Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие о социальном сиротстве, его причины и масштабы распространения в современном белорусском об­ществе

Тема 7. Социально-правовые аспекты охраны прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

1.Понятие о социальном сиротстве, его причины и масштабы распространения в современном белорусском об­ществе.

2. Факторы и причины социального сиротства в Республике Беларусь.

3. Правовые и юридические основания лишения ро­дительских прав. Понятие об ограничении в роди­тельских правах.

4. Процедура и последствия лишения родительских прав.

Рекомендуемая литература

 

1. Кодекс Республики Беларусь о браке и семье: 9 июля 1999 г. № 278-3. – Минск: Амалфея, 2010. –168 с.

2. Овсеенко, Л.П. Взаимодействие социального педагога с семьями, находящимися в социально опасном положении / Л.П. Овсеенко // Сацыяльна-педагагiчная работа. – 2009. – № 1. –С. 49–52.

3. Чечет, В. В. Пути сокращения социального сиротства в Беларуси / В.В. Чечет // Сацыяльна-педагагiчная работа. – 2009. – № 2. – С. 10–13.

4. Чечет, В. В. Педагогика семейного воспитания: учеб. пособие / В. В. Чечет. – Минск: Пачатковая школа, 2007. – 184 с.

Сиротство – состояние ребенка-сироты, т.е. ребенка или несовершеннолетнего, у которого умер один или оба родителя. Социальное сиротство – негативное социальное явление, которое характеризует образ жизни несовершеннолетних детей до 18 лет, оставшихся без попечения родителей. У этих детей в большинстве своем имеются живые биологические родители, лишенные родительских прав и страдающие тяжелыми заболеваниями, в том числе психическими, вследствие алкоголизма или наркомании.

Таким образом, к категории детей, оставшихся без попечения родителей, относятся дети, у которых родители:

ü умерли;

ü лишены родительских прав;

ü ограничены в родительских правах;

ü признаны безвестно отсутствующими;

ü недееспособны (ограничено дееспособны);

ü отбывают наказание в исправительных колониях;

ü обвиняются в совершении преступления и находятся под стражей;

ü уклоняются от воспитания детей;

ü отказываются забрать детей из лечебных, социальных учреждений, куда ребенок помещен временно.

В связи с этим с 2006 г. в Беларуси для решения вопросов социальной защиты детства принято Положение о Национальной комиссии по правам ребенка, которое наделило ее полномочиями, позволяющими принимать решения в сфере защиты прав и законных интересов детей и влиять на деятельность республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов и иных организаций по реализации актов законодательства, государственных программ по поддержке детей, защите их прав и законных интересов.

В настоящее время в государстве реализуется программа по жизнеустройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Дети Беларуси – 2015». Целью данной программы является максимальное замещение институционального воспитания данной категории детей семейными формами воспитания. Прежде всего, это касается вновь осиротевших детей и детей раннего и младшего возраста.

К сожалению не все дети могут быть немедленно усыновлены, на все имеют достойных родственников, желающих взять их под опеку.

По данным Национального центра усыновления в Республике Беларусь на 01.01. 2008 г. насчитывалось 28 173 ребенка, имеющих статус детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, что составляет 1,7% от численности всех детей страны в возрасте до 18 лет включительно (1 819 095). Из них 10 376 детей находятся на государственной опеке, 17 797 – на частной. По статистике ежегодно боле 4 тыс. детей лишаются попечения родителей. И от 270 до 500 детей отказываются сами родители. Из них около 8% оказываются брошенными несовершеннолетними мамами, около 8–9% – отказные дети-инвалиды. Каждый год возрастает число детей, так называемых «социальных сирот».

По состоянию на 01.01.2008 г. в Беларуси дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей воспитывались в 127 школах-интернатах; в 32 детских домах; в 136 детских социальных приютах; в учреждениях, которые обеспечивают получение профессионально-технического образования; в учреждениях, которые обеспечивают получение среднего специального образования, – 1914 чел.; в высших учебных заведениях; в 56 домах семейного типа; в 10 домах ребенка системы Министерства здравоохранения; в 9 домах-интернатах Министерства труда и социальной защиты;

Количество детей, находящихся на воспитании в семьях граждан в 2008 г. составило более 24 тыс. детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Из них находились на частной опеке:

· в опекунских семьях – 11 038 чел.;

· в приемных семьях – 5 845 чел.;

· в детских домах семейного типа – 914 чел.;

Также данная категория детей воспитывалась в 4 детских деревнях – 336 чел., в семьях усыновителей – 6 192 чел.

На момент ноября 2010 г. в республике насчитывалось 26 048 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Из них 12 478 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитываются в замещающих семьях белорусских граждан.

Следует дополнить к этому перечню ряд семей, имеющих статус гостевых, которые регулярно принимают детей из детских домов и школ-интернатов на выходные и каникулы.

Для повышения степени ответственности родителей за воспитание детей и формирование эффективной помощи родителям, у которых отобрали детей, и детям, оказавшимся в социально опасном положении, создана разветвленная сеть учреждений социального обслуживания: 145 социально-педагогических учреждений (99 социально-педагогических центров с приютами, 37 детских социальных приютов, 9 социально-педагогических центров), 146 центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации. Создание сети этих учреждений в системе образования позволило избежать такого явления, как беспризорность. Новые социально-педагогические учреждения содействуют успешному разрешению проблемы социального сиротства, устраивая детей в замещающие семьи и сохраняя их в биологических семьях.

Одним из основных направлений деятельности новых учреждений является работа с семьями социального риска, их сопровождение, своевременное выявление семейного неблагополучия в целях профилактики социального сиротства детей. Квалифицированные специалисты оказывают таким семьям юридические, медицинские услуги; осуществляют социальную, педагогическую, психологическую и дефектологическую помощь детям и их родителям.

На сегодняшний день в республике определены границы ответственности всех государственных органов в работе с семьей, что позволяет, во-первых, повысить ответственность каждого органа и учреждения за результативность работы по сохранению семьи и, во-вторых, более эффективно использовать все имеющиеся в районе (городе) ресурсы для выведения семьи из социально опасного положения и профилактики социального сиротства.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
По работЕ с детьми, подвергшимися жестокому обращению | Правовые и юридические основания лишения ро­дительских прав. Понятие об ограничении в роди­тельских правах
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 761; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.