Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социальное расследование в ходе социально-профи-лактической работы с семьей, находящейся в социально опасном положении.

На современном этапе социально-профилактическая работа с семьей, находящейся в социально опасном положении, основывается на реализации комплекса программ. Профилактические программы нового поколения ориентированы на развитие современных методик и новых форм работы и реализуются по следующим направлениям:

· дети в учреждениях социальной поддержки;

· дифференцированный подход в работе с семьей и реабилитация;

· социальное расследование;

· работа с детьми из семей, страдающих алкогольной зависимостью;

· развитие ребенка и социальная поддержка семьи;

· система работы по устройству детей в приемные семьи;

· работа с биологическими родителями воспитанников приемных и опекунских семей, детских домов семейного типа;

· модель современного реабилитационного лагеря.

Рассмотрим содержание работы по некоторым направлениям.

Социальное расследование. Это сбор сведений, предоставленных всеми учреждениями и системами, работающими с ребенком и семьей. Расследование является реакцией на сообщение о случае жестокого обращения с детьми или неудовлетворения их жизненных потребностей; представляет собой процесс сбора информации, а также сбор и анализ фактов, доказывающих неблагополучие ребенка.

В ходе расследования выясняются потребности ребенка, способности матери и отца быть родителями, сведения о семье и ее окружении.

Цель расследования: установление факта плохого обращения с ребенком; определение мер, направленных на защиту ребенка; сотрудничество с правоохранительными органами и прокуратурой в рассмотрении судебных дел.

Принципы проведения расследования: привлечение членов семьи; уважение прав родителей; сотрудничество; обеспечение полноты и точности собираемой информации.

План проведения расследования:

1) личные данные ребенка (ф.и.о., дата рождения, состав семьи, место проживания и образование родителей);

2) повод к расследованию (откуда поступила заявка);

3) контакты с социальной службой и другими уполномоченными органами (были ли ранее заявления относительно ребенка, проводилось ли ранее расследование, какие применялись меры помощи ребенку и семье);

4) семья и окружающая среда (условия проживания семьи, в том числе санитарно-гигиенические; наличие у ребенка своей комнаты или своего места для учебы и (или) игры; взаимоотношения родителей; заболевания; криминальные моменты в истории семьи; злоупотребление алкоголем, материальное положение, воспитание ребенка, сеть контактов);

5) ребенок (состояние здоровья, потребности, наличие ухода за ребенком и необходимой медицинской помощи и лечения, если он имеет различные заболевания или инвалидность, способен ли ребенок конструктивно взаимодействовать с другими; посещение детского сада или школы; соответствие развития ребенка возрастной норме и социального поведения его возрасту; увлечения ребенка; интерес родителей к учебе ребенка; сеть контактов; наличие значимых для ребенка людей в семье и (или) среди специалистов; взаимоотношения с родителями, учителями и сверстниками; употребление ПАВ и наличие других отклонений в поведении).

Социальному педагогу важно продумать, где и как будет проходить беседа, содержание вопросов. В ходе беседы ребенок должен сам осветить жизненную ситуацию, его представления о будущей жизни. Ребенку следует объяснить, почему осуществляется работа с его семьей, и что послужило поводом к встрече с ним и его родителями. Можно оставить ребенку свой номер телефона, чтобы он мог в случае необходимости связаться с педагогом или дорассказать то, что не смог или не захотел при первой встрече.

6) отношение матери, отца, опрошенных лиц к ситуации (личность ребенка, его характер и темперамент; способны ли направлять ребенка и устанавливать необходимые ограничения; взаимоотношения ребенка и родителей; защита ребенка от попадания в асоциальную компанию; помощь ребенку в преодолении жизненных проблем; оценка способности ребенка справляться со стрессовыми ситуациями).

Расследование зависит от вида поступившей заявки и его типы могут отличаться как по форме, так и по содержанию. Рассмотрим содержание расследования в зависимости от разных типов семей.

Расследование в случае алкогольной зависимости родителей. В связи с тем, что злоупотребление алкоголем родителями, как правило, отрицается или воспринимается стыдливо, вопросы, задаваемые им, должны быть без обвинения и нравоучения. Важно сосредоточить внимание родителей на воспитании детей: как можно помочь им в учебе, какие есть проблемы, что можно изменить прежде всего, какую помощь семья ожидает от социальной службы и т.д.

Необходимо выяснить, чем мать или отец злоупотребляют и в течение какого времени, наметить где и как можно осуществить их лечение. Здесь важно организовать сотрудничество с врачом-наркологом, чтобы точно установить степень зависимости и особенности лечения.

Социальный педагог, общаясь с родителями, должен стараться убедить их изменить образ жизни, а для этого пройти лечение. При этом необходимо продумать мероприятия по оказанию помощи детям в ситуации, когда родители уходят в запой, и в ситуации, когда родители будут находиться на лечении (обращение за помощью к родственникам и знакомым, организация жизнедеятельности ребенка в учебном учреждении через сферу внеклассной деятельности и группы продленного дня, временное помещение ребенка в приют и т.д.).

В условиях такой семьи важно выявить неблагополучие, когда ребенок еще маленький, и оказать ему своевременно помощь и поддержку, так как в подростковом возрасте это будет сделать уже сложнее (девочки становятся более замкнутыми, мальчики – агрессивными и конфликтными, однако у тех и других занижена самооценка).

Расследование при наличии психических заболеваний у родителей. Организация специалистами оценки заболевания. Если оно возникло после травмы или кризиса, родителям может быть оказана помощь, и на воспитании детей это отрицательно не повлияет. Если это сложное заболевание (шизофрения и др.), при котором наблюдаются галлюцинации, яркие отрицательные эмоции и т.д., то такие люди не могут выполнять родительские функции, и детей из этих семей необходимо изолировать. Детям при этом следует тактично рассказать о заболевании родителей и возможных последствиях, если не принять мер. В данном случае нужно обращать внимание на сеть контактов семьи (кто может поддержать в данном случае родителей и ребенка – родственники, знакомые, педагоги и т.д.).

Расследование при сексуальном насилии и избиении ребенка в семье. Если поступила заявка о подобных фактах, следует сразу связаться с милицией и разработать стратегию действий: с какими службами связаться, какую необходимо оказать помощь. Если ребенок проживает с человеком-насильником, то ребенок изымается из семьи или насильника по решению милиции арестовывают. Если информация не имеет достаточных доказательств, насильника могут не задержать. В этом случае социальная служба решает вопрос, как защитить и оградить ребенка в дальнейшем от подобных действий. Если есть риск повтора ситуации, ребенка изымают из семьи и помещают в приют на время расследования на основании УК РБ. На основании решения органов внутренних дел в этой ситуации может проводиться медицинское обследование ребенка. Если родители от него отказываются, то в этом случае прибегают к принудительным мерам, чтобы определить степень повреждения у ребенка внутренних органов.

Специалисты социально-педагогической службы (социальный педагог и психолог, если необходимо – участвует психиатр) должны провести собеседование с ребенком с целью получения конкретной необходимой информации. Здесь важно психологически грамотно и корректно формулировать вопросы, например:

– Кто для тебя ближе всех из твоего окружения, почему?

– Какие раньше были у вас взаимоотношения, какие обстоятельства повлияли на изменение отношений?

– Какой была обстановка в семье до появления проблемы? и т.д.

Ведя беседу с помощью таких циркулярных вопросов можно получить целостную картину проблемы.

Расследование в подобной ситуации должно быть закончено в течение 30 дней. По истечении этого времени нужно закрыть дело или приступить к оказанию семье необходимой социально помощи.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Система работы социального педагога по выявлению, признанию и учету детей, нуждающихся в государственной защите | Индивидуальный план по защите прав и законных интересов несовершеннолетнего
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 661; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.