Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Атрибуции

18.11.11

Социальное познание или социальное мышление. Как познаем друг друга в процессе общения.

Три направления исследования: 1. исследование социальной перцепции – процесс социального восприятия, того, как формируется мнение о человеке, о группе, явлении. 2. теории когнитивного соответствия, развивается в рамках когнитивного подхода. 3. исследование атрибутивных процессов, атрибуция – приписывание, как мы объясняем что-либо, поведение группы, какие причины приписываем соц. объектам. Эти направления появились в такой логике.

Исследование социальной перцепции, Дж. Брунер. 1947 г. Изначально под этим термином понималась социальная детерминация перцептивных процессов. Какие процессы лежат в основе, детерминируют. Потом стали говорить, что соц. перцепция – процесс восприятия социальных объектов (человек, группа). Нам интересна межличностная перцепция – как один воспринимает другого. Исследование первого впечатления. Исследованиями первых впечатлений занимается Бодалев. В двух направлениях: 1. изучение, каким образом формируется первое впечатление. 2. изучение того, что влияет на формирование впечатления.Исследования проводились: 1. эксперимент, объект – молодой человек, 26 лет с артистическими способностями. 5 этапов. Каждый раз неодинаковое предъявление. Промежуток в три минуты для записи впечатлений. 1. человек просто заглядывал в аудиторию, искал кого-то, извинялся и уходил. 2. заходил, подошел к столу, постоял и ушел. 3. зашел, прошел между столами, заглянул в записи, погрозил пальцем отвлекающейся, посмотрел в окно и вышел. 4. зашел и прочитал басню Михалкова. 5. аудитория могла задавать любые вопросы, на кот. он должен был ответить. Как происходило восприятие? На каждом этапе аудитория узнавала все больше информации. 1. внешние характеристики. 2. экспрессивные моменты. 3. + описание психического состояния. 4,5. черты личности, вкусы, привязанности, кругозор. 1 этап: Наши первые впечатления зависят от того, что человек проявляет в данном ситуации: внешние признаки поведения. Влияют наши установки, наша Я-концепция и т.д. Влияет и то, какие особенности есть у субъекта восприятия. 2 этап: После 3-ей стадии содержательное представление о человеке. 3 этап: собственное мнение о человеке. 2. Факторы, детерминирующие впечатление о человеке. Влияние установки.

Эффекты межличностного восприятия: эффект установки, эффект стереотипизации, эффект ореола, эффект первичности и новизны (последовательности и новизны). Эффект установки – аттитюд. Польсие исследования, Польский крестьянин в Польше и США., те, кто имели позитивную соц установку – быстрее адаптировались; с негативной – тяжелее, многие вернулись. Установки берутся из жизни, мы усваиваем из опыта, формируется отношение к тем или иным событиям. Развитие установки, с 18 по 30 годы, все очарованы понятием, накопление установки. Социальная установка – и пси переживание ценности, знания, смысла социального объекта; состояние сознания индивида относительно некоторой социальной ценности; определенное состояние сознания и нс, которая выражается в определенных реакциях. Олпорт пришел к выводу, что у большинства ученых говорится о том, что соц. установка зависит от предшествующего опыта и выполняет ф-цию регуляции поведения. Лапьер, парадокс Лапьера, показал, что соц. установка и реальное поведение могут отличаться друг от друга. Он вместе с китайскими студентами в США и посетил 252 отеля и практически во все принимали хорошо. После года два разослал письма с отзывом с просьбой могут ли они надеяться, что им окажут такой же прием, если приедет с двумя китайцами. Ответных 128, остальные промолчали. Из 128 «+» 1 письмо. Установка к китайцам негативное, но поведение было +. В конце 30-х годов 2-ой этап падения соц. установки, исследования, объясняющие парадокс Лапьера. Два направления по изучении. соц. установки: 1. анализ структуры соц. установки. 2. ф-ции соц. установки. 1. Смит описал структуру. 3 уровня: 1. когнитивный (знания о том объекте, убеждения, мысли, представления). 2. аффективный (отношение, чувства). 3. поведенческий (предполагаемые действия по отношению к объекту восприятия). Если реклама начинает работать как соц. установка, то она эффективна. 2. Ф-ции установки: защитная (имеем возможность защитить своя Я от негативной инфы, поддерживать самооценку), ф-ция самореализации (мы выражаем отношение к тому объекту, который воспринимаем, свои ценности), приспособительная (утилитарная, инструментальная, когда используем установку в практических целя, для достижения чего-либо). Объяснеия парадокса: в той или иной ситауции будет действовать определенная установка или определенный уровень установки. Рокич: есть установка на объект, а есть на ситуацию. В эксперименте Лапьера: установка на объект негативная, но в реальности – установка на ситуацию. Фишбейн: 2 вида установок: коцептуальные, ситуативные. Второй период – до середины 20 века. Упадок интереса. В 50-60 годы возрождение интереса, стали проводиться исследования. Соц. установка – осознание, оценка и готовность воспринимать и действовать определенным образом по отношению к объекту восприятия. В 75-м году появилась концепция диспозиционная концепция регуляции социального поведения личности. В.А. пришел к выводу, что существуют виды установок, разного уровня и он сформулировал две идеи: 1. человек обладает сложной с-мой диспозиций (внутренние характеристики), которые регулируют его поведение и деятельности, 2. диспозиции имеют иерархическое строение. Установки – предрасположенности, которые регулируют поведение человека. 4 уровня диспозиций: 1. уровень элементарных диспозиций, элементарных фиксированных установок (то, что описывал Узнадзе, проявляются в простых ситуаций для удовлетворения витальные (жизненно необходимых) потребностей человека). 2. социальные установки, которые формируются на основе потребности в общении. 3. базовые социальные установки, которые выражают отношение человека к разным социальным областям. 4. с-ма ценностных ориентаций личности, проявляются в значимых социальных ситуациях (цели принципы). Дальнейшие исследования были направлены на то, чтобы выяснить условия, в которых формируются какие установки. Было показано, что существует многофакторное влияние на поведение человека. установка предсказывает поведение только тогда, когда она в точности соответствует изучаемому явлению. Возможность объяснения поведения, предсказания зависит от силы установки, устойчивая, четкая, повторяющаяся установка, которая касается ценностей личности, интересов человека. Стереотипизация – отнесение человека к той или иной группе и наделение его чертами этой группы. В основе лежит понятие стереотипа – это устойчивый образ какого-то социального объекта (профессиональная группа, по национальности, группа по внешности). «+» ф-ции 1. ускоряют процесс познания, процесс принятия решений. 2. сокращают время реагирования. 3. помогают принимать решения в условиях дефицита информации. Негативные стороны, это образ упрощенный, чаще всего приводит к искажению реального образа. На основе стереотипов формируются предрассудки – негативные установки. Понятие стереотипа было описано в 22 году Липман и он говорил, что стереотип – штамп, клише, фиксированная картинка о чем-либо в голове человека. Эффект ореола: оценка отдельных качеств влияет на общую оценку человека. Позитивный ореол, негативный ореол. Эффект первичности и новизны: касается незнакомого человека, суть в том, что если человек не знаком, то наибольшее влияние оказывает первое впечатление, информация.. Если знаком – то последняя, новая. Механизмы взаимопонимания: 1. идентификация (способ понимания другого путем отождествления себя с ним), 2. эмпатии (эмоциональное проникновение во внутренний мир другого человека). 3. социальной рефлексии (понимание того, как нас воспринимает партнер по общению).

II. Теории когнитивного соответствия. теор. направление, цель кот. описать внутренние характеристики человека, обуславливающие его соц. поведение. Суть в том, чтобы объяснить социальное поведение человека при помощи исследований и описаний его познавательных процессов. Когнитивисты говорят о том, что впечатления организуются в связанные интерпретации и в рез-те возникают идеи, ожидания, установки, верования, которые выступают регуляторами поведения. Формируются когниции – совокупность знаний об окружающем мире. Источники: гештальт-теории и теория Курта Левина. Кгниции мгут быть в сбалансированном и в несбалансированном состоянии. Если второе – то человек испытывает дискомфорт, неудобство, ему хочется восстановить баланс. Теория структурного баланса Хайдера. Психология должна изучать наивного человека с улицы. Изучать житейскую психологию, которой руководствуются люди. В основе теории 1. человек в своих суждениях о мире стремится к сбалансированной когнитивной структуре. 2. идея приписывания, когнитивная атрибуция. суть кот. в том, что человек не может существовать в неопределенном мире, виде, ситуации. Человек стремится интерпретировать и объяснить все, с чем он сталкивается. Понятие баланса/дисбаланса. 1. Ситуация, в кот. объекты восприятия и эмоций существуют без стресса. 2. Ситуации, вызывающие стресс, что ведет к напряжению и требует сил для восстановления баланса. Хайдер не предлагает для сбалансирования ситуации. На этот вопрос отвечает другая теория Ньюкоматеория коммуникативных действий (нужно поменять отношение). Теория Таненбаума и Осборна – теория конгруэнтности, говорит не только об изменении отношения, нужно придумать, как измерить интенсивность изменений) Теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера. Это конфликт между двумя или более когнициями. Нужно: изменить одну из когниций; снизить значимость из когниций; добавить новую кгницию.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Исследование коммуникаций | Опорні конспекти
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 420; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.