Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психологическая дистанция

Уровень нормативных требований, предъявляемых работнику со стороны его руководителей также существенно зависит от уровня психологической дистанции, который установился в их взаимоотношениях. Чем ближе эти отношения, тем жестче уровень нормативных требований. Т.о., можно сказать, что психологическая дистанция является одним из универсальных психологических механизмов регуляции внутриорганизационного взаимодействия по типу отдаление-приближение, что очень часто ведет к острой борьбе за место “вблизи” руководителя. При этом основная проблема для руководителя - построение оптимальной дистанции (в данном случае сознательно регулируемая степень эмоциональной включенности в отношения). Во многом эта проблема связана со стилем руководства (лидерства) и способом принятия управленческих решений.

Сознательное нарушение психологической дистанции в ту или другую сторону выступает средством целенаправленного воздействия на структуру межличностных отношений, особенно там, где внешние условия жестко задают правила взаимодействия и обеспечивают контроль за их соблюдением. При описании стиля руководства умение держать дистанцию, а также регулировать дистанцию между подчиненными выступает как одно из управленческих умений. Умение держать дистанцию связано с чувством той минимальной дистанции, в рамках которой еще возможно бесконфликтное общение (зависит от уровня культуры человека и его жизненного опыта).

Анализ внутриорганизационных отношений позволяет выделить 3 взаимосвязанных, однако, не совпадающих полностью пространственных оси (понятие дистанции связано с пространственно-временными отношениями): 1) физического расстояния (территориальной близости-дистанцированности); 2) организационного расстояния (статусной близости-статусной разделенности); 3) психологического расстояния (эмоциональной близости, дружбы, привязанности, включенности - отгороженности, психологического дискомфорта).

Эти 3 фактора задают реальные границы близости-дистанцированности в организационной структуре. Это прежде всего: 1) спонтанно-возникающие динамические пространственно-психологические отношения; 2) личностно-детерминированные отношения дистанцированности; 3) сознательно или неосознанно регулируемые отношения, обеспечивающие функционирование организационной структуры на латентном уровне.

Отношения первого типа - это отношения, традиционно исследовавшиеся в психологии отношений близости/дистанцированности. Внутри организации они существуют и подчиняются общим закономерностям. На них откладывает отпечаток фактор вынужденной территориальной и организационной близости.

Динамика эмоционального притяжения/отталкивания достаточно подробно исследована на уровне диадического взаимодействия. Как показывают исследования, приближение к партнеру всегда сопровождается существенным ростом требований к нему на фоне искажения системы поступков и поведения другого. Переоцениваются негативные факты и недооцениваются позитивные, в то время, как по отношению к чужому человеку характерно обратное.

При уменьшении оптимальной дистанции в диаде (переход за границу аттракции) увеличиваются силы отталкивания, которые либо приводят к возврату в состояние равновесия, либо к активным действиям одного из партнеров по восстановлению статус-кво. (“Приближенный султана уподобляется стреле, которая чем больше приближается к лучнику, тем дальше улетает”). Однако силы отторжения уменьшаются значительно медленнее. Нейтральное отношение возникает уже на новом уровне взаимодействия.

Если же изменение дистанции по инициативе одного из партнеров идет в сторону увеличения от оптимума, то резко возрастает его привлекательность и, соответственно растет стремление второго вернуть отношения на прежний уровень. Однако, если отдаление продолжается, то в определенной точке пространства отношений, может произойти резкое уменьшение силы притяжения и потеря близости.

Индивидуальными для каждого руководителя являются и интервалы оптимальной дистанцированности и силы аттракции/отторжения. На графике представлена модель, отражающая динамику оценки руководителем активности подчиненного в зависимости от степени его психологической близости. Кривые показывают, что одно и то же поведение подчиненного вызывает совершенно различное отношение со стороны руководителя, в зависимости от установившейся между ними психологической дистанции Х1, Х2, Х3.

На дистанции Х1 в принципе любое поведение подчиненного не вызывает прямой оценочной реакции. Поскольку человек находится за пределами некой критической дистанции (зоны прямой оценки), оценка, как правило, опосредуется мнениями других людей.

Принципиальной характеристикой личности руководителя выступает величина угла. Как и зона прямой оценки, так и величина угла зависит от возрастных, индивидуальных особенностей руководителя, так и степени включенности его в деятельность. Отношение к деятельности - это тоже дистанция, стапень удаленности или приближения к целям и задачам. Полюсами здесь будут выступать “своя”, “кровная” деятельность и деятельность “чужая”, принятая как обязанность. Чем ближе цели деятельности к руководителю, тем вероятнее, что жесткость в оценке будет выше, а угол, соответственно меньше. Для подчиненного существует весьма узкая и жестко определенная оптимальная дистанция, в пределах которой возможна оптимальная дистанция во взаимодействии (Х2). Эта зона может быть существенно увеличена по мере приближения к руководителю (Х3), если подчиненный, в частности, существенно сузит диапазон проявления собственного “Я”.

 

Активность подчиненного

Руководитель

 

 

 


Психологическая Граница зоны прямой оценки Х3 Х2 Х1

дистанция ________________________________________________________

Регуляция отношений дистанцирования/приближения - не односторонний, а многосторонний процесс. И руководитель, и его окружение активно участвуют в этом процессе, стремясь изменить соотношение сил в поле отношений.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Вклад - ожидания вклад - компенсация | Понятие делового поведения работников
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 712; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.