Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Политическая власть и механизмы ее осуществления

История становления политической мысли

Теократические учения.

Аврелий Августин и Фома Аквинский.

В деятельности и произведениях Августина Блаженного (354-430гг н.э.) отразилась социокультурная и геополитическая тенденция 4х-5х веков. Христианская церковь крепнет по мере разрушения старого языческого Рима, начинает все более активно и открыто претендовать на положение доминирующей политической силы в структуре государства.

Центральной работой блаженного Августина, является трактат «О Граде Божием». Основная идея трактата – противопоставление града земного и града Божья.


 

 

1. Понятие власти, особенности власти как вида социального взаимодействия

2. Социальные, экономические и психологические причины и ресурсы власти

3. Разделение властей, характеристика ветвей власти.

4. Политическая власть в современной России, и тенденции ее развития

 

Власть – одно из центральных понятий современной политической науки. Однако сам феномен власти выходит за пределы, собственно, политической сферы. Он встречается в самых разных областях общественной жизни: экономике, культуре, науке, образовании, в семейной сфере, а также за пределами общественной жизни.

Свое простое общепризнанное определение власти принадлежит М. Веберу, который видел в ней способность одного индивида проводить в определенных условиях свою волю вопреки сопротивлению другого индивида. Иначе говоря, это способность субъекта А так влиять на субъект Б, чтобы последний сделал то, что никогда бы не сделал по своей собственной воле.

Волевая трактовка категории власти была широко представлена в истории становления политической мысли. Кроме Вебера с этой точки зрения рассматривали власть Гегель, Фихте, Шопенгауэр. Большое значение для понимания сущности власти и властных отношений имело появление и развитие социологического знания. Марксистская трактовка власти исходила из парадигмы социального конфликта и рассматривало политическую власть в системе межгрупповых отношений, как следствие экономического господства одного класса над другим.

Во второй половине 20ого века получили известность структрно-функционалистские и системные трактовки власти. С точки зрения Парсенса власть рассматривалась как отношение между субъектами выполняющими определенные закрепленные за ними социальные роли, в частности управляющие и управляемые

Сами эти роли обусловлены структурой всей общественной системы, где каждый элемент обеспечивает ее успешное функционирование. Позднее на основе системного подхода появились коммуникативные концепции власти. Представителями этих концепция являются Аренд, Дойч, Лумман, Фабермасс. В них власть рассматривается как важнейший элемент коммуникационной системы общества. В качестве типичного примера можно описать отношения регулировщика и водителя. Если регулировщик способен контролировать действия участников дорожного движения, а водители подчиняются его указаниям, то это является результатом обмена информации между ними, то есть результатом коммуникационных процессов, следовательно главное во властных отношениях это поддержание коммуникации между субъектами и объектами власти. Во второй половине 20ого века получили распространение неомодернистки концепции власти. К ним в частности можно отнести концепцию «Археологии и генеологии власти» Мишеля Фуко и концепцию «Поля власти» Пьера Бурдье. Мишель Фуко видит во власти не персонифицированные и не овеществленные отношения между ее субъектами, а Пьер Бурдье вводит понтие «символической власти», основанной на «символическом капитале».

Одной из первых попыток обоснования власти на основе психологического подхода стал Бихевиолизм. С этой точки зрения всякая власть, включая политическую является особым типом поведения, при котором одни люди командуют а другие вынуждены им подчиняться. Этот подход рассматривает власть как межличностное взаимодействие и поэтому обращает внимание на субъективную мотивацию подчинения и господства. Например с точки зрения Лассуэлла первоначальным импульсом для возникновения властных отношении может быть присущая некоторым индивидам воля к власти и обладания определенной политической энергии. Человек стремится к власти в надежде на улучшения своей жизни по средствам приобретения богатства, престижа ну и тд. Власть может быть и самоцелью. Она сама по себе может представлять источник наслаждения. При таком подходе политическая власть трактуется как некий феномен, возникающий на основе столкновения многообразных «воль к власти», как некий баланс, равновесие различных политических сил.

Психоанализ трактует стремление власти как проявление, сублимацию подавленного либидо. У Фрейда оно понималось как влечение сексуального характера, а у Юнга, как просто психическая энергия в целом. С точки зрения психоанализа стремление к власти и обладание ею может компенсировать у отдельных индивидов физические или духовные недостатки. При чес воля к власти у одних должна дополняться готовностью к подчинению у других. Фрейд полагал что в психике каждого человека имеются структуры, которые могут способствовать тому, что он предпочтёт рабство свободе ради личной защищенности или из-за любви к властителю. Психологическую природу подчинения сторонники психоанализа усматриваются либо в особом гипнотическом внушении существующем во взаимоотношении вождя и толпы (Московичи), либо в чрезвычайной восприимчивости человека к символами, выраженном в языке (Локан).

Политическая власть, то есть власть государственная способна концентрировать в своих руках значительные материальные ресурсы: деньги, землю и тд. Наличие у субъекта власти подобных ресурсов может способствовать формированию у ее объекта такого мотива, как интерес. Власть, основанная на интересе, как правило является наиболее стабильной. Личная заинтересованность людей побуждает к добровольному и добросовестному выполнению указаний и распоряжений субъекта власти. Авторитет также представляет собой мотивацию подчинения, благоприятную для власти. Власть основанная на интересе, убежденности и авторитете перерастает в идентификацию подчиненного с руководителем.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Политические учения античности | Становление политической науки
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 318; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.