Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 1. Основные направления современной нейропсихологии




Билет №4

Вопрос 2. Внимание и три функциональных блока мозга. Расстройства внимания при локальных поражениях мозга.

Всего 3 направления современной НП: Узкий локализационизм, Антилокализационизм и Ноэтическое направление.

Узкий локализационизм

1) П.Брок (невролог). У него 1861 году был пациент с нарушением речи(говорил не связанные слоги, а обращенную речь понимал, мог читать и писать). Этот пациент умер от заражения крови, а Брок «открыл» его мозг и нашел гноение в заднем отделе лобного мозга (задняя треть нижней лобной извилины). Брок назвал это афазией. Брок пришел к выводу, что эта зона (см. рисунок) отвечает за речь.

2) Позже еще одно исследование Вернике(психиатр). Его пациент мог говорить, но не понимал обращенную к нему речь. Повреждение было в верхних отделах левой височной области. Отсюда появилось название зона «Вернике» (см. рисунок), афазия Вернике.

Так началась история составления карты мозга. Начались поиски мест, где можно было локализовать ПФ. История эта продолжалась долго и получила название «Узкий локализационизм». Фирхов (изучал методы генетического анализа) Говорил, что организм человека есть собрание клеток во взаимосвязи, и что каждая клетка несет свойства целого организма.

Локализационизм долго развивался, клинические модели оказались адекватными. И где – то в 1934 году накопились данные, и Клейст создал карту мозга, на которой четко прописаны ПФ.

В конце 19 века приходит новое направление – антилокализационизм ( другое название эквипотенциализм)

Антилокализационизм

3) Флоренс (физиолог экспериментатор), примерно 1842. Он был не согласен с узким локализационизмом. Он говорил: «физические процессы слишком сложны чтобы быть упакованными в одну или две структуры». Одна и та же функция может нарушаться при поражении разных зон. Флоренс исследовал птиц. У петуха он перерезал нервы сгибателей и разгибателей крыла и поменял их местами. В итоге крыло машет как и раньше, а, значит, структуры мозга равноценны, мозг эквипотенциален.

4) Гольц (конец 19 века). Применял метод раздражения и удаления мозговых структур. На примере собаки он показал, что при удалении мозговых структур психика восстанавливается.

5) Лэшли (книга «Мозг и интеллект»). Обучал крыс решению задачи: прохождение лабиринта. После опыта прохождения лабиринта у крыс удаляли участки мозга. В независимости от того какую часть мозга удаляли, крысы продолжали решать лабиринтную задачу (т. е. навык сохраняется). Если удаляется более 2/3 мозга, то животное теряется в лабиринте, но не все так просто: при удалении мозжечка крыса задачу решала, но способ достижения цели специфичен (крыса не бежала, а катилась кубарем).

6) Джексон (вторая половина 19 века, невролог, психолог). Он изучал нарушение речи при поражении мозга и пришел к выводу, что:

-никогда ни одна ПФ не нарушается целиком и полностью

-ПФ нарушается в зависимости от уровня: произвольного или не произвольного. Он сделал этот вывод спомощью своего пациента, который мог говорить и понимать, но не мог повторять даже простые слова. Джексон завел больного эмоционально и больной сказал: нет, доктор, я не могу повторить слово нет. В связи с этим Джексон вводит понятие вертикальной организации мозга. 3 уровня: стволовый (низкий уровень), сенсорные центры(средний уровень), лобные доли(высший уровень).

Вывод Джексона: локализация есть, но сложная, представлена в различных подсистемах нервной ткани.

В основе эквипотенциализма находилась школа гештальт-психологии.

Оценка локализационизма (позитивная):

1) мозг все таки дифференцированная структура

2) на основании расстройства психики, можно локализовать поражение мозга

Оценка антилокализационизма (позитивная):

1) мозг работает, как целое.

2) была показана пластичность мозга, т.е. возможность его восстановления после повреждения и в связи с этим пластичность ПФ и компенсаторные возможности среди них.

У локализационизма и антилокализационизма есть общий недостаток: они декларировали прямую связь между психикой и мозгом (т. е. мозг рассматривался, как ткань, вырабатывающая психику; т. е. параллелизм: мозг – ткань, психика продукт ткани);

Павлов говорил, что не следует связывать психику человека с работой мозга «нельзя непространственные представления психологи, наложить на пространственную структуру мозга». Т. е. мозг очень сложно устроен: извилины, клетки, подкорка… А в психологии нет аналогов для сопоставления. Единицы анализа психики не накладываются на эти тонкости.

Ноэтическое направление

Это промежуточное направление между локализационизмом и антилокализационизмом. Монаков и Гольдштейн поделили психику на элементарные процессы(закрепленные в филогенезе) и на сложные ПФ (например мышление). Они по-разному локализованы: элементарные имеют четкую локализацию, а сложные не могут прямо локализованными; поэтому при повреждении этих зон происходят разного рода расстройства.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 778; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.