сре­ди учащихся необходимо учесть следующие рекомендации психологов-практиков:

ü строго оговорить правила поведения во время игры (на первом этапе);

ü избегать чрезмерного физического и пси­хологического давления на учащихся;

ü учитывать при проведении занятий и воспитательных мероприятий физиче­ские изменения, происходящие в ребя­тах, т.е. избегать долгих периодов мо­нотонной работы без движения;

ü создавать условия для общения со свер­стниками в формальных и неформальных условиях, предлагать развивающую досуговую деятельность, соответствующую потребностям современных учеников;

ü раскрывать социальные нормы и обы­чаи различных культур, содействовать взаимодействию воспитанников разных полов, культурных и социоэкономическнх характеристик;

ü учитывать индивидуальные особенности развития познавательной сферы детей во время организации учебно-воспитательной деятельности;

ü проводить педагогу диагностику участ­ников игры. Это необходимо для того, чтобы, основываясь на своих наблюде­ниях, корректировать поведение участ­ников через создание определённых игровых ситуаций;

ü предоставлять ученикам возможность исследовать свои интересы и способно­сти для успешного развития познава­тельной деятельности;

ü применять подход, названный «давай подумаем, как сделать лучше»;

ü предоставлять слово наблюдателям по­сле непосредственных участников игры;

ü создавать атмосферу, гарантирующую школьникам возможность достигнуть успеха и получить поощрение за успех;

ü подводить итог обсуждения должен ве­дущий. Он анализирует игру, ход рассу­ждения подростков во время её обсуж­дения, обращая внимание на нужные моменты, на барьеры общения, правила эффективной коммуникации и т.п.

ü быть готовым педагогу к тому, что деловая игра может приводить к всплеску эмоции в группе, в том числе и негативных.

Чтобы игровая деятельность была успешной, необходимо соответствие педагога следующим требованиям. Руководитель должен быть:

• креативным, чтобы придумать интерес­ную игру;

• наблюдательным, чтобы вовремя пред­ложить игру ребятам;

• авторитетным, чтобы получить на реали­зацию своих идей согласие учеников;

• тактичным, чтобы ни в коем случае не обидеть хотя бы одного ребёнка;

• гибким к внезапным изменениям, воз­никшим в ходе игры.

Перед педагогами стоят три задачи:

1. Научить детей жить в игровом про­странстве, полностью погружаясь в игровые отношения.

2. Научить детей быть свободными в игро­вом пространстве, осознавать свои осо­бенности и выстраивать отношения с другими людьми.

3. Научить осмысливать игровой опыт, ис­пользуя игру как инструмент самопо­знания.

Как показывает опыт, использование игро­вых технологий помогает подросткам подго­товиться к взрослой жизни, позволяет осво­бодиться от шаблонов, выйти за пределы сте­реотипных моделей поведения, осуществлять поиск нестандартных решений, отрабатывать коммуникативные умения, являющиеся залогом успеха во многих профессиях.

Игра для учеников — это способ опробо­вать новые модели поведения и деятельности, приобрести но­вый опыт, что по сути сближает игру с такой формой профориентационной работы как профессиональные пробы.

На современном этапе одной их актуальных форм работы специалистов СППС с учащимися являются социально-педагогические проекты, которые могут быть посвящены различным проблемам обучения и воспитания молодого поколения. Активно используются сегодня социально-педагогические проекты и в профориентационной деятель-ности.

Для примера рассмотрим ниже содержание социально-педагогического профориентационного проекта «ПрофLine». Данный проект базируется на соледующих основополагающих вопросах:

Ø ЧТО? – оказание помощи учащимся в выборе жизненного и профессионального пути (профессиональное самоопределение);

Ø ГДЕ? — в учреждении образования (в школе, гимна­зии, лицее);

Ø КОГДА? — в период обучения в школе (с I по XI класс).

Цель проекта — содействие эффективной профориентации и сознательному выбору про­фессии учащимися.

Задачи проекта:

• определить возможности материально-технической базы, образовательных и ин­формационных ресурсов школы по про­фессиональной ориентации;

• разработать личностно ориентированную модель деятельности по профориентации посредством расширения информационно­го пространства школы;

• создать детский информационный центр «ПрофLine»;

• апробировать новые формы и методы ра­боты по профориентации.

В осуществление проекта вовлекаются учащие­ся и их родители, педагоги и администрация школы. Координирует работу социальный пе­дагог.

Ожидаемые результаты реализации проекта:

• профориентационное информирование и содействие самоопределению учащихся в профессиональном выборе;

• реализация личностно ориентированной модели работы по профориентации;

• активизация познавательной деятельности учащихся посредством создания информа­ционного центра «ПрофLine»;

• повышение эффективности системы профориентационной работы в школе.

Реализация проекта осуществляется в три этапа: подготовительный, основной, итоговый (см. приложение А), которые рассчитаны на 2 года – период осуществления проекта социально-педагогической работы по профори­ентации и созданию детского информационного центра «ПрофLine»».

Успех в работе по реализации проекта зави­сит от использования и расширения образова­тельного и информационного пространства школы. С целью объяснения сущности профориентационной работы сквозь призму проектной деятельности участникам предоставляется информация о структуре существующей систе­мы профориентационной работы, зависимости успешности в профвыборе от степени осознан­ности получаемой информации, эффективно­сти обучения равного равным, внедрения такой формы профориентационной работы, как дет­ский информационный центр.

Педагогам предлагается пересмотреть профориентационную составляющую своего учебного предмета и установить чёткие меж­предметные связи. На уроках педа­гоги должны акцентировать внимание учащихся на связи изучаемого предмета с будущей выбираемой профессией, особенно в старших классах, когда выбор жизненного пути и профессии становится особо значимым. Классным руководителям ставится задача разнообразить содержательную сторону внеклассных мероприятий по профори­ентации и использовать новые формы работы в данном направлении.

Для учащихся и педагогов организуются спе­циальные курсы по формированию умений ра­ботать с социальной информацией (тематичес­кие практикумы с элементами лекций) и гото­вить компьютерные презентации.

В рамках реализации проекта разрабатывается личностно ориентированная модель профори­ентационной работы, определяются её основные подходы и ведущие направления деятельности. Эта работа имеет социально значимый харак­тер, поскольку в её основе — образование, на­правленное на развитие и саморазвитие лич­ности как субъекта познания с учётом её ин­дивидуальных особенностей, а также органи­зация взаимодействия по решению социально-педагогических, социально-профессиональных социокультурных проблем.

Важным фактором в реализации проекта яв­ляется выбор индивидуальных, групповых и коллективных форм и методов обучения и вос­питания, образовательных методик личност­но ориентированного и компетентностного ха­рактера, которые осуществляются на основном этапе проекта. При этом используются как традицион­ные формы работы, так и элементы инноваци­онных педагогических методов.

Среди эффективных форм, используемых в рамках проекта, можно от­метить мультимедийные презентации профес­сий, ролевые и деловые игры, тренинги, рек­ламные видеоролики, слайд-шоу, радиопереда­чи, профориентационную интернет-страничку, интерактивные конфе­ренции с представителями организаций, виртуальные экскурсии, позволяющие учащимся заочно ознакомиться с учреждениями об­разования, в которых можно получить интересу­ющую их профессию, и технологиями производ­ства, побывать на конвейерных линиях, а также работу информационных групп в рамках волонтёрского движения и акции к профессиональным празд­никам, позволяющие открыть учащимся новые гра­ни профессионального мира.

Системообразующим звеном всей профориентаци­онной работы выступает детский информаци­онный центр «ПрофLine».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1228; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.