Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Процедура и последствия лишения родительских прав




Декретом Президента РБ № 18 от 24 ноября 2006 г. «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях» предусмотрено, что государственные органы, иные организации, граждане, располагающие сведениями о детях, находящихся, в социально опасном положении, обязаны немедленно сообщить об этом в комиссию по делам несовершеннолетних, орган опеки и попечительства, другие государственные организации, уполномоченные законодательством осуществлять защиту прав и законных интересов детей, по месту нахож­дения этих детей.

При наличии оснований, названных в Декрете, комис­сия по делам несовершеннолетних районного (городского) исполнительного комитета, местной администрации по месту нахождения ребенка в трехдневный срок принимает решение о признании ребенка нуждающимся в государственной защите, об отобрании ребенка у родителей (единственного родителя), установлении ему статуса ребенка, оставшегося без попечения родителей, помещении ребенка на государственное обеспечение (решение об отобрании ребенка). При вынесении решения об отобрании ребенка комиссия по делам несовершеннолетних выполняет функции органов опеки и попечительства.

О принятом решении об отобрании ребенка в трехдневный срок уведомляется прокурор. В случае выявления нарушений законодательства при вынесении данного решения прокурор в трехдневный срок после получения этого решения обязан внести представление о его отмене.

Декретом установлено, что отобрание ребенка осуществляется в течение дня, следующего за днем вынесения решения об отобрании ребенка, комиссией, формируемой комиссией по делам несовершеннолетних. В состав комиссии включаются представители управления (отдела) образования местного исполнительного и распорядительного органа (управление (отдел) образования), органа внутренних дел и при необходимости управления (комите­та, отдела) здравоохранения местного исполнительного и распорядительного органа, а также иных организаций.

После отобрания ребенок помещается на государственное обеспечение в порядке, установленном законодательством. В исключительных случаях при непосредственной угрозе жизни или здоровью ребенка решение о немедленном отобрании его вправе принимать орган опеки и попечительства соответствии с частью 2 ст. 85 КоБС. В соответствии с п. 5 Декрета № 18 руководитель районного (городского) исполнительного комитета обязан не позднее двух недель со дня вынесения комиссией по делам несовершеннолетних решения об отобрании ребенка утвердить план защиты прав и законных интересов ребенка.В данном плане определяется комплекс мероприятий по восстановлению семьи. План защиты прав и законных интересов ребенка является обязательным для исполнения государственными органами, иными организа­циями, их должностными лицами.

Пунктом 6 Декрета установлено, что неработающие родители с момента отобрания ребенка берутся на учет в органах внутренних дел для профилактического наблюдения и в установленном порядке подлежат обязательной государственной дактилоскопической регистрации. При необходимости эти лица обеспечиваются документами, удостоверяющими личность.

Со дня принятия комиссией по делам несовершеннолетних решения об отобрании ребенка родителям ребенка пре­кращается выплата государственных пособий семьям, воспитывающим детей.

Пенсия, назначенная ребенку, выплачивается в установленном законодательством порядке. Согласно п. 7 Декрета суд, органы уголовного преследования должны информировать управление (отдел) образования по месту жительства родителей о принятом решении об ограничении дееспособности родителей, о заключении их под стражу, помещении в лечебно-трудовые профилактории, розыске, об осуждении, о признании безвестно отсутствующими, об объявлении умершими, если дети указанных лиц остаются без попечения родителей, не позднее следующего дня после принятия этого решения независимо от времени вступления его в силу для обеспечения государственной защиты детей в таких семьях.

В соответствии с Декретом комиссия по делам несовер­шеннолетних после вынесения решения об отобрании ре­бенка обязана:

1) в течение пяти рабочих дней информировать о при­нятом решении организации по месту работы роди­телей, у которых отобраны дети, а в случаях, когда родители не работают или когда ребенку назначена пенсия, – управление (отдел) по труду и социальной защите местного исполнительного и распорядитель­ного органа;

2) в шестимесячный срок принять соответствующее ре­шение:

– о возвращении ребенка родителям, если устранены при­чины, послужившие основанием для отобрания ре­бенка, с одновременным уведомлением об этом орга­низаций по месту работы родителей, у которых отобраны дети, и (или) управления (отдела) по тру­ду и социальной защите местного исполнительного и распорядительного органа;

– об обращении в суд с иском о лишении родителей (единственного родителя) родительских прав.

Соответствующий иск в суд предъявляется по месту на­хождения (жительства) ребенка управлением (отделом) обра­зования или учреждением, в котором находится ребенок, не позднее пяти рабочих дней после вынесения комиссией по делам несовершеннолетних решения, об обращении в суд о лишении родителей (единственного родителя) родитель­ских прав.

Иск о лишении родительских прав вправе предъявить один из родителей, опекун, попечитель ребенка, прокурор, орган опеки и попечительства, комиссия (инспекция) по делам несовершеннолетних, другие государственные органы, учреждения и организации, на которые возложена обязанность по защите прав и интересов несовершеннолетних детей (ст. 81 КоБС),

Управления юстиции областных (Минского городского) исполнительных комитетов в необходимых случаях обяза­ны оказывать правовую помощь указанным государствен­ным органам (организациям) при предъявлении в суды ис­ков о лишении родителей (единственного родителя) родительских прав.

При предъявлении иска в суд должны быть представлены следующие необходимые документы и письменные доказательства:

ü копия свидетельства о рождении ребенка;

ü акт обследования условий жизни ребенка;

ü заключение органа опеки и попечительства;

ü имеющиеся отношение к рассматриваемому делу протоколы органов внутренних дел, копии приговоров судов;

ü постановления органов внутренних дел, иных судебных органов;

ü характеристики родителей;

ü документы медицинских учреждений о том, что родители страдают хроническим алкоголизмом, наркоманией;

ü заключения медицинских учреждений;

ü справки о среднемесячной заработной плате родителей.

Заключение органов опеки и попечительства должно быть получено судом до назначения судебного разбирательства. Ответчиком по делам о лишении родительских прав могут быть только родители или один из них.

Лишение родительских прав производится только в судебном порядке. Никакой другой орган, кроме суда, не вправе принять решение о лишении родительских прав. Дела о лишении родительских прав рассматриваются с обязательным участием прокурора и представителя органа опеки и попечительства. Если в рассмотрении дела не участвовал прокурор, то согласно ст. 404 ГПК неучастие прокурора в деле может явиться основанием к отмене решения.

Орган опеки и попечительства обязан участвовать в рассмотрении дел данной категории в силу осуществления им функций по охране прав и интересов детей. Органы опеки и попечительства могут выступать в процессе и по собственной инициативе, если они являются истцами о лишении родительских прав, а также по инициативе суда.

Иск о лишении родительских прав предъявляется по месту жительства ответчика (ст. 46 ГПК).

Отстранение опекуна (попечителя) от выполнения его обязанностей в связи с недобросовестным отношением к воспитанию ребенка решается не судом, а органом опеки и попечительства. Если лицо, отстраненное от обязанностей опекуна (попечителя), отказывается передать ребенка, к нему может быть предъявлен иск.

Иски о лишении родительских прав не предъявляются к усыновителям и лицам, фактически воспитывающим ребенка, не указанным в качестве родителей в актовой записи о его рождении. Ненадлежащее выполнение усыновителем своих обязанностей может явиться основанием к отмене усыновления судом (ст. 137 КоБС).

В порядке подготовки дела к судебному разбирательству судья опрашивает истца, если им является один из родителей, а также ответчика с целью установления круга доказательств, которые могут быть использованы для подтверждения требований истца и возражений ответчика. Необходимо выяснить место нахождения детей. Эти сведения необходимы для правильной подготовки дела к судебному разбирательству и последующего решения судьбы ребенка. Участие в суде отдела образования в качества органа опеки и попечительства обязательно, так как ребенок, в интересах которого возбуждено дело, в силу своего малолетства, неможет сам защитить свои интересы. И в тех случаях, когда ему исполнилось 14 лет, он не может лично участвовать в процессе в качестве истца в связи со спецификой дела. Родители как законные представители несовершеннолетнего также не могут защитить его интересы по той причине, что они являются ответчиками по делу. Но и в тех случаях, когда иск предъявлен лишь к одному из родителей, второй привлекается в процессе для защиты собственных интересов в качестве третьего лица. Поэтому отдел образования может не только предъявить иск в интересах несовершеннолетнего, но и заменить его опекуна или попечителя в судебном процессе. Одновременно отдел образования проводит обследование условий жизни ребенка и дает заключение по делу. По этим обстоятельствам участие отдела образования в делах о лишении родительских прав обязательно и тогда, когда иск предъявлен не им.

Если иск предъявлен к одному из родителей, суд в порядке подготовки к судебному разбирательству выясняет место жительства другого родителя и привлекает его к участию в деле в качестве третьего лица. В случае, когда второй родитель желает взять ребенка ксебе на воспитание, он выступает третьим лицом с самостоятельным исковым требованием. Свои требования он может заявить уже на стадии подготовки дела к судебному разбирательству посредством подачи искового заявления. Если второй родитель самостоятельных исковых требований не заявит, он выступает в качестве третьего лица без самостоятельных исковых требований.Однако участие в суде второго родителя обязательно, поскольку решение суда, так или иначе, может повлиять на его права и обязанности в отношении ребенка или другого родителя. Если другой родитель сам уклоняется от исполнения своих родительских обязанностей или имеются иные основания лишения его родительских прав, он привлекаетсяк участию в деле в качестве второго ответчика.

На стадии подготовки дела к судебному разбирательствусуду необходимо разрешить целый ряд других важнейших вопросов:

– о вызове в судебное заседание свидетелей и истребовании письменных доказательств;

– о допущении к участию в судебном разбирательстве представителей общественных объединений и трудовых коллективов.

На практике по делам о лишении родительских прав истцычасто заявляют ходатайства о прекращении производствав связи с отказом от иска, мотивируя это тем, что ко времени рассмотрения дела ответчик изменил свое поведение ивоспитывает детей надлежащим образом. Истинностьтакого обоснования суд обязан проверить. Суд может прекратить дело лишь после проверки правдивости и обоснованности такого заявления, убедившись в том, что прекращением дела не будут нарушены права несовершеннолетних.Если же суд не сочтет возможным принять отказ от иска, он выносит мотивированное определение об этом и переходит к рассмотрению дела по существу.

Собранные по делу доказательства в ходе судебного разбирательства подлежат тщательной проверке. При этом суды должны учитывать конкретные условия, в которых воспитывалисьдети, их возраст, особенности развития, взаимоотношения родителей, отношение к ним детей, условия жизни отдельно живущего родителя, возможность положительного или отрицательного влияния его на детей и другие обстоятельства, установленные в судебном заседании.

Лишение родительских прав – крайняя мера. В исключительных случаях суд, несмотря на доказанность вины родителей, с учетом характера виновного поведения родителя, его личности, наличия возможности изменения обстановки проживания ребенка в семье в лучшую сторону и изменения отношения к ребенку, убежденности, что в дальнейшем интересы ребенка не будут нарушаться и ухудшаться, а также при наличии других установленных судом обстоятельств, вправе отказать в иске о лишении родительских прав. В таких случаях суд должен предупредить ответчика о необходимости изменить отношение к воспитанию детей и возложить на орган опеки и попечительства контроль за исполнением этим родителем его обязанностей.

Принимая решение об отказе в иске о лишении родительских прав, суд при наличии указанных обстоятельств может также вынести решение об отобрании ребенка у родителей и передаче его на попечение органов опеки и попечительства, если этого требуют интересы ребенка (ограничение в родительских правах).

В целом стратегию организации патронатной деятельности органов защиты детства можно представить в виде следующего алгоритма:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 502; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.