Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Профессиональные пробы как форма подготовки учащихся к выбору профессии




Поскольку профессиональное самооп­ределение — задача всей жизнедеятель­ности человека, учащемуся в период школьного обучения требуется принять решение, затрагивающее лишь ближай­шую жизненную перспективу, то есть со­вершить профессиональный выбор, кото­рый может быть осуществлён без даль­нейших последствий от неверного выбора профессии. Если учащиеся в период обучения в шко­ле получат возможность попробовать себя в различных сферах профессио­нальной деятельности, это в дальнейшем позволит более грамотно подойти к вы­бору профессии и реализовать себя во взрослой жизни.

Для этого школьникам необходимо перей­ти к практико-ориентированным формам профессионального самоопределения, ко­торые помогут им попробовать себя в различных профессиональных ви­дах деятельности, определить направле­ние дальнейшего образования, а впослед­ствии ту профессию, которая наиболее соответствует его интересам, способнос­тям и возможностям в социуме.

В связи с этим Е. А. Климов предла­гает следующую схему решения задачи о выборе профессии, которая включает пять операций:

1) составить для себя общую ориен­тировку в мире профессий и определить совокупность личных качеств, важных при выборе профессии;

2) выяснить потребность района, города, области в кадрах, где больше всего нужны знания, умения, энтузиазм молодых людей;

3) использовать разнообразные источ­ники для получения знаний о професси­ях: книги, телевидение кино экскурсии на предприятия и др.;

4) сделать заключение о наиболее подходящем типе профессии, затем классе, отделе, группе специальностей;

5) сделать заключение о первом шаге на пути освоения избранной профессии, пройти ролевую практику (профессиональную пробу).

Одним из вариантов ознакомления с профессией может стать реализация технологии профессиональных проб, которая является своего рода моделью конкрет­ной профессии. По своей сути профессиональная проба – это испытание, моделирующее элементы конкретного вида деятельности, имеющее завершенный вид, способствующее сознательному, обоснованному выбору профессии. В основу профессиональных проб положены идеи профессора С. Фукуямы (Япония), согласно которым профессиональная проба выступает наиболее важным этапом в области профессиональной ориентации.

При апробировании данной технологии учащиеся получают сведения об элементах деятельности различных специалистов, что позволяет им познако­миться с данной профессией поближе. При этом ребята на собственном опыте узнают о своих индивидуальных качествах и способностях, а главное, могут сами соотнести свой природный и накопленный потенциал с требованиями конкретной практической деятельности в различных сферах труда. Приобретённый соци­альный опыт поможет им легче опреде­литься с теми направлениями, где они смогут быть наиболее успешны и конку­рентоспособны.

Цель профессиональных проб — актуализация процесса профессионально­го самоопределения через специально opганизованную, профессионально на­правленную учебно-производственную познава-тельную деятельность, позволяю­щую oценить профессиональные компе­тенции участника проб.

Особенностями профессиональных проб являются:

1. Диагностический характер пробы. В ходе выполнения профессиональной пробы на каждом из ее этапов осуществляется диагностика общих и специальных профессионально важных качеств (ПВК).

2. Результатом каждого этапа и всей пробы является получение завершённого продукта деятельности — изделия, выполнение функциональных обязанностей профессионала.

3. Процесс выполнения пробы направлен на формирование у школьников целостного представления о конкретной профессии, группе родственных профессий, сферы, их включающей.

4. Развивающий характер профессиональной пробы, направленный на формирование интересов, склонностей, способностей, ПВК личности школьника, достигаемый за счет постепенного усложнения выполнения практических заданий пробы в соответствии с уровнем подготовленности школьников к ее выполнению, а также внесения в содержание пробы элементов творчества и самостоятельности.

5. Профессиональная проба выступает как системообразующий фактор формирования готовности школьников к выбору профессии. Она интегрирует знания школьника о мире профессий данной сферы, психологических особенностях деятельности профессионала и практическую проверку собственных индивидуально-психологических качеств, отношения к сфере профессиональной деятельности.

Пробы могут осуществляться в учебном процессе и во внеурочной работе, выполняя познавательную, развивающую и диагностическую функции.

В ходе профессиональных проб учащимся сообщают базовые сведения о конкретных видах профессиональной деятельности; демонстрируются основные элементы разных видов профессиональной деятельности; определяется уровень готовности учащихся к выполнению проб; обеспечиваются условия для качественного выполнения профессиональных проб.

Программа профессиональной пробы включает объяснительную записку, в которой указываются цели, основные задачи, решаемые в ходе выполнения различных этапов пробы; содержание; критерии оценок результатов выполнения практических заданий пробы.

Технология профессиональных проб предполагает последовательное прохож­дение трёх этапов:

1. Справочно-информационный, который направлен на составление экономических, технологических, медицинских и психологических характеристик профес­сиональной деятельности, проведение эк­скурсий на предприятия.

2. Диагностический, на котором предлагаются задания для самодиагнос­тики способностей и склонностей, заня­тий по развитию профессионально важ­ных качеств, необходимых для выполне­ния деятельности в различных сферах профессий;

3. Практический, позволяющий непосредственно попробовать себя в выб­ранной деятельности.

Очень важна диагностическая направ­ленность пробы — выявление интересов, склонностей учащихся к каким-либо ви­дам профессиональной деятельности, что в дальнейшем влияет на успешность их выбора факультативов, внеклассных за­нятий и самообразования. Важно, чтобы у школьников создалось целостное представление о профессии, специфике данного вида профес­сиональной деятельности, а содержание профес­сиональной пробы, постановка цели, условия и результат четко должны отвечать принципу ее построения как профиспытания, имеющего личностную познавательную, деятельностную и творческую направленность.

С.Н. Чистякова, профессор, член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, подчеркивает, что «проба обеспечивает проявление внутренней активности личности в самоопределении, высокий потенциал, который позволяет учащемуся достичь значительных успехов в практической деятельности». По мнению Н.С. Пряжникова, можно осуществлять «проведение профессиональных проб под руководством родителей, например, по редким профессиям творческой, исследовательской направленности».

В программу профессиональных проб включают экскурсии с целью знакомства с предприятием и содержанием его работы, знакомство с рабочим местом, мониторинг школьником рабочих дней специалиста-профессионала, оказание учащимся посильной помощи сотрудникам в выполнении ими должностных обязанностей. Такая программа обеспечивает ознакомление школьника с профессией непосредственно на рабочем месте для снижения риска ошибки в профессиональном выборе.

При организации профессиональных проб важно помнить, что направленность пробы заключается не в обучающем ха­рактере, а в своего рода «примеривании» школьника к различным видам професси­онального труда. И в этой связи на вы­полнение пробы не требуется большого количества учебного времени. Достаточно, как показывает опыт, для решения этой задачи 10—12 часов учебного времени. Выбирая отрасль в качества объекта профессиональных проб школьников, следует руководствоваться следующими требованиями: распространенность отрасли, наличие ярко выраженных специфических особенностей сферы труда; доступность для выполнения учащимися комплекса проб; востребованность профессии в регионе; безопасность для здоровья; наличие вариативности выполнения проб различной степени сложности.

С целью эффективной организации профессиональных проб учащихся в школе может быть организован информационный центр «Мир профессий», работа лектория для школьников «Труд, профессия, призвание», для учащихся, желающих расширить свои знания в определенной профессиональной сфере могут быть организованы факультативы; для педагогов организован семинар «Дидактические возможности профессиональных проб и пути их реализации в системе уроков и внеурочной деятельности».

Для проведения профессиональных проб целесообразно разработать документальную базу – Положение о проведении профессиональных проб учащимися разных классов, согласно которому учащиеся и педагоги должны при организации профессиональных проб действовать в соответствии со следующим алгоритмом:

Алгоритм для ученика:

1.Выбери профессиональную пробу.

2. Узнай о выбранной профессии как можно больше.

3. Примени на практике полученные знания.

4. Получи зачёт по профессиональной пробе.

5. Подготовься к презентации своей пробы.

6.Получи свидетельство профессио­нала.

Алгоритм для учителя:

1. Составьте перечень профессио­нальных проб, которые Вы можете пред­ложить учащимся.

2. Создайте рекламу предложенной профессиональной пробы.

3. Примите участие в ярмарке про­фессиональных проб.

4. Составьте списки учащихся и сформируйте группы для прохождения профессиональных проб.

5. Составьте рабочую программу по реализации профессиональных проб.

6. Организуйте работу по реализации профессиональных проб.

7. Продумайте систему оценки про­фессиональных проб.

8. Окажите помощь учащимся при подготовке к презентации профессио­нальной пробы на итоговой конференции.

Алгоритм для классного руководителя:

1. Проведите классный час «Профес­сиональная карьера человека».

2. Организуйте участие учащихся в яр­марке профессиональных проб.

3. Заполните бланк учёта выбранных профессий учащимися Вашего класса.

4. Примите участие в подготовке и проведении итоговой конференции.

Как правило, профессиональные пробы проводятся в два этапа:

■ первый этап — подготовитель­ный (составление и изучение профессиограмм, составление списка востребо­ванных профессий, организация лектория и т. д.;

■ второй этап — основной, направ­ленный на достижение школьниками гар­монии между «могу», «хочу», «надо» (анализ своих склонностей и способностей и ответ на вопрос: «Смогу ли я достичь успеха в данной профессии?» Это «практическая рефлексия» — попробовать выполнить не­которые виды деятельности профессии/ должности и решить, нравятся ли мне эти занятия, смогу ли я быть успешным в них, анализ особенностей выбранной профес­сии/должности, это презентация того, что я узнал о профессии и о себе.

Школьникам на время профессиональ­ной пробы на руки выдаётся дневник «Профессиональные пробы по профес­сии....», в нём прописаны все этапы про­фессиональной пробы и перечислены продукты, которые необходимо получить по завершении каждого этапа.

Сегодня во многих школах нашей республики внедряются инновационные профориентационные программы работы с учащимися, которые предполагают проведение профессиональных проб, в ходе которых школьники знакомятся с сущностью и спецификой следующих профессий: экономист, компьютерный дизайнер, бухгалтер, слесарь-сборщик, слесарь-инструментальщик, радиомеханик, корреспондент, медицинский работник, учитель, библиотекарь, дизайнер костюма, гример-визажист, технолог, ландшафтный дизайнер, эколог, работник лесного хозяйства, цветовод и т.д.

Такая организация профориентационной работы обеспечивает её деятельностный характер и компетентностный подход к организации личностного, соци­ального и профессионального самоопре­деления школьников.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ А

 

ЭТАПЫ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОФОРИЕНТАЦИОННОГО ПРОЕКТА «ПРОФLINE»

Цель этапа Основные направления работы Методы и формы работы
1-й этап — подготовительный Цели: 1) анализ результатов первичной диагностики; 2) составление программы работы; 3) подготовка социально-педагогических мероприятий; 4) выбор необходимых форм и методов работы 5) установление эмоционально-личност­ных контактов с учащимися; 6) мотивирование учащихся к предстоящей работе; 7) стимулирование их к само-познанию, творческой активности, сотрудничеству Первичная диагнос-тика Определение особен-ностей профессио-нальных намерений учащих­ся 9 и 11 клас-сов в начале учеб­ного года   Знакомство с класса-ми Актуализация раз-мышления учени­ков по поводу успешного выбора профессии Анкетирование (диагностика профессиональных намерений)   Техника «Знаком-ство», предвари-тельная беседа «Как правильно выбирать профессию» и др.
2-й этап — основной Цели: 1) знакомство с правилами выбора профессии; 2) повышение уровня осознания воз- можных препятствий-«ловушек» на пути к профессиональным целям и представления о путях преодоления этих препятствий; 3) анализ различных способов выбора профессии, умение аргументированно доказать свою точку зрения; 4) формирование общей готовности к самоопределению, активизация проблемы выбора профессии; 5) уточнение соответствия выбран-ной профессии склонностям и способностям подростков, развитие групповой сплочённости Проведение заплани-рованных меропри-ятий. Включение в деятель-ность всех уча­щихся. Обеспечение мотива-ции личностно­го рос-та учащихся. Воспитание и актуа-лизация у уча­щихся чувства ответствен-ности за выбор про-фессии. Активизация потен-циала учащихся для успешного выбора профессии Занятие «Правильный выбор: хочу, могу, на-до есть», тренинг «На-йти свою профессию», подготовка информа-ционных буклетов для подростков, рекомен-дации для учащихся «Выбор профессии»; соц.-пед. игра «Убеди товарища»; игра «Ло-вушки-капканчики», занятие «Я объявляю своим делом...», прак-тические рекоменда-ции для старшеклас-сников по самостоя-тельной работе и др.
3-й этап — итоговый Цель: 1) переживание опыта межлич-ностного вза­имодействия и групповой сплочённости 1) анализ результатов повторной диагностики; 2) сравнение результатов двух диагностик Рефлексия цикла профориентационных занятий Повторная диагнос-тика Определение особен-ностей профессио-нальных намерений учащих­ся 9,11 классов в конце учебно­го года Техника «Острова» Анкетирование (диагностика профессиональных намерений)

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 5087; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.