Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Жанровое и тематическое своеобразие творчества Н.В.Гоголя (1809-1852)

«Вечера на хуторе близ Диканьки» (1831-1832)

В 1831-1832 гг. Гоголь опубликовал первый сборник под общим заглавием «Вечера на хуторе близ Диканьки». Два тома повестей Гоголя были произведениями писателя-романтика. Чиновничий мир Петербурга был Гоголю отвратителен и страшен. Романтик, убежденный в том, что «жизнь наша – вечный раздор мечты с существенностью», Гоголь погрузился в сказочный мир украинской старины, фантастики национальных легенд и героизма народных преданий. В его рассказах – то смешных, то лирических, то страшных – действуют веселые, красивые, сильные люди, героически преодолевающие препятствия ради любви, свободы, родины. Они открыто вступают в борьбу со злом, которое облекается в образы нечистой силы – бесов и ведьм, иногда ужасных, а чаще смешных, и иностранных захватчиков, стремящихся отнять казацкую волю. Мир поэтической мечты, в который уводит Гоголь читателя, фантастичен и героичен.

Повести сборника, включающего «Сорочинскую ярмарку», «Майскую ночь», «Ночь перед Рождеством» и др. произведения, составляют цикл - это, как уверяет автор читателей, «сказки и были, рассказанные на украинском хуторе долгими вечерами несколькими бывалыми и помнящими старину сказочниками». Главное место в них занимает пасечник Панько Рудый (по-украински «рыжий»), веселый и лукавый старик, мастер на выдумки, фантаст, влюбленный в старину. В мире, в который вводит рассказчик читателя, кузнец ловит черта за хвост и, оседлав его, летит на нем прямо в Петербург, для того чтобы достать у самой царицы туфельки для своей строптивой возлюбленной («Черевички»), русалка помогает веселому парню Левко добиться у отца разрешения на брак, за то, что он, в свою очередь, помогает ей отличить в толпе русалок ее погубительницу-ведьму («Майская ночь»), смелый и пьяный казак обыгрывает чертей в карты («Заколдованное место») и т.д.

«Вечера на хуторе близ Диканьки» были приветливо встречены публикой. Высоко оценил произведение А.С.Пушкин. Он написал восторженно: «Вот настоящая веселость, искренняя, непринужденная, без жеманства, без чопорности. А местами, какая поэзия!». Так имя Гоголя сделалось известным.

Петербургские повести (1835 г.)

Созревая как художник, Гоголь отказался от романтического представления о том, что красота и поэзия находятся не в реальной жизни, а в мире мечты и фантазии. Он приходит к заключению, что поэзия скрыта в самой жизни и состоит в истинном ее изображении. Где жизнь – там и поэзия. Гоголь чувствовал себя человеком, призванным открыть глаза своим современникам. Он считал, что «поэт- служитель истины, и если в жизни есть зло и безобразие, он должен указывать на это своим читателям, а не убаюкивать их уводящими от жизни сказками». Ставя своей целью потрясти читателя, вывести его из равнодушия, передать ему свою боль, Гоголь не мог ограничиться простым «срисовыванием с натуры» - он заострял, преувеличивал, создавая образы фантастические и гротескные. Это был новый тип прозы - реалистическая фантастика, срывавшая покровы с жизни, с тем, чтобы показать читателю ее сущность.

В 1835 г. Гоголь выпустил сборник «Арабески», куда вошел ряд повестей, объединенных темой петербургской жизни: «Невский проспект», «Записки сумасшедшего», «Портрет». В дальнейшем он присоединил к этому циклу повести «Нос» и «Шинель».

В центре всех повестей стоит образ Петербурга – столицы правящей бюрократии. Петербург Гоголя напоминает кошмарный сон. Это город-обман, город-ложь. Здесь чин важнее, чем человек, деньги заменяют талант, а служебное положение - ум и добродетель. В «Записках сумасшедшего» чиновник Поприщин влюбляется в дочь своего начальника, но о свадьбе не может быть и речи: он - мелкий чиновник, а она – дочь генерала. Поприщин сходит с ума и только в безумном бреду начинает понимать, что «нормальный» мир вокруг него основан на безумии, что человек в нем потерялся среди чинов и денежного капитала. В повести «Нос» у чиновника уходит нос, и, превратившись в господина, нос разгуливает по Невскому проспекту. Чиновник встретил свой нос, но к ужасу своему убедился, что у носа более высокий чин, чем у него самого. Следовательно, по безумной логике бюрократии, нос «сам по себе», а может быть даже, не он часть чиновника, а чиновник часть его! Если же в этот бюрократический кошмар наяву попадает человек из мира подлинных ценностей («Невский проспект», «Портрет»), то Петербург убивает его. В этом мире хорошему человеку нет места, «все обман, все мечта, все не то, чем кажется».

Особое место в петербургском цикле занимает повесть «Шинель», в которой Гоголь продолжает разработку ставшей традиционной для русской литературы темы «маленького человека». В ней Гоголь предстает как мастер детали, сатирик и гуманист.

Повествуя о жизни мелкого чиновника, Гоголь создает незабываемый образ Акакия Акакиевича Башмачкина. Беспросветная нужда окружает героя, но он не видит трагедии своего положения, так как занят делом. Единственной мечтой Акакия Акакиевича является новая шинель. Она становится неким символом счастливого будущего, для которого стоит жить и работать. Автор вполне серьезен, когда описывает восторг своего героя по поводу осуществившейся мечты. Но маленькому человеку недолго суждено быть счастливым в этом несправедливом мире. И справедливость свершается только после его смерти. Так Гоголь показал в своем произведении не только жизнь маленького человека, но и его протест. Пусть этот бунт робкий, почти фантастический, но герой выступает за свои права, против основ существующего порядка.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Идейные мотивы лирики М.Ю.Лермонтова | Ревизор (1835)
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 2906; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.