КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Профессиональные пробы как форма подготовки учащихся к выбору профессии
Поскольку профессиональное самоопределение — задача всей жизнедеятельности человека, учащемуся в период школьного обучения требуется принять решение, затрагивающее лишь ближайшую жизненную перспективу, то есть совершить профессиональный выбор, который может быть осуществлён без дальнейших последствий от неверного выбора профессии. Если учащиеся в период обучения в школе получат возможность попробовать себя в различных сферах профессиональной деятельности, это в дальнейшем позволит более грамотно подойти к выбору профессии и реализовать себя во взрослой жизни. Для этого школьникам необходимо перейти к практико-ориентированным формам профессионального самоопределения, которые помогут им попробовать себя в различных профессиональных видах деятельности, определить направление дальнейшего образования, а впоследствии ту профессию, которая наиболее соответствует его интересам, способностям и возможностям в социуме. В связи с этим Е. А. Климов предлагает следующую схему решения задачи о выборе профессии, которая включает пять операций: 1) составить для себя общую ориентировку в мире профессий и определить совокупность личных качеств, важных при выборе профессии; 2) выяснить потребность района, города, области в кадрах, где больше всего нужны знания, умения, энтузиазм молодых людей; 3) использовать разнообразные источники для получения знаний о профессиях: книги, телевидение кино экскурсии на предприятия и др.; 4) сделать заключение о наиболее подходящем типе профессии, затем классе, отделе, группе специальностей; 5) сделать заключение о первом шаге на пути освоения избранной профессии, пройти ролевую практику (профессиональную пробу). Одним из вариантов ознакомления с профессией может стать реализация технологии профессиональных проб, которая является своего рода моделью конкретной профессии. По своей сути профессиональная проба – это испытание, моделирующее элементы конкретного вида деятельности, имеющее завершенный вид, способствующее сознательному, обоснованному выбору профессии. В основу профессиональных проб положены идеи профессора С. Фукуямы (Япония), согласно которым профессиональная проба выступает наиболее важным этапом в области профессиональной ориентации. При апробировании данной технологии учащиеся получают сведения об элементах деятельности различных специалистов, что позволяет им познакомиться с данной профессией поближе. При этом ребята на собственном опыте узнают о своих индивидуальных качествах и способностях, а главное, могут сами соотнести свой природный и накопленный потенциал с требованиями конкретной практической деятельности в различных сферах труда. Приобретённый социальный опыт поможет им легче определиться с теми направлениями, где они смогут быть наиболее успешны и конкурентоспособны. Цель профессиональных проб — актуализация процесса профессионального самоопределения через специально opганизованную, профессионально направленную учебно-производственную познава-тельную деятельность, позволяющую oценить профессиональные компетенции участника проб. Особенностями профессиональных проб являются: 1. Диагностический характер пробы. В ходе выполнения профессиональной пробы на каждом из ее этапов осуществляется диагностика общих и специальных профессионально важных качеств (ПВК). 2. Результатом каждого этапа и всей пробы является получение завершённого продукта деятельности — изделия, выполнение функциональных обязанностей профессионала. 3. Процесс выполнения пробы направлен на формирование у школьников целостного представления о конкретной профессии, группе родственных профессий, сферы, их включающей. 4. Развивающий характер профессиональной пробы, направленный на формирование интересов, склонностей, способностей, ПВК личности школьника, достигаемый за счет постепенного усложнения выполнения практических заданий пробы в соответствии с уровнем подготовленности школьников к ее выполнению, а также внесения в содержание пробы элементов творчества и самостоятельности. 5. Профессиональная проба выступает как системообразующий фактор формирования готовности школьников к выбору профессии. Она интегрирует знания школьника о мире профессий данной сферы, психологических особенностях деятельности профессионала и практическую проверку собственных индивидуально-психологических качеств, отношения к сфере профессиональной деятельности. Пробы могут осуществляться в учебном процессе и во внеурочной работе, выполняя познавательную, развивающую и диагностическую функции. В ходе профессиональных проб учащимся сообщают базовые сведения о конкретных видах профессиональной деятельности; демонстрируются основные элементы разных видов профессиональной деятельности; определяется уровень готовности учащихся к выполнению проб; обеспечиваются условия для качественного выполнения профессиональных проб. Программа профессиональной пробы включает объяснительную записку, в которой указываются цели, основные задачи, решаемые в ходе выполнения различных этапов пробы; содержание; критерии оценок результатов выполнения практических заданий пробы. Технология профессиональных проб предполагает последовательное прохождение трёх этапов: 1. Справочно-информационный, который направлен на составление экономических, технологических, медицинских и психологических характеристик профессиональной деятельности, проведение экскурсий на предприятия. 2. Диагностический, на котором предлагаются задания для самодиагностики способностей и склонностей, занятий по развитию профессионально важных качеств, необходимых для выполнения деятельности в различных сферах профессий; 3. Практический, позволяющий непосредственно попробовать себя в выбранной деятельности. Очень важна диагностическая направленность пробы — выявление интересов, склонностей учащихся к каким-либо видам профессиональной деятельности, что в дальнейшем влияет на успешность их выбора факультативов, внеклассных занятий и самообразования. Важно, чтобы у школьников создалось целостное представление о профессии, специфике данного вида профессиональной деятельности, а содержание профессиональной пробы, постановка цели, условия и результат четко должны отвечать принципу ее построения как профиспытания, имеющего личностную познавательную, деятельностную и творческую направленность. С.Н. Чистякова, профессор, член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, подчеркивает, что «проба обеспечивает проявление внутренней активности личности в самоопределении, высокий потенциал, который позволяет учащемуся достичь значительных успехов в практической деятельности». По мнению Н.С. Пряжникова, можно осуществлять «проведение профессиональных проб под руководством родителей, например, по редким профессиям творческой, исследовательской направленности». В программу профессиональных проб включают экскурсии с целью знакомства с предприятием и содержанием его работы, знакомство с рабочим местом, мониторинг школьником рабочих дней специалиста-профессионала, оказание учащимся посильной помощи сотрудникам в выполнении ими должностных обязанностей. Такая программа обеспечивает ознакомление школьника с профессией непосредственно на рабочем месте для снижения риска ошибки в профессиональном выборе. При организации профессиональных проб важно помнить, что направленность пробы заключается не в обучающем характере, а в своего рода «примеривании» школьника к различным видам профессионального труда. И в этой связи на выполнение пробы не требуется большого количества учебного времени. Достаточно, как показывает опыт, для решения этой задачи 10—12 часов учебного времени. Выбирая отрасль в качества объекта профессиональных проб школьников, следует руководствоваться следующими требованиями: распространенность отрасли, наличие ярко выраженных специфических особенностей сферы труда; доступность для выполнения учащимися комплекса проб; востребованность профессии в регионе; безопасность для здоровья; наличие вариативности выполнения проб различной степени сложности. С целью эффективной организации профессиональных проб учащихся в школе может быть организован информационный центр «Мир профессий», работа лектория для школьников «Труд, профессия, призвание», для учащихся, желающих расширить свои знания в определенной профессиональной сфере могут быть организованы факультативы; для педагогов организован семинар «Дидактические возможности профессиональных проб и пути их реализации в системе уроков и внеурочной деятельности». Для проведения профессиональных проб целесообразно разработать документальную базу – Положение о проведении профессиональных проб учащимися разных классов, согласно которому учащиеся и педагоги должны при организации профессиональных проб действовать в соответствии со следующим алгоритмом: Алгоритм для ученика: 1.Выбери профессиональную пробу. 2. Узнай о выбранной профессии как можно больше. 3. Примени на практике полученные знания. 4. Получи зачёт по профессиональной пробе. 5. Подготовься к презентации своей пробы. 6.Получи свидетельство профессионала. Алгоритм для учителя: 1. Составьте перечень профессиональных проб, которые Вы можете предложить учащимся. 2. Создайте рекламу предложенной профессиональной пробы. 3. Примите участие в ярмарке профессиональных проб. 4. Составьте списки учащихся и сформируйте группы для прохождения профессиональных проб. 5. Составьте рабочую программу по реализации профессиональных проб. 6. Организуйте работу по реализации профессиональных проб. 7. Продумайте систему оценки профессиональных проб. 8. Окажите помощь учащимся при подготовке к презентации профессиональной пробы на итоговой конференции. Алгоритм для классного руководителя: 1. Проведите классный час «Профессиональная карьера человека». 2. Организуйте участие учащихся в ярмарке профессиональных проб. 3. Заполните бланк учёта выбранных профессий учащимися Вашего класса. 4. Примите участие в подготовке и проведении итоговой конференции. Как правило, профессиональные пробы проводятся в два этапа: ■ первый этап — подготовительный (составление и изучение профессиограмм, составление списка востребованных профессий, организация лектория и т. д.; ■ второй этап — основной, направленный на достижение школьниками гармонии между «могу», «хочу», «надо» (анализ своих склонностей и способностей и ответ на вопрос: «Смогу ли я достичь успеха в данной профессии?» Это «практическая рефлексия» — попробовать выполнить некоторые виды деятельности профессии/ должности и решить, нравятся ли мне эти занятия, смогу ли я быть успешным в них, анализ особенностей выбранной профессии/должности, это презентация того, что я узнал о профессии и о себе. Школьникам на время профессиональной пробы на руки выдаётся дневник «Профессиональные пробы по профессии....», в нём прописаны все этапы профессиональной пробы и перечислены продукты, которые необходимо получить по завершении каждого этапа. Сегодня во многих школах нашей республики внедряются инновационные профориентационные программы работы с учащимися, которые предполагают проведение профессиональных проб, в ходе которых школьники знакомятся с сущностью и спецификой следующих профессий: экономист, компьютерный дизайнер, бухгалтер, слесарь-сборщик, слесарь-инструментальщик, радиомеханик, корреспондент, медицинский работник, учитель, библиотекарь, дизайнер костюма, гример-визажист, технолог, ландшафтный дизайнер, эколог, работник лесного хозяйства, цветовод и т.д. Такая организация профориентационной работы обеспечивает её деятельностный характер и компетентностный подход к организации личностного, социального и профессионального самоопределения школьников.
ПРИЛОЖЕНИЕ А
ЭТАПЫ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОФОРИЕНТАЦИОННОГО ПРОЕКТА «ПРОФLINE»
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 5087; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |