Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ревизор (1835)

Миргород (1835 г.)

Бюрократическому кошмару Петербурга в сознании Гоголя противостоит Украина, тема которой объединяет сборник «Миргород». Однако Украина в «Миргороде» не похожа на поэтическую сказку «Вечеров на хуторе близ Диканьки». Бесспорным центром всего сборника является повесть «Тарас Бульба», содержание которой – героическая борьба украинских казаков за национальную независимость. Здесь образ Украины связывается у Гоголя не с волшебной сказкой, а с героическим эпосом. Запорожцы – свободный и гордый народ, степные богатыри. В мире народной героики рождаются национальные героические характеры, такие как Тарас Бульба и его сын Остап. Однако образ Украины в сознании Гоголя двоится: героическому и поэтическому прошлому противопоставляется ничтожное и пошлое настоящее. Так современная Гоголю провинция рисуется в «Миргороде» другими красками: это мир низменных чувств и мелочного эгоизма. В «Повести о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» сюжет развертывается в крошечном городке Миргороде, главной достопримечательностью которого является огромная лужа на главной площади. Здесь повествуется о том, как два закадычных друга – помещики Иван Иванович и Иван Никифорович, поссорившись из-за пустяка (один другого назвал гусаком), превратились в смертельных врагов. Гоголь показал жизнь людей, опутанную мелочами, пошлым эгоизмом, как писал Гоголь поэту Языкову, «жизнь, преданную каверзничествам, неправдам, предательствам, особачившим дни ее и заплевавшим… человеческую душу». Пушкин, прослушав чтение этой повести автором, воскликнул: «Боже, как грустна наша Россия!»

Таким образом, в сборник «Миргород» входят совершенно разные по тематике произведения, но мысль автора едина: жизнь человека должна быть яркой и красивой.

Особое значение Гоголь придавал комедии. Театр обладает огромным общественным воздействием, потому что, собирая массу людей вместе, он заставляет их в одно и то же время смеяться или плакать. Считая, что комедия является «школой общественной нравственности» и должна направлять свой луч на подлинные мысли, чувства, страсти и пороки современного человека, Гоголь пишет в 1835 году комедию «Ревизор», которая уже через год с успехом была поставлена на сцене театров Петербурга и Москвы.

Сюжет «Ревизора» Гоголю подсказал Пушкин, которого самого однажды приняли в провинциальном городе за приезжего из Петербурга для ревизии чиновника. Пушкин очень смеялся над тем, какой это вызвало переполох среди чиновников. Поэт указал Гоголю, что в сюжете этом скрыты возможности не только комических ситуаций, но и серьезной сатиры.

События в комедии разворачиваются следующим образом. Молодой чиновник Александр Иванович Хлестаков по дороге из столицы в поместье отца заезжает в глухой провинциальный город. В пути он проиграл все деньги в карты. У Хлестакова не было денег не только на дальнейшее путешествие, но и на то, чтобы расплатиться за гостиницу, хозяин которой грозился пожаловаться городничему. Между тем, городничий получает известие, что в город должен прибыть ревизор. По иронии судьбы Хлестакова принимают за чиновника из Петербурга. Городничий приглашает Хлестакова в свой дом, дает ему «взаймы денег». Хлестаков, войдя во вкус, начинает разыгрывать важное лицо, принимая прошения, жалобы, взятки. Он ухаживает за дочерью городничего и, наконец, объявляется ее женихом. В итоге Хлестаков уезжает, а городничий собирает чиновников, чтобы сообщить радостную весть о скорой свадьбе. Гости тайно завидуют ему, но в это время появляется почтмейстер, который распечатав письмо Хлестакова, узнал из него, что тот совсем не ревизор. Во время чтения письма и вызванного им всеобщего смеха появляется жандарм, объявляющий, что прибыл настоящий ревизор и требует к себе городничего. Все застывают от ужаса.

Гоголь избрал для своей комедии необычное редкое происшествие в качестве сюжета. Сам он определил его как «анекдот» (слово «анекдот» означало тогда: интересный, редкий случай). Для этого были важные основания. Вся жизнь города № стоит на лжи и злоупотреблениях. Однако Гоголь убежден, что реальное жизненное зло тем и отличается от эффективного романтического зла, что оно не бросается в глаза, его трудно увидеть. Мы так привыкли к нему, что нам оно кажется и не злом вовсе, а обычной жизнью. И требуется необычное происшествие, чтобы взорвать трясину каждодневного существования и показать в привычном преступное. Именно к этому стремится Гоголь, главной целью которого в «Ревизоре» становится обличение чиновно-бюрократической системы русской жизни.

«Ревизор» был смело задуманным произведением не только как общественная сатира, но и как новаторское художественное создание. Гоголь отказался от обязательной для его времени любовной интриги, доказывая, что комедия должна черпать сюжет из современной жизни и отказаться от традиционных литературных штампов. В этом смысле «Ревизор» резко противоречил легким развлекательным комедиям, идущим на сценах театров того времени, он примыкал к традициям «серьезной комедии», таким как «Недоросль» Д.И.Фонвизина и «Горе от ума» А.С.Грибоедова.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Жанровое и тематическое своеобразие творчества Н.В.Гоголя (1809-1852) | Мертвые души (1841)
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 400; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.