Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Метафизическая Триада

Космология и понимание природы

Религиозно-философская проблематика

Для П.А. Флоренского характерно изложение религиозно-философских идей не от своего имени, а как выражение церковной незыблемости истины. Истина для Флоренского — не условная величина, не средство манипуляции сознанием, а абсолютная ценность, связанная с религиозным сознанием. Абсолютная истина является продуктом веры, которая опирается на церковный авторитет. Особенность религиозно-философской позиции Флоренского состоит в стремлении найти нравственную основу для свободы духа в господстве православных религиозных догматов и авторитетов.

Центром религиозно-философской проблематики П.А. Флоренского является концепция “метафизического всеединства” и “софиология”. Его замысел — построить “конкретную метафизику”, основанную на собирании мирового религиозного и научного опыта, т. е. цельную картину мира через узрение соответствий и взаимное просвечивание разных слоёв бытия: каждый слой находит себя в другом, узнаёт, выявляет родственные основания. Эту задачу Флоренский пытается решить на базе “философско-математического синтеза”, цель которого он видел в выявлении и изучении некоторых первичных символов, фундаментальных духовно-материальных структур, из которых слагаются различные сферы реальности и в соответствии с которыми организуются разные области культуры.

Физический мир у Флоренского тоже двойственен. Космос — это борьба двух принципов: Хаоса и Логоса. Логос — это не просто разум, но и культура, как система ценностей, которая есть не что иное, как предмет веры. Ценности такого рода имеют вневременной характер.

Природа для Флоренского — не феномен, не система «явлений», а подлинная реальность, подлинное бытие с бесконечной мощью сил, действующих в ней же, а не извне. Лишь в христианстве – и это усилено подчёркивает Флоренский («всякое мировоззрение вне христианства, – настаивает мыслитель, – акосмично и атеистично») природа является не мнимым, не феноменальным бытием, не “тенью” какого-то иного бытия, а живой реальностью.[2]

Идея подлинности природного начала с заложенными в ней самой силами, по сути, восходит к идее В.С. Соловьёва о своего рода творческой направленности природы, «художественное дело» которой продолжает искусство. В этих представлениях Флоренского прослеживается определённая преемственность соловьёвской концепции.

Отец Павел Флоренский выделяет особым образом гносеологический аспект, акт познания Бога и любви к Богу. «…моё познание Бога, воспринимаемое во мне другим, есть любовь к воспринимающему; предметно же со­зерцаемая, третьим, любовь к другому есть красота. То, что для субъекта знания есть истина, то для объекта его есть любовь к нему, а для созерцающего познание (познание субъектом объекта) — красота. Истина, Добро и Красота — эта метафизическая триада — есть не три разных начала, а одно. Это — одна и та же духовная жизнь, но под раз­ными углами зрения рассматриваемая». (курсив – под запись!)

Как отмечает П. Флоренский, «духовная жизнь как из “Я” исходящая, в “Я” своё сосредоточие имеющее — есть Истина. Воспринимаемая как непосредственное действие другого — она есть Добро. Предметно же созерцаемая третьим, как вовне лучащаяся, — Красота. Явленная истина есть Любовь. Самая любовь моя есть действие Бога во мне и меня в Боге, — пишет Флоренский, — ибо безусловная истинность Бога именно в любви раскрывает себя... Любовь Божия переходит на нас, но знание и созерцательная радость — в Нём же пребывает». [3] По словам Флоренского, красота мира доступна лишь тому, кто освобождается посредством любви от замкнутости эгоизма. [4] Следовательно, идея любви – к Богу, к миру, им созданному, любви к ближнему – всё это является преодолением гордыни и проистекающего из неё эгоизма.

 

 

7. Бердяев Николай Александрович (), Булгаков Сергей Николаевич () –

 

См далее самостоятельно, ибо – они и легальные марксисты, потом ушли в религию – как подать материал?...

 

С меня – если разрешиТЕ, исторриософия Данилевского (учение о КИТ допечатаю чуть позже) и Леонтьева (характеристики трёх этапов – тоже потом допечатаю…), П.А. Флоренский.

Чаадаев и Соловьёв – материал есть, могу дополнить, если понадобится.

Славянофилы, Булгаков, Бердяев и марксисты – целиком с тебя. Лекцию начинаешь ты, границы обозанчим.


[1] Философия П.А. Флоренского. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.grandars.ru/college/filosofiya/filosofiya-florenskogo.html

[2] Зеньковский В.В. История русской философии. – Т. 2, часть 2. – М., 1991. – С. 192.

 

[3] Флоренский П.А. Столп и утверждение истины. – М, 2003. – С. 78.

 

[4] Лосский, Н.О. История русской философии. – М., 1991. – С. 208.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Флоренский | Суть кризи та банкрутства підприємства
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 981; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.