Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Политическая социализация: формы и функции

Изучая деятельность субъектов политического процесса, следует особо остановиться на политической социализации как процесса усвоения культурных ценностей, политических норм и ориентаций, освоения форм политического поведения, приемлемых для данного общества, становления и развития политического сознания и политической культуры.

В политологии выделяются различные ее типы. Например, прямая и косвенная. Прямая выражается в том, что в процессе жизнедеятельности человек получает и усваивает определенную сумму социально-политических знаний, умений и установок. Косвенная – это своего рода проекция черт характера, раннего опыта, непосредственного окружения человека на формируемые политические установки.

Политическая социализация человека складывается из нескольких этапов. На первом из них (этапе политизации) в раннем детстве у ребенка формируются первые представления о мире политики, которые складываются под влиянием оценок родителей. На втором этапе – в различных учреждениях образования (от низшего до высшего звена) индивид усваивает социально-политические знания об обществе, политическом процессе во всех его проявлениях и противоречиях, об отношении человека к власти. На третьем этапе в результате общественно-политической практики эти знания проходят определенную проверку на жизнеспособность, особенно в производственной деятельности человека, и трансформируются в убеждения относительно направленности социально-политических действий. Политическое убеждение оказывает сильное влияние на формирование социально-политических позиций. Так, например, политические убеждения советских людей в годы Великой Отечественной войны явились одним из важнейших факторов в Великой Победе.

На основе политических убеждений и анализа собственного жизненного опыта складывается политическая ориентация человека, которая, в свою очередь, тесно связана с его ценностными ориентациями (с эталонами оценок явлений, поступков других людей на основе собственных представлений о справедливости, добре и зле, свободе и ответственности) и является важным элементом социальной активности человека. Политическая ориентация в значительной степени определяет политическое поведение, так как определяет структуру потребностей. Любому человеку присущи все группы потребностей, но их индивидуальная иерархия уникальна. Какое место в этой иерархии займут социально-политические потребности, во многом зависит от многих взаимозависимых факторов, влияющих на процесс политической социализации человека.

В отечественной литературе, посвященной проблеме человека, существует единство в признании исключительного по своей значимости влияния внешних по отношению к нему факторов, которые определяют процесс политической социализации (сущность политической системы, его социально-классовая структура, политическая культура и т.д.), а также микросферы (формальные организации и неформальные общности, отдельные личности, окружающие индивида и т.д.). Однако, процесс политической социализации человека не является простой реакцией на воздействие внешней среды. На формирование политического сознания оказывают влияние также биопсихологические особенности индивида. Например, такое прирожденное свойство человека, как темперамент, реально влияет на политическое поведение и участие. Нельзя также не признать влияния интеллекта в процессе политической социализации человека. Разумеется, человек должен постоянно подтверждать свои гражданские качества. Пренебрежение к самовоспитанию как форме политической социализации приводит к оправданию негативных политических действий, совершенных «под давлением неблагоприятных обстоятельств».

Следует учитывать, что важным фактором в политической социализации человека выступает социальный опыт (собственный и социальной общности, к которой он принадлежит). Например, исторический опыт воспринимается личностью опосредованно через систему уже усвоенных идеологических представлений, норм и ценностей общества. Но нужно иметь в виду, что в социальном опыте человека отражаются различные разновременные ситуации. Отдаленные во времени и противоречащие друг другу элементы социального опыта оказывают различное по силе и интенсивности влияние на практическую социализацию человека. Поэтому динамичное развитие идеологии, самосознания человека, демократии является обязательным условием адекватной политической социализации общества.

Завершая изучение различных форм политической социализации, следует сказать и об отношении человека к власти. Обычно политологи выделяют два вида такого отношения.

1. Инструментальное. Здесь власть ценится исходя из того, что можно достичь, обладая ею (богатства, славы, престижа, каких либо других личных выгод, или служения обществу, своей социальной группе, классу).

2. Автономное, когда власть ценится в силу собственных достоинств (господство над другими людьми, влиять на динамику общественного развития и т.д.)

Уклоняться от участия в политической жизни общества человек может не только из-за черт своей личности, но и по причине реальной оценки собственных шансов в осуществлении власти. Так, например, долгие годы командно-административная система формировала в человеке качества управляемого, т.е. пассивно-исполнительские качества. Технократический подход к процессу воспитания и образования также способствовал выработке и закреплению этих качеств, что формировало у многих наших граждан пассивное или, наоборот, критическое отношение к власти, особенно партийной. В то же время следует заметить, что в последующие годы, в период демократизации общественных процессов, мы стали свидетелями стремления значительной части граждан состоять в различного рода властных структурах, причем это характерно для всех стран постсоветского пространства. Данный фактор особенно наглядно подтверждают выборы в местные или республиканские органы власти. Мотивы политического участия здесь самые разные: от стремления (у одних) решить какие-то важные социальные проблемы, то корыстных мотивов (у других).

Обращаясь к функциям политической социализации человека как субъекта политики, на наш взгляд, следует выделить следующие:

1. В процессе политической социализации человек получает и усваивает определенную сумму социально-политических, научных знаний и установок, которые в результате общественно-политической практики проходят проверку на жизнеспособность.

2. Важнейшей функцией политической социализации является формирование политических убеждений, оказывающих значительное влияние, в свою очередь, на формирование у человека социально-политических идеалов, приверженности государственной идеологии, взглядов на развитие политического процесса в целом.

3. В ходе политической социализации формируются у человека определенные политические ценностные ориентации, которые в значительной степени определяют политическое поведение и участие личности в развитии политической системы общества. Заметную роль политическая социализация играет в формировании у граждан мировоззрения, политического сознания и политической культуры. При нормальном процессе политической социализации в обществе обеспечивается преемственность в передаче от поколения к поколению политических ценностей и установок. Без этого разрывается живая ткань общества, истории.

4. В ходе политической социализации осуществляется подготовка гражданина к реализации прав и свобод, основных обязанностей, его подготовка к плавному вхождению в общественно-политическую жизнь.

5. Благодаря политической социализации обеспечивается стабильность общества, равновесие политической системы.

В современном мире, в связи с изменившимися политическими условиями во многих странах, в том числе и в Беларуси, когда стал складываться однополярный мир, перед процессом политической социализации человека стали новые проблемы. Актуальной стала проблема политического образования людей, знакомство и освоение политического опыта других стран, изучение особенностей функционирования политических систем, способов воздействия на них и реализация личных и групповых интересов. Однако совершенствование процесса политической социализации не сводится только к системе гуманитарного и политического образования. Необходимо формирование новых институтов социализации, что во многом и происходит в нашей республике на основе преемственности поколений, спокойного, (без «шоковой терапии») созидательного труда с учетом новых реалий (рыночных отношений, социального и политического плюрализма, демократизации общества и т.д.)

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Человек как субъект политики. Вариативность политических ролей человека | Политическое поведение личности в структуре политической жизни
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 2069; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.