Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Политический конфликт: структура, функции

Политический конфликт - это столкновение, противоборство двух или нескольких политических субъектов, обусловленное противоположностью (несовместимостью) их политических интересов, ценностей и взглядов.

Субъектами конфликта могут быть отдельные личности, социальные группы, политические партии, государства, военно-политические, политико-экономические организации и социально-политические системы в целом.

Политические конфликты, движимые противоречивыми социальными интересами, всегда затрагивают вопросы приобретения, формирования, использования или удержания власти.

Стремление различных субъектов управлять или контролировать течение политического конфликта требует выявление его основополагающих структурных элементов, воздействие на которые может помочь в достижении намеченных целей. Выделяют, как правило, следующие элементы конфликта:

o источник или предмет конфликта - объективно существующая или воображаемая проблема, являющаяся причиной раздора между сторонниками;

o повод - конкретные события, которые послужили началом активных действий сторон по отстаиванию своих интересов;

o стороны конфликта - численность субъектов, непосредственно и косвенно участвующих в конфликтном взаимодействии;

o восприятие и позиции субъектов - их цели, отношение к противоборствующей стороне (сторонам), восприятие конфликта и другие субъективные характеристики поведения сторон;

o средства конфликта - применяемые сторонами ресурсы, способы, приемы, используемые при взаимодействии друг с другом;

o характер конфликта - наиболее типичные отношения сторон (жесткость или пластичность их позиции, вовлечение посредников и т.д.).

Источники конфликта подразделяются на внесоциальные, социальные и комбинированные.

1. Внесоциальные источники базируются на определенных чертах агрессивности человека, чувстве страха, паники, голода и др. инстинктивных мотивах поведения человека. Они выражаются в форме самосудов, голодных бунтов, террористических акций фанатиков и др.

2. Комбинированные источники или источники промежуточного характера отражают взаимосвязь человека и природы, где обе стороны оказывают влияние на развитие конфликта. Сюда можно отнести конфликты, которые вызваны политическими последствиями экологических катастроф, авариями на атомных станциях (Чернобыле) или крупных промышленных предприятиях. Они связаны с урегулированием социальных последствий, вызванных как стихийными бедствиями, так и самим человеком, который усугубил эти события. Например, после Чернобыльской аварии власти какое-то время сознательно не информировали население о случившемся, это увеличило количество жертв и усугубило последствия катастрофы.

3. Среди социальных чаще всего выделяют три основные причины, лежащие в основе политической конфронтации:

а) Несовпадение статусов субъектов политики, их роли, функций, интересов и потребностей во власти, недостаток ресурсов и т.п. Эти причины фиксируют противоречия между правящей элитой и контрэлитой, теми или иными государствами и т.д. Данный вид источников постоянно видоизменяется. Например, в современных условиях с международной арены уходят «классические»конфликты между национальными государствами, уступая место разнообразным региональным, локальным, цивилизационным противоречиям. Наблюдается обострение противоречий между индустриальными и сырьевыми странами, миграционными потоками и процессами урбанизации в развивающихся странах.

б) Расхождение людей в базовых ценностях и политических идеалах, культурных традициях, оценках тех или иных событий. Такие конфликты чаще всего возникают в тех странах, где сталкиваются качественно различные мнения о путях реформирования государственности, выдвигаются различные, порой прямо противоположные точки зрения о путях выхода из кризиса, закладываются основы нового политического устройства общества. Именно такая ситуация сложилась в бывшем СССР в конце 80-х - 90-х гг. 20 века, когда одна часть властвующей элиты стремилась улучшить, усовершенствовать существующую политическую систему, ограничившись ее «перестройкой», а другая исходила из противоположных убеждений, считая необходимым осуществить коренную трансформацию, разрушить тоталитарную систему, заменив ее демократической. В результате Советский Союз распался и было создано 15 независимых государств.

В Беларуси такие разногласия существуют по поводу приватизации, купли-продажи земли, суверенитета государства, приоритетов сотрудничества (Россия, Запад).

в) Процессы идентификации граждан, осознание ими своей принадлежности к социальным, этническим, религиозным и иным общностям и объединениям, что определяет понимание ими своего места в политической системе. Конфликты на этой основе характерны прежде всего для переходных обществ, в которых людям приходится заново искать свое место в жизни, привыкать к нетрадиционным для себя нормам взаимоотношений с государственной властью, осознавать себя гражданами нового государства (русские в Прибалтике, Киргизии, белорусы в Казахстане и т.п.).

Такие конфликты возникают также в странах, где напряженность в отношениях с властью вызвана защитой людьми целостности своей национальной религиозной группы, желание повысить ее властный статус (например, поведение католиков в Северной Ирландии, франкоязычного населения Канады).

Политический конфликт полуфункционален, т.е. может выполнять как негативные, разрушительные, так и позитивные, созидательные функции.

Негативные функции политического конфликта:

1. Может привести к дезинтеграции и дестабилизации общества и распаду государства. Именно такая ситуация сложилась в конце 80-х - начало 90-х годов XX в. в бывшем СССР, когда многочисленные и разнонаправленные конфликты привели в своей совокупности к распаду государства.

2. Может повлечь за собой гибель людей и ликвидацию материальных ценностей. Особенно это характерно для конфликтов с массовым применением насилия (революции, войны). При использовании ядерного оружия международные конфликты могут привести к гибели человечества и среды его обитания.

3. Может привести к неблагоприятным изменениям во властных отношениях. При резком ослаблении институтов власти, углублении социально-экономического кризиса к власти может прийти экстремистская группировка, способная повернуть вспять развитие страны. Например, Германия начала 30-х гг. ХХ в., где утвердился гитлеровский фашизм.

В соотношение негативных и позитивных функций превалируют функции позитивные:

1. Инициирует политические и социальные изменения, обновление общества. Обновление невозможно без конфликтов, потому что новое это всегда отрицание старого, а за любой идеей стоят люди, приверженцы как старых, так и новых идей.

2. Выполняет стабилизирующую роль. Конфликт мобилизует внимание, интересы, ресурсы общества для решения проблем и, как следствие, нормализует обстановку, приводит к устранению недостатков.

3. Стимулирует переоценку ценностей. Происходит преодоление традиций группового мышления, «синдрома покорности» и развитие у людей свободомыслия, чувства собственного достоинства, умения отстаивать свои ценности и интересы.

4. Выявляет политические группировки и их лидеров. Это может быть использовано правительством для адекватной оценки сложившейся ситуации, соотношения политических сил в стране и повышения эффективности политики.

5. Способствует четкой формулировке и выражения интересов, преданию гласности реальных позиций сторон по тому или иному вопросу. Это позволяет яснее увидеть назревшую общественную проблему и создает благоприятные условия для ее решения.

6. Усиливает внутреннюю сплоченность в случае возникновения внешних конфликтов. Внешний конфликт способен погасить внутренние противоречия. В последнее время политическими лидерами бывшего СССР часто используется прием нахождения внешнего или внутреннего врага для отвлечения внимания граждан от неэффективности собственной политики.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Теории социальных конфликтов | Типология конфликтов. Политический кризис
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 3182; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.