Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Опорні конспекти

2.12.11

Инструменты. Теория Хайдера, P-O-X. P – воспринимающий субъект, O – значимый другой, Х – объект по отношению к кот. определяются отношения P и O. Это происходит в голове одного человека. Разработаны типы отношений: нравится/не нравится, любит/не любит. Правило транзитивности: отношения могут переноситься. В зависимости от того, как относится О и Х к П, П и О к Х. Рассматриваются диадические отношения, когда есть партнер по общению. Сбалансированная структура – баланс присутствует в когнитивной с-ме П, если он воспринимает всю ситуацию в гармонии, без стресса. Это отношение оценки, который носит позитивного отношения (воспринимаемые). Позитивные отношения транзитивны, если между П и О + отношения, и у О + отношение к Х, то + отношение будет между П и Х. Если между П и О +, О и Х -, то П и Х -. Негативное отношение не транзитивно. Отношение П к О, то П к Х не распространяется. Когнитивная структура сбалансирована, если + отношения транзитивны и – не транзитивны. Несбалансированна – когда + не транзитивны а – транзитивны. 4 треугольника различных вариантов отношений. Если структура несбалансированна: снова 4 варианта. Диагностика когнитивной структуры субъекта восприятия, что может помочь спрогнозировать отношения или помогать анализировать отношения. Недостаток в том, что Хайдер не рассматривал то, как изменить отношение.

Теория Ньюкома предлагает выход. Диссонанс и консонанс. Схема ABX. Ситуация диссонанса – когда отношение А к Б сходится с отношением … А воспринимает как консонанс – сходство своего отношения к Х, и Б к Х. Диссонанс – расходятся отношения А к Б, и Б к Х, но А хорошо к Х. Ньюком предлагает развивать вести переговоры. Можно рассмотреть варианты изменения отношений. Пример с бизнесменом. Хочет купить лодку, а жена против. А – реципиент (воспринимающий). Б – источник инфы, Х – объект, по отношению к которому. Когнитивные теории впервые изучали социальные процессы??, противопоставление бихевиоризму, обратили внимание на когнитивные процессы, но они не объясняли, откуда берутся когнитивные структуры, и абсолютизировали их, не рассматривали их в связи с другими процессами, кот. оказывают влияние на поведение.

2. Исследование атрибутивных процессов. Как люди интерпретируют поведение других людей в условиях недостаточной инфы. Часто предполагаем причины поведения другого человека, индифидуально-психологич. характеристики. Человек не может существовать в ситуации неопределенности. Механизм интерпретации – приписывание – атрибуция. Достраиваем, доконструируем ситуацию. Два способа – 1. на основании сходства поведения с каким-либо образцом, имеющемся в прошлом опыте субъекта, 2. на основе анализа собственных мотивов, черт, предполагаемых в аналогичной ситуации. Существует с-ма приписываний. 1. приписываем причины поведения для понимания. Изначально был термин каузальная атрибуция. Но поняли. что не только причины: эмоц. состояния, мотивы, хар-ки. - > Атрибутивные процессы. Основной фокус – выявление способов приписывания. Феномен сверхатрибуции – переоцениваем личностную обусловленность процесса, и недооцениваем обстоятельственную. Обнаружено Россом. Распространяется на многие сферы. -> Фундаментальная ошибка атрибуции. Ошибка – искажение, предубеждение. Были выявлены различные виды атрибуции, ошибки при вынеении атрибутивных суждений. Виды: личностная (причина приписывается личности), стимульная (причина приписывается объекту), обстоятельственная. Кроме фундаментальной ошибки есть мотивационная. Они связаны с переоценкой субъектом своего вклада в происходящее. Виды ошибок, следствие ошибок. Следствие ошибки фундаментальной атрибуции – позиция деятеля/наблюдателя; атрибуция неравных возможностей (люди склонны отождествлять людей и социальные роли и переоценивать личностные причины поведения). Следствие мотивационной ошибки атрибуции - атрибуция успеха/неудачи (успехи – личностным особенностям, неуспех – обстоятельствам). Одно из объяснений фундаментальной ошибки атрибуции – культурная. Исследование индийских детей Дж. Миллер. Исследование Роттера – локус контроля. Арансон: двухступенчатая модель, кот. минимизирует фундаментальную ошибку. 1. люди автоматически совершают ошибку. 2.. обращение к осознанию, предложение обдумать возможные ситуационные причины. Тем самым приспосабливаем атрибуцию так, чтобы учитывать ситуацию. Атрибуция – приписывание. Ф-ции атрибуции: 1. возможность контролировать и предупреждать влияния окр. мира. 2. формирование эмоц. реакций, чувств, аттитюдов. 3. основа, на кот. формируются ожидания и поведения людей. 4. упрощает мир, приводит к ошибкам, может быть причиной конфликтов. непонимания, возможность быстро сориентироваться.

Развитие исследования эмоциональных реакций. 70-ые годы. Область исследования аттракций. Особый круг проблема межличностного восприятия… Как формируются эмоциональные отношения (но основе оценок, установок). Аттракция – привлечение, привлекательность – процесс формирования привлекательность, продукт формирования привлекательности, исследование того, как формируются предпочтения с другими, условий взаимного притяжения. Аттракция – эмоциональная реакция, имеющая предметом другого человека. Социальная установка, в кот. доминирует эмоциональный компонент. Факторы, способствующие формированию + отношений: пространственная близость (люди находятся в дружески отношениях с теми, кто находится в непосредственной близости с ними), знакомство, сходство, личностные качества индивида. 1. Ф-циональное расстояние – задается формулировкой пространства. Люди, находящиеся в пространственной близости, воспринимаются как более доступные. Если между людьми есть конфликты, то пространственная близость и увеличение контактов наоборот увеличивает негативное. Если люди похожи, то… Фактор знакомства. Простое предъявление. Исследование Зайонса (показывали фото, чем чаще, тем более нравились). Если объект изначально воспринимался благосклонно, то эффект знакомства, частого предъявления способствует. - -> -. Часто – пресыщение. Нравятся люди, похожие цстановками, ценностями, жизненным опытом, качествами (имеется в виду не только реальное сходство). Дон Вен разработал технику иллюзорного другого для выявления влияния фактора сходства на симпатию. Симпатия не возникает, если сходство вскрывает угрозу для нас. Если мы чувствуем, что другой принимает нас, то тогда различия не мешают возникновению симпатии. 4-ый фактор: личностные характеристики. Норман Андрсон составил список качеств. Среди желательных качеств – сердечность (дружелюбие, оптимистич. взгляд, позитивное поведение).и компетентность. Единственный фактор, кот. влияет – физическая привлекательность. В основе – стереотип восприятия. Физически приятные люди наделяются и другими чертами +. Влияние внешней привлекательности снижается по мере углубления отношений.

Агрессия – настойчивые поведенческие реакции человека; р-ции, связанные с нанесением вреда человеку. Физическое или вербальное поведение, направленное на причинение кому-либо вреда. 2 типа: враждебная (основа на чувстве злости, цель – подчинить вред), инструментальная (причинение вреда – не самоцель, а средство достижения другой позитивной цели). 3 теории агрессии: 1. врожденное поведение. 2. естественная реакция на фрустрацию. 3. результат социального научения. 1. Фрейд, Лоренс. Фрейд считал, что агрессия – перенесение инстинкта смерти с себя на другого. Лоренс рассматривает агрессию как саморазрушительное, адаптивное поведение. Теория Долларда – фрустрация (всё, что препятствует достижению цели) всегда ведет к проявлению какой-либо агрессии. Далеко не всякая фрустрация приводит к агрессивному поведению. Есть механизмы регулирования поведения. Берковиц: Фрустрация вызывает озлобление и эмоциональную готовность реагировать агрессивно. Исследовал стимулы, связанные с агрессией. Оружие, кот. находится в поле зрения. Бандура: человек научается агрессии как модели поведения. Наблюдая за людьми и результатами их действий. В зависимости от того, какие модели демонстрируются – те ребенок и усваивает. Если агрессивное поведение награждается, то легче демонстрируется.

Исследование привлекательности.

Социальная психология малых групп.

Улучшение показателей индивидуальной деятельности в присутствии других людей – социальная фасилитация (1890), по сравнению с тем, как они действуют в одиночку. Противопложный – эффект социальной ингибиции, социальное торможение, когда в присутствии индивидуальные показатели деятельности более низкие. Социальная фасилитация есть тогда, когда хорошо обученные люди выполняют легкую работу, а второе – когда плохо обученные выполняют трудную. Присутствие других усиливает мотивацию, но будет ли она способствовать или препятствовать выполнению задачи, зависит от последней. Если нужны автоматические реакции, то тогда мотивация будет приносить пользу. Если задача требует сложного, невыученного поведения, то ухудшать. Стали изучать характеристики группы. … Верхняя граница – наличие непосредственных контактов, а нижняя – 2-3 человека. Классификация малых групп: более 50 оснований. 1. первичные (семья, соседи), вторичные. 2. формальные (возникают извне, структура и роли, позиции предписываются извне, и отношения) и неформальные.(внутри формальной, возникают между людьми потому, что они люди, по их интересам, на основе сходства установок, взглядов и т.д.).

з дисципліни

“Історія України”

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Атрибуции | Критерії навчальних досягнень учнів
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 318; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.